Файл: Повторение главных и второстепенных членов предложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-конспект урока русского языка в 8 классе на тему:
«Повторение главных и второстепенных членов предложения».
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать изученное о главных и второстепенных членах предложения;
-закрепить умения распознавать главные и второстепенные члены, их виды, способы выражения;
-формировать умения выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;
- анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к языку.
Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать умение видеть главные и второстепенные члены предложения; закрепить навык самостоятельно составлять предложения, включая указанные второстепенные члены предложения; учить видеть ошибки при выполнении синтаксического разбора; повторить некоторые виды орфограмм и пунктограмм;
Развивающие: привести в систему знания учащихся по теме; учить удерживать внимание во время слушания; развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ; учить самостоятельно работать
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.
Предметные: знать изучаемые материал, уметь применять правила на практике.
Тип урока: урок-обобщение
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Как настроение? Готовы на плодотворную работу?
Давайте соберем тетради с домашним заданием. Дежурные, раздайте, пожалуйста, проверенные тетради. Запишем число, «Классная работа». Для темы оставьте две строки, т.к. на одну строку тема не поместится.
-
Погружение в языковую среду. Открытие темы. (5 мин)
Сегодня мы с вами продолжаем работу над совершенствованием знаний о языке. Начнем урок с орфографической и пунктуационной разминки.
1 ученик – индивидуально работает у доски, вставляет буквы. Остальные – на местах
Задание: списать текст стихотворения В.Федорова, вставляя пропущенные орфо- и пунктограммы.
Слова дрова. Нас греет реч(?)
Нас мыслей обж_га_т пламя.
Душа пытливая как печ(?)
Всё время топ_тся словами
В.Федоров
- Какова основная мысль стихотворения Василия Федорова? / Речь человека – это зеркало его души, отображение его внутреннего мира, доброе слово может согреть, утешить человека.
- А как можно охарактеризовать данное предложение с точки зрения синтаксиса? Выполним синтаксический разбор предложения.
Ученики комментируют разбор.
- Ребята, на следующем уроке вам предстоит выполнить контрольную работу. Как вы думаете, по какой теме?
Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить вид сказуемого. Проверить на слайде
-
Маленькая гостиная была неуютной. -
Наше завтра будет прекрасно. -
Мы с Аликом принялись за работу. -
Прямо к станции летит тройка удалая. -
Я хотел бы помочь вам. -
Несколько повозок въехало во двор гостиницы. -
Я готов с вами поспорить. -
У сильного всегда бессильный виноват. -
Пушкин – гений особого склада.
- С грамматической основой разобрались. А теперь вспомним, какой знак препинания может ставиться между подлежащим и сказуемым. (тире)
|
|
- Внимание на доску.
- Прочитайте предложение. Согласны ли вы с таковым обозначением основы предложения?
Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.(огонь это дополнение)
(ошибка в обозначении дополнения)
Задание 1. Перепишите предложение. Если не согласны, исправьте, схематично докажите.
Задание 2. Выпишите словосочетание дополнение + главное слово (слайд).
1. Барышня взяла книгу и прочла несколько строк (Пушкин).
2. Помню я эту осень отлично (Паустовский).
3. Не видал я до той поры такой осени (Паустовский).
4. Он приказал мне выехать на полигон (Федосеев).
- Давайте повторим теорию. Что мы знаем об определении? (должны дать определение понятию, виды: согласованное, несогласованное, приложение)
Задание1. (устно) Замените согласованные определения несогласованными, а несогласованные - согласованными.
Мальчик из деревни,
клубничное варенье,
крыша из соломы,
листва берез,
городские ребята,
школа из кирпича,
дневник брата,
альбомный лист.
Задание2. (устно) - по СЛАЙДУ! Есть ли здесь согласованное или несогласованное определение? (слайд)
Каждая мелочь этого дня врезалась в память.
В нашем классе есть новенькие.
Друзья просили ее спеть любимую песню о матери.
Ее преследовала мечта учиться в городе.
Задание3. (письменно)
- Бывают трудные случаи согласования определения с главным словом. Как быть в следующем случае? Что это за явление? Перепишите в тетрадь. (согласование определений с существительными общего рода) (слайд)
Мой младший брат .?. страшн… непоседа.
Лена в15 лет все еще так… невежа.
Меня лечила опытн… врач.
Она .?. грамотн… инженер.
Вопрос: Какие окончания должны быть на месте пропусков? Почему?
(Комментируют правило)
Систематизация знаний по теме «Приложение».
На слайде: схема: сущ.-сущ.
- Итак, поехали дальше! Готовы?
Это не обстоятельство
И не дополнение,
Похоже на определение,
Но это … (ответ учеников) приложение.
- Что такое приложение? В каких случаях ставится /не ставится дефис?
-Запишем цифровой диктант:
1- согласованное определение
2- несогласованное определение
3 - приложение
Прочититать,наслайде нет
Газета «Комсомольская правда»,
солдат-пехотинец,
разбитая ваза,
Москва-река,
платье в горошек,
город Волгоград,
яйца всмятку,
врач-стоматолог,
носки из шерсти,
карие глаза.
Проверим диктант (самопроверка по слайду) : 3313232321.
( Резервные задания к станции «Определение, в т.ч.приложение»:
-
Сигнальные карточки (красный цвет – есть дефис в приложении, серый – нет дефиса)
-
Творческое задание. Составьте сочинение по опорным словам о матерях.
Материнская забота, безграничная любовь, готовность пожертвовать всем, желание добра, святой человек, долг беречь и заботиться.)
- Итак, мы дошли до последней станции. Какой? (Обстоятельство)
- Что такое обстоятельство?
- Какие виды обстоятельств нам известны?
- Чтобы закрепить знания о них, я предлагаю заполнить таблицу.
Задание1 (письм). Таблица (самостоятельно на карточках)
- Впишите в соответствующие клетки: вид обстоятельства (1 строка), обстоятельственный вопрос ( 2 строка), пример (3 строка - слова даны внизу).
Виды обстоя- тельств | Уступки | ? | Цели | Образа действия | ? | Времени | Причины | ? |
Вопросы | ? | При каком условии? | ? | ? | Насколько | ? | ? | Где? Куда? Откуда? |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень
Самопроверка по слайду.
-
Самостоятельная работа (тест) ( 5 мин)
-
Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
- Урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей? -
Оценивание/самооценка. -
Оцените свою работу на уроке.
Прошу поднять руки тех, кто считает, что все, о чем говорили на уроке, знает и может объяснить товарищу. (поднимают руку те, кто претендует на «5»)
Кто считает, что все, о чем говорили на уроке, знает или понял, но не может объяснить товарищу? (поднимают руку те, кто претендует на «4»)
Кому было знакомо то, о чем сегодня говорили, но все же были затруднения, нужно повторить дополнительно некоторые темы? (поднимают руку те, кто претендует на «3»)
Кто ничего не понял и ничего не взял для себя на уроке? Таковых , я думаю, нет в классе.
-
Выставление оценок.( 1 мин)
8. Домашнее задание (1 мин):
- упр. 124, стр.80
- готовиться к контрольному диктанту (контрольные вопросы для повторения),
- сочинение – миниатюра «Я хочу рассказать о своей маме…» (для желающих)
- Я надеюсь, что урок был всем полезен. Спасибо за активную работу!