ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная
обра іователыіая организация
«Национальныи социально-педагогический
HCПK
колледж»
ЗАРУБЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ УЧАСТНЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
дЕтЕЙ
Цели — изучение зарубежной политики в отношении участия в дополнительном образовании детей.
Дополнительное образование детей находится в центре внимания российского общества и государства. Активные семьи связывают с дополнительным образованием разнообразные возможности (развитие способностей, укрепление здоровья, эстетическое воспитание и др.) и стремятся вовлечь детей в дополнительные занятия, начиная с дошкольного возраста, не ограничиваясь, как правило, одним кружком или секцией. Государство видит в данном секторе особые ресурсы для подготовки детей к жизни и труду в быстро меняющемся мире и для формирования человеческого капитала, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность российской экономики. Наша страна, с одной стороны, сохранила большую часть инфраструктуры, традиции организации и содержания дополнительного образования советского периода, но наряду с этим ищет пути модернизации системы и внедрения инноваций. Высокие ожидания в отношении потенциала дополнительного образования формулируются и ведущими международными организациями: ЮНИСЕФ, ОЭСР.
Обсуждается влияние участия в дополнительном образовании на вовлеченность в основное образования и академические до- стижения, социальную активность, развитие социальных и эмоциональных качеств ребенка, преодоление неравенства. При этом отмечается, что институциональное устройство, формы и содержание дополнительного образования детей, реализуемые политики отличаются широкой вариативностью. Важно подчеркнуть, что данная область пока не стала предметом активных межстрановых сравнительных исследований, выделяющих наиболее эффективные решения и лучшие
практики.
Проведение анализа зарубежных систем дополнительного образования детей по единому набору параметров представляется, таким образом, полезным как для актуальных дискуссий, ведущихся в российском экспертном сообществе относительно эффективных моделей организации допол— нительного образования, обеспечивающих ero доступность и качество, так и для понимания трендов развития дополнительного образования в контексте глобальных вызовов ХХ1 века к системе образования.
Терминология играет ключевую роль для понимания
устройства зарубежных систем дополнительного образования, политики и регулирования. В табл. 1 представлены основные термины, используемые в дополнительном образовании Швеции, Испании, Великобритании, США, Австралии, Сингапура, интерпретация их значений, характеристика функций и политик в отношении участия детей на основании анализа официальных документов
и сайтов организаций, регулирующих дополнительное образование в стране.
Таблица 1. Понятийная база некоторых стран
Страна | Понятие | Значение | Функции дополнит ельного образова НиЯ | Участие |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Швеция | Ffitidshem4, | «Дом | «Группа | Необязате |
| Ffitidsklubb | свободного времени», | продленн oro дня», | льное |
| | «Icлyб сво- | организац | |
| | бодного | ия отдыха, | |
| | времени» | способ | |
| | | занять | |
| | | детей после занятий в школе, направлен о на эмоциона лЬнуЮ разгрузку ученика | |
Испания | Educacion complementa ria/ extraescolaf | Дополните льное /внешкольн ое образо- вание (любая внеурочная деятельнос ть) | Всесторон нее развитие ребенка, «Группа прод- ленного дня», повыше— ние «конкурен тоспособ- нОсТи» детей в будущем | Необязате льное |
Educacion compensativa /compensator іа5 | Компенсир ующее oб- разование, (культура, страноведе | Социальн o- культурна я адаптация , работа с | Обяза тельное на осно- вании решения школы ИЛИ |
4
| | ние, co- циальные нормы) | про- блемными детьми, раз— решение конфликт OB | муниципа литета относител ьно отдельных учеников |
Велико— британия | ExtracurfiCul ar activities, sиррlет entary education, addition a1 education, aftersch оо1 education , outdoor education, off-site activities | Внеклассно е обучение, дополнител ьное образовани е, обучение после школы, образовани е за пределами школы (физическа я актив- носТЬ, игры), ВИДЫ активн ости на свежем воздухе | Всесторон нее развитие ученика, повышени е академиче ских успехов | Необ язатель- ное, но жeлa- тельное |
Сингапур | Co—curriculaf education6 | Совмещаем ое обучение | Всесторон нее развитие ученика, | Обязатель ное (все ученики средней |
| | | повышени е во- влеченнос ТИ В основное обучение, поддержа ние ПOGTOЯHHO ГО ОВНЯ занятости детей, ПОВЫ- шение увереннос ти детей, развитие лидерских качеств | школы должны пройти МИНИМ М 1 курс) |
США | ExtracurfiCul ar activities, supplem entary education, addition a1 education , aftersch оо1 education outdoor education | Внеклассно е обучение, дополнител ьное образовани е, обучение после школы, образовани е за пределами школы (физическа | Всесторон нее развитие ученика, повышени е академиче ских успехов | Необязате льное, но жела- тельное |
6
| | я актив- игры) | | |
Австрали я | Extracurricul ar activities, sиррlет entary education | Внеклассно е обучение, дополнител ьное образовани е пред- полагает как обучение школьным предметам, так и любые другие виды внeIшaccнo активности (музыка, спорт, страноведе ние) | Социальн ая адаптация , всесторон нее развитие ученика, расширен ие кругозора | Необ язатель- ное, но жeлa- тельное |
Во всех исследуемых странах возраст детей, вовлекаемых в дополнительные занятия, в основном составляет 4—17 лет.
В Швеции за дополнительное образование отвечает Skolverket национальное агентство по образованию, контролирующее государственные школы. Согласно
информации на сайте, цель Icлyбoв дополнительного об- разования дополнить дошкольные и школьные занятия, дать родителям возможность совмещать выполнение родительских обязанностей с работой или учебой. «Центры дocyra» должны стимулировать развитие и обучение школьников, предлагать им приносящие пользу способы проведения свободного времени, развивать умение ребенка контактировать со сверстниками и вести себя в обществе.
Шведские термины обозначают