Файл: Повторение главных и второстепенных членов предложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План-конспект урока русского языка в 8 классе на тему:

«Повторение главных и второстепенных членов предложения».

Цели урока:

Образовательная: обобщить и систематизировать изученное о главных и второстепенных членах предложения;

-закрепить умения распознавать главные и второстепенные члены, их виды, способы выражения;

-формировать умения выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;

- анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к языку.

Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение видеть главные и второстепенные члены предложения; закрепить навык самостоятельно составлять предложения, включая указанные второстепенные члены предложения; учить видеть ошибки при выполнении синтаксического разбора; повторить некоторые виды орфограмм и пунктограмм;

Развивающие: привести в систему знания учащихся по теме; учить удерживать внимание во время слушания; развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ; учить самостоятельно работать

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.


Предметные: знать изучаемые материал, уметь применять правила на практике.

Тип урока: урок-обобщение

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Как настроение? Готовы на плодотворную работу?

Давайте соберем тетради с домашним заданием. Дежурные, раздайте, пожалуйста, проверенные тетради. Запишем число, «Классная работа». Для темы оставьте две строки, т.к. на одну строку тема не поместится.

  1. Погружение в языковую среду. Открытие темы. (5 мин)

Сегодня мы с вами продолжаем работу над совершенствованием знаний о языке. Начнем урок с орфографической и пунктуационной разминки.

1 ученик – индивидуально работает у доски, вставляет буквы. Остальные – на местах

Задание: списать текст стихотворения В.Федорова, вставляя пропущенные орфо- и пунктограммы.

Слова  дрова. Нас греет реч(?) 

Нас мыслей обж_га_т пламя. 

Душа пытливая как печ(?) 

Всё время топ_тся словами

В.Федоров

- Какова основная мысль стихотворения Василия Федорова? / Речь человека – это зеркало его души, отображение его внутреннего мира, доброе слово может согреть, утешить человека.

- А как можно охарактеризовать данное предложение с точки зрения синтаксиса? Выполним синтаксический разбор предложения.

Ученики комментируют разбор.

- Ребята, на следующем уроке вам предстоит выполнить контрольную работу. Как вы думаете, по какой теме?

Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить вид сказуемого. Проверить на слайде

  1. Маленькая гостиная была неуютной.

  2. Наше завтра будет прекрасно.

  3. Мы с Аликом принялись за работу.

  4. Прямо к станции летит тройка удалая.

  5. Я хотел бы помочь вам.

  6. Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

  7. Я готов с вами поспорить.

  8. У сильного всегда бессильный виноват.

  9. Пушкин – гений особого склада.

- С грамматической основой разобрались. А теперь вспомним, какой знак препинания может ставиться между подлежащим и сказуемым. (тире)

  1. Знание это сила.

  2. Умный смех как прекрасный источник энергии.

  3. Эти равнины словно бескрайнее море.

  4. Бедность не порок.

  5. Я всем чужой.

  6. Байкал самое глубокое озеро на планете.

  1. Сорока птица плутоватая.

  2. Земля под ними чёрная голая.

  3. Он скептик и материалист.

  4. Жизнь прожить не поле перейти.

  5. Жить Родине служить.

  6. Дважды два четыре.


- Внимание на доску.

- Прочитайте предложение. Согласны ли вы с таковым обозначением основы предложения?
Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.(огонь это дополнение)

(ошибка в обозначении дополнения)

Задание 1. Перепишите предложение. Если не согласны, исправьте, схематично докажите.
Задание 2. Выпишите словосочетание дополнение + главное слово (слайд).

1. Барышня взяла книгу и прочла несколько строк (Пушкин).

2. Помню я эту осень отлично (Паустовский).

3. Не видал я до той поры такой осени (Паустовский).

4. Он приказал мне выехать на полигон (Федосеев).
- Давайте повторим теорию. Что мы знаем об определении? (должны дать определение понятию, виды: согласованное, несогласованное, приложение)

Задание1. (устно) Замените согласованные определения несогласованными, а несогласованные - согласованными.
Мальчик из деревни,

клубничное варенье,

крыша из соломы,

листва берез,

городские ребята,

школа из кирпича,

дневник брата,

альбомный лист.

Задание2. (устно) - по СЛАЙДУ! Есть ли здесь согласованное или несогласованное определение? (слайд)
Каждая мелочь этого дня врезалась в память.

В нашем классе есть новенькие.

Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.

Ее преследовала мечта учиться в городе.
Задание3. (письменно)

- Бывают трудные случаи согласования определения с главным словом. Как быть в следующем случае? Что это за явление? Перепишите в тетрадь. (согласование определений с существительными общего рода) (слайд)

Мой младший брат .?. страшн… непоседа.

Лена в15 лет все еще так… невежа.

Меня лечила опытн… врач.

Она .?. грамотн… инженер.
Вопрос: Какие окончания должны быть на месте пропусков? Почему?

(Комментируют правило)
Систематизация знаний по теме «Приложение».

На слайде: схема: сущ.-сущ.
- Итак, поехали дальше! Готовы?
Это не обстоятельство

И не дополнение,

Похоже на определение,

Но это … (ответ учеников) приложение.
- Что такое приложение? В каких случаях ставится /не ставится дефис?
-Запишем цифровой диктант:

1- согласованное определение

2- несогласованное определение


3 - приложение

Прочититать,наслайде нет

Газета «Комсомольская правда»,

солдат-пехотинец,

разбитая ваза,

Москва-река,

платье в горошек,

город Волгоград,

яйца всмятку,

врач-стоматолог,

носки из шерсти,

карие глаза.
Проверим диктант (самопроверка по слайду) : 3313232321.
( Резервные задания к станции «Определение, в т.ч.приложение»:

  1. Сигнальные карточки (красный цвет – есть дефис в приложении, серый – нет дефиса)




  1. Творческое задание. Составьте сочинение по опорным словам о матерях.

Материнская забота, безграничная любовь, готовность пожертвовать всем, желание добра, святой человек, долг беречь и заботиться.)

- Итак, мы дошли до последней станции. Какой? (Обстоятельство)

- Что такое обстоятельство?

- Какие виды обстоятельств нам известны?

- Чтобы закрепить знания о них, я предлагаю заполнить таблицу.

Задание1 (письм). Таблица (самостоятельно на карточках)

- Впишите в соответствующие клетки: вид обстоятельства (1 строка), обстоятельственный вопрос ( 2 строка), пример (3 строка - слова даны внизу).


Виды

обстоя-

тельств

Уступки

?

Цели

Образа

действия

?

Времени

Причины

?

Вопросы



?

При каком условии?


?


?

Насколько


?


?

Где?

Куда?

Откуда?

?

?

?

?

?

?

?

?

?


Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень
Самопроверка по слайду.


  1. Самостоятельная работа (тест) ( 5 мин)




  1. Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
    - Урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

  2. Оценивание/самооценка.

  3. Оцените свою работу на уроке.


Прошу поднять руки тех, кто считает, что все, о чем говорили на уроке, знает и может объяснить товарищу. (поднимают руку те, кто претендует на «5»)

Кто считает, что все, о чем говорили на уроке, знает или понял, но не может объяснить товарищу? (поднимают руку те, кто претендует на «4»)

Кому было знакомо то, о чем сегодня говорили, но все же были затруднения, нужно повторить дополнительно некоторые темы? (поднимают руку те, кто претендует на «3»)

Кто ничего не понял и ничего не взял для себя на уроке? Таковых , я думаю, нет в классе.


  1. Выставление оценок.( 1 мин)


8. Домашнее задание (1 мин):

- упр. 124, стр.80

- готовиться к контрольному диктанту (контрольные вопросы для повторения),

- сочинение – миниатюра «Я хочу рассказать о своей маме…» (для желающих)
- Я надеюсь, что урок был всем полезен. Спасибо за активную работу!