Файл: Урок истории по теме "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок истории по теме "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"




Цели урока. 

Образовательная:

  • Познакомить с хронологическими рамками греческой колонизации, объяснить ее причины, ход и итоги.

  • Сформировать у учащихся знания о процессе греческой колонизации.

  • Создать яркое представление об образе жизни колонистов, их отношениях с местными жителями;

  • Расширить представление о понятии колония, освоить новые термины - Великая греческая колонизация, метрополия, Эллада, эллины.

Развивающая:

  • Продолжить развивать у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, решать проблемные задачи.

  • Продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, опорными конспектами.

Воспитательная: Повышение интереса учащихся к истории.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: развивающий урок

Оборудование: опорный конспект “Греческая колонизация” (для учеников Приложение 2, для учителя Приложение 3), изображение археологических находок обнаруженных в бывших греческих колониях (Приложение 1, слайд 4), исторические карты “Финикийские мореплаватели” (Приложение 1, слайд 1), “Территория Греции в VIII в. до н.э. (Приложение 1, слайды 2, 3), “Образование греческих колоний в VIII-VI веках до н.э.” (Приложение 1, слайд 5), ролевые рассказы о греческих переселенцах (Приложение 4), таблица “Сравнение греческих и финикийских колоний” (для учеников Приложение 5, для учителя Приложение 6).

Основные понятия: колония, Великая греческая колонизация, метрополия, Эллада, эллины.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Вводно-мотивационная часть, выявление исходного противоречия и постановка учебной задачи урока. Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний.

 

Вопросы и задания:

Что такое колония? Какой народ основал первые колонии? Где они были расположены? (покажите на карте)(Приложение 1, слайд 1).

Задание:

Показать на карте территорию Греции к 8 в. до н.э. (Приложение 1, слайд 2).

Постановка проблемной ситуации:

Археологи находят тысячи древнегреческих предметов и архитектурных сооружений на берегах Средиземного и Черного морей. В Южной Италии открыты целые поселения и города; в египетских гробницах обнаружены сосуды, сделанные на о. Крит; на территории современных городов России и Украины (Севастополь (Херсонес), Керчь, Фанагория и др.) сохранились развалины древних греческих городов, монеты, предметы быта (Приложение 1, слайд 4).

Вопросы:

Какие выводы можно сделать на основе археологических данных? Почему в Средиземноморье и Причерноморье археологи находят предметы греческой культуры?

В 8-6 веках до н.э. в Греции возникали полисы, греческие города-государства были хорошо развиты, НО! тысячи эллинов покидали свою Родину, переселялись в дальние края. Почему древние греки покидали “процветающую” Грецию и переселялись в чужие земли? Что заставляло их бросать родной дом и уезжать в неведомые страны? Почему греческую колонизацию называют Великой?

Сегодня на уроке мы должны решить эту задачу, рассмотрев следующие вопросы: причины греческой колонизации, направления и итоги Великой греческой колонизации.

Отвечают, что термин “колония” происходит от римского слова “заселять” и означает “земли, организованно заселённые людьми — выходцами из других стран”. Первые колонии-поселения основывали финикийцы по берегам Средиземного моря.

Показывают территорию Греции к 8 веку до н.э.

(Пояснение: так как на карте (Приложение 1, слайд2) не выделена территория Греции 8 века до н.э., то учащиеся самостоятельно на электронной доске закрашивают указанную территорию. На слайде 3 представлен правильный ответ).

Ученики работают в парах, вырабатывают гипотезы.

При ответе учащиеся отмечают, что на территории Причерноморья и Средиземноморья, существовали греческие поселения, об этом свидетельствуют развалины храмов, крепостных стен греческих полисов и иных архитектурных сооружений, а также географические названия, находки предметов быта, вооружения, культа.

II. Организация учебной деятельности. Ответ на учебную задачу учащиеся должны найти самостоятельно, используя имеющуюся информацию.

1. Причины колонизации

Греки уезжали за море из разных городов. Представьте себе, что вы оказались в богатом торговом городе. Здесь собралось несколько сотен человек. Сейчас они нам расскажут об истинных причинах своего отъезда в далекие и невиданные земли.

Вопрос:

Какие категории населения покидали Грецию?

Задание: В опорном конспекте (Приложение 2) на ленте времени (стрелка КОГДА?) укажите хронологические рамки Великой греческой колонизации, а также запишите шесть категорий колонистов-переселенцев (стрелка КТО?).

Вопрос и задание:

Каковы причины греческой колонизации? В виде условных обозначений зарисуйте их в опорный конспект (Приложение2, стрелка ПОЧЕМУ?)

Ученики зачитывают рассказы о греческих переселенцах (Приложение 4) [ 1] :

1 ученик - Анаргирос

2 ученик - Джорджиос

3 ученик - Лукас

4, 5 ученики – братья Амфилон и Додор

6 ученик - Крайос

Учащиеся формулируют ответы.

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом, вносят временные рамки греческой колонизации (8-6 века до н.э.) и категории переселенцев:

1. Бедняки, задолжавшие знати

2. Крестьяне, потерявшие свои участки

3. Аристократы из тех городов, где к власти пришел демос

4. Вожаки демоса из городов, где победила знать

5. Купцы, разбогатевшие на заморской торговле

6. Ремесленники

Примерные ответы учеников:

  1. Рост населения в Греции

  2. Захват земли знатью

  3. Нехватка плодородных земель для простых греков

  4. Не доставало продуктов питания, возникла опасность голода

  5. Угроза долгового рабства

  6. Борьба демоса и знати

  7. Необходимость развития торговли

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

2. Местоположение греческих колоний.

Вопрос: 

Какое место вы выбрали бы на месте греков для строительства нового колониального поселения?

Совершенно верно, древние греки основывали поселения в удобных для жизни местах, с плодородными землями. Как правило, они находились на морском берегу, где были хорошие гавани. 

Задание:

С помощью карты определите, местоположение греческих колоний. Назовите важнейшие колонии греков (Приложение1, слайд5). В опорном конспекте укажите направления греческой колонизации (Приложение2, стрелка КУДА?).

Примерные ответы учеников:

1. Поближе к морю, с удобной бухтой

2. Рядом с пресной водой

3. Там, где много свободной земли.

Учащиеся отмечают, что колонии были расположены вдоль Черного и Средиземного морей. Направления колонизации - Малая Азия, Северное Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Пантикапей), Северная Африка, Южные Апеннины (Сиракузы), Северо-Западное Средиземноморье (Кирена).

Учащиеся работают в парах с опорным конспектом.

3. Жизнь в греческих колониях

Где бы ни жили греки, они чувствовали себя единым народом – эллинами, противостоящими невежественным варварам, как презрительно называли они негреческое население, живущее вокруг колоний.

Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: “метрополия”, то есть “город-мать”. Греки-колонисты в свою новую жизнь переносили все то, чего они достигли ранее, все то, что лежало в основе их культуры.

Для того чтобы знать о жизни греков в колониях, мы должны выслушать сообщение.

Задание:

На основе выше изложенного материала данных подтвердить или опровергнуть высказывание об общности культурных традиций, быта, политическом устройстве греческих колоний и метрополии.

Проверка опережающего задания о жизни колонистов (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. Греки и скифы на северных берегах Черного моря).

Примерные ответы учеников:

Колониальный город имел своё правительство, войско, казну и чеканил монету. Колонией управляло Народное собрание, выбираемое гражданами, были архонты и Городской совет. Живя в колониях, греки не прерывали связи со своим родным городом и сохраняли с ним дружественные отношения. Родной город они называли метрополией, что означает “мать-город”.

Греки-колонисты были верны своим традициям и обычаям, в колонии они переносили все то, что лежало в основе их культуры: язык, письменность, мифы, религиозные обряды, праздники, архитектуру, устройство жилища, предметы быта, украшения, государственное устройство полисов.

4. Значение колонизации

Задание:

Определите значение колонизации для греков.Ответ изобразите в виде опорного конспекта (Приложение 2, стрелка ИТОГИ).

Примерные ответы учеников:

1. Приобретение новых ценных территорий.

2. Колонизация расширила знания греков о других народах.

3. Греки осознали себя единым народом, отличающимся от других, они стали назвать себя эллинами, а родную страну – Элладой.

4. Колонизация способствовала успешному развитию торговли и ремесла, росту и обогащению городов (из Греции в колонии вывозили – вино, оливки, вазы, изделия ремесла; в Грецию из колоний ввозили - хлеб, скот, меха, рабу, соль, лес).

Работа учащихся с опорным конспектом.

III. Этап контроля и коррекции знаний, полученных в ходе самостоятельной работы учащихся

 

Вопрос: Почему греческую колонизацию называют Великой?

Примерные ответы учеников:

Греческая колонизация охватила всё Средиземноморье и Причерноморье, приобщила к эллинской культуре жителей колонизированных и соседних с ними земель. Колонизация носила организованный характер. Она способствовала развитию хозяйства и торговли греческих полисов. Греческая торговля приобрела международный характер.

Домашнее задание:

1. Параграф 32.

2. Используя дополнительную литературу найти ответ на вопрос: Какие современные государства и города существуют сейчас на землях бывших Греческих колоний?

3. Сравните греческую и финикийскую колонизации, используя следующую таблицу. (Приложение 5).


Список литературы:

1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории древнего мира (5 кл.). Пособие для учителей. Изд. 3-е, доп. и испр. М., “Просвещение”, 1977. 352 с. с ил.

Приложение (