ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология
Группа
Студент
МОСКВА 2021
-
Структура и функции современной семьи.
Семья - социальная группа, способствующая приобщению членов семьи к культурным ценностям, к первым социальным ролям, обретающая опыт поведения в обществе. Человек в семье осуществляет свои первые шаги, неслучайно, в песне поется: «Родительский дом начало-начал…».
В семье он познает первые радости, сталкивается с трудностями и выходит в общество, а если ему станет неуютно в мире, который, к сожалению, кроме добра несет немало зла, то он вернется в семью, которая является для него «надежным причалом».
Сфера семейной деятельности, общественные функции, индивидуальные функции:
1.Эмоциональная: Психологическая терапия и эмоциональная стабилизация индивидов. Эмоциональная поддержка между членами семьи и получение индивидами психологической защиты. Удовлетворение потребностей в любви и личном счастье.
2.Сексуальная: Сексуальный контроль. Удовлетворение интимных отношений.
3.Досуговая: Организация разнообразного досуга. Социальный контроль в сфере досуга. Взаимообогащение духовных интересов и удовлетворение потребностей в современном проведении досуга.
4.Социально-статусная: Предоставление определенного социального статуса семье. Удовлетворение потребностей в социальном продвижении. Воспроизводство социальной культуры.
5.Сфера духовного общения: Личностное развитие членов семьи. Духовное обогащение членов семьи. Закрепление дружеских отношений между парой.
6.Сфера первичного социального контроля: Ответственность и обязательства между супругами, детьми, родителями, даже включая прародителей, еще можно отметить моральную регламентацию поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности. Поддержание и формирование моральных и правовых санкций за нарушение моральных норм взаимоотношений между семьей и недопустимое поведение.
7.Экономическая: Экономическая поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов общества. Получение денежных средств из одной семьи другой семьей, т.е. в случае обмена за услуги или нетрудоспособности.
8.Хозяйственно-бытовая: Уход за детьми и поддержание физического здоровья всего общества. Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других семей.
9.Воспитательная: Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребностей в контактах с детьми, в родительстве, самореализации в детях, их воспитании.
10.Репродуктивная: Биологическое воспроизводство общества. Удовлетворение потребностей в продолжении рода, в детях.
В современной семье важная роль принадлежит супругам, которые в будущем становятся также и родителями. Поэтому все разновидности семейных функций разделяются на несколько групп: супружеские функции и родительские. В группу супружеских функций входят представительская функция, т.е. супруги представляют семью выступающую в других ячейках общества – семьях, учреждениях, организациях и.т.д.; сексуально эротическая, эмоциональная, управленческая: организаторами жизнедеятельности семьи в целом являются оба супруга, функция первичного социального контроля, хозяйственно-бытовая. Функции культурного общения проявляются в выполнении желаний, в совместном отдыхе, взаимном духовном обогащении. Составные компоненты этой функции - взаимодействие со средствами массовой информации, внутрисемейное общение, влияние семьи на окружающий мир, природу, социальную среду, искусство и литературу. Счастливым браком можно назвать отношения супругов, в процессе которых появляются положительные эмоции и обмен полезной информацией. Важным условием данного обмена является системе усвоенных правил и нравственных норм. Значение этой функции – получение взаимопонимания для укрепления семьи. Поэтому чтобы повысить культуру общения нужно совершенствовать духовные отношения.
Семья объединяет не только супругов, а также детей и других родственников, кроме того близких и необходимых им людей. По мнению Антонова, семья общность людей, связанная узами родства: родительства, супружества, осуществляющая воспроизведение населения и наследственность семейных поколений, поддержание жизни близких людей, социализацию детей.
В структуре семейных отношений, зависящих от особенностей эмоционального общения родителей и детей американский психолог Л. Вюрсмер различает четыре типа семей, с вариантами патологии семейного общения:
1.Семья с «травматизацией детей». Люди, которые подвергались насилию в детские годы, могут стать агрессивными или жертвой насильников в зрелые годы. Но в любом случае, испытав чувство боли, стыда, унижения, беспомощности в результате родительского насилия они могут стать алкоголиками или наркоманами в подростковом и взрослом возрасте .
2.«Навязчивая семья». Чрезмерный контроль за каждым шагом ребенка, который вызывает у него чувство злости и стыда перед сверстниками. Родители в таких семьях возлагают на ребенка огромные надежды на его способности; из-за этого возникают лицемерные роли, используемые детьми для своей защиты, что тоже может привести к злоупотреблению спиртным и приему наркотиков.
3.«Лживая семья». В такой семье «процветает» ложь, главной эмоцией ребенка является стыд за взрослых, утрачивается ощущение реальности, появляется отчуждение, фальшивость отношений в семье приводит к употребление психоактивных веществ.
4.«Ненадежная семья, непоследовательная». В ней нет единства требований к ребенку со стороны родителей. Нарушается стабильность сверх «Я». Это одна из причин десоциолизации ребенка и как последствие тяга к употреблению психоактивных веществ.
Все функции семьи социальны, поэтому общество оказывает непосредственное воздействие на них. В результате выполнения семейных функций удовлетворяются потребности членов семьи и общества в целом. Функции семьи всегда неизменны, но в зависимости от социальных условий происходят изменения в их значимости и потребности. В современной семье изменяются функции, влияющие в обществе на установки, ценности, представления, идеалы и поведение человека; повысился уровень внебрачных детей, увеличился процент супружеских измен и др. Существуют факторы, которые негативно отражаются на реализацию семьей ее важных функций, к таким факторам можно отнести: условия совместного проживания (нет собственности и финансовых возможностей на приобретение ее); черты характера членов семьи (расхождения в жизненных ценностях, мировоззрениях, темпераментах), взаимоотношения в семье, что может привести к ее распаду.
2. Традиционная (патриархальная) семья
Патриархальная семья состоит из нескольких поколений ближайших родственников, живущих под одной крышей и ведущих совместное хозяйство. Муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей. За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.
Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена является домохозяйкой, от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.
В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж – единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность – естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности.
В патриархальных обществах, жена считалась «собственностью» мужа. Поскольку жена являлась имуществом мужа, а дочь являлась имуществом отца, на Руси сам брак представлял собой «покупку» невесты женихом у её отца с уплатой ему стоимости женщины — так называемый «выкуп невесты» (калым). Выйти замуж можно было лишь раз в жизни для женщины, однако на мужчин данное правило не распространялось. После смерти мужа вдовы оставались не нужными обществу, так как не могли больше выйти замуж.5
Отличительные признаки патриархальной семьи – патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь, когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.
Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р. Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей „главного добытчика“ имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».
Современная семья - институционализированная общность, складывающаяся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей и их воспитание.7
Семья переживает сложный этап эволюции, перехода от традиционной модели к новой. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Разрушаются прежние самобытные устои семьи. А.И. Волкова отмечает, что изменяются виды внутрисемейных отношений, упрощается структура семьи – наиболее распространена нуклеарная, состоящая из родителей и детей. Другими становятся система власти и подчинения – ориентация супругов на обоюдную ответственность за жизнедеятельность семьи (эгалитарный тип руководства). Т.М. Трапезникова подчеркивает снижение значимости традиционных семейных функций – рождения и воспитания детей, решения чисто бытовых вопросов.
«Основной семейной стратегией в настоящее время, – считает Е.М. Черняк, – становится стратегия выживания из-за материальной нестабильности и психологической угнетенности». Она подчеркивает, что для современной семьи характерны женская «монополия», потеря мужского престижа, снижение семейной воспитательной функции.
По мнению Д.С. Уоллерстайн, главное достоинство современного брака – гибкость по сравнению с единообразием прошлого.
Анализируя особенности современной семьи С.И. Голод отмечает тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности, распространение добрачной практики сексуального поведения молодежи, которое по своим мотивам непосредственно не связано ни с прокреативными, ни с брачными интересами, рост доли добрачных зачатий. Современная семья эволюционирует в своей супружеской форме, что означает выдвижение на первый план значения супружества, обладающего статусом самостоятельной ценности. Превращение любви в основной мотив брака расширяет, по мнению А.Г. Харчева, круг моральных требований, предъявляемых супругами друг к другу, повышает ожидания, связанные с супружеством.