ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В социальной психологии существует многолетняя традиция исследования и психологических свойств объекта восприятия, то есть наблюдаемого лица. При этом, большинство исследований являются попыткой ответить на вопрос: какие психологические и прочие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем, на что прежде всего обращают внимание люди, оценивая партнеров по общению?
К таким наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: выражение его лица (мимика), способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа) и особенности голоса и речи. При этом исследования показывают, что можно выделить как широко распространенные, «интернациональные» жесты, позы и прочие признаки, имеющие почти одинаковую интерпретацию в различных культурах, так и достаточно специфические средства, замечаемые и оцениваемые только людьми определенной национальной или культурной группы.
Оборудование занятия
Набор демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающий тематические иллюстрации, соответствующие рабочей программе дисциплины – мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран); усилитель для микрофона, микрофон, доска учебная, учебные парты, стулья. Стол для преподавателей, стул для преподавателя. Набор демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающий тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин – мультимедийный комплекс (ноутбук, телевизор).
План занятия:
-
Контроль исходного уровня знаний. -
Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, и коррекция усвоенного материала (устный опрос). -
Практическая работа студентов. -
Заслушивание рефератов, подготовленных студентами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия. -
Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу обучающихся по данной теме с использованием тестовых заданий, контрольных вопросов по теме занятия. -
Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.
Список литературы:
-
Кромская, Н. Ф. Медицинская психология. Контрольно-оценочные средства: учебно-методическое пособие для СПО / Н. Ф. Кромская. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 120 с. – ISBN 978-5-8114-7455-4. – URL: https://e.lanbook.com/book/160135. – Текст: электронный. -
Ларенцова, Л. И. Психология взаимоотношений врача и пациента: учебное пособие / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова. – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2014. – 152 с. – ISBN 978–5–9704–2935–8. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html. – Текст: электронный. -
Лукацкий, М. А. Педагогическая наука. История и современность : учебное пособие / М. А. Лукацкий. – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 448 с. – ISBN 978–5–9704–2087–4. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420874.html. – Текст: электронный. -
Лукацкий, М. А. Психология / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2017. – 704 с. – ISBN 978–5–9704–4084–1. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970440841.html. – Текст: электронный. -
Островская, И. В. Психология общения : учебник / И. В. Островская. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 192 с. - 192 с. - ISBN 978-5-9704-5572-2. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455722.html (дата обращения: 18.08.2021). -
Сидоров, П. И. Клиническая психология / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2010. – 880 с. – ISBN 978–5–9704–1407–1. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html. – Текст: электронный. -
Якуничева, О. Н. Психология. Упражнения, развивающие память, внимание, мышление : учебное пособие для СПО / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 44 с. – ISBN 978-5-8114-7467-7. – URL: https://e.lanbook.com/book/160149. – Текст: электронный.
Комплект тестовых заданий для текущего контроля уровня знаний по данной теме с эталонами ответов.
1. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ:
1) это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами
человеческих отношений
2) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов
3) вид межгрупповых и внутригрупповых контактов
4) процесс взаимодействия врача и пациента
2. ИМПЕРАТИВ И МАНИПУЛЯЦИЯ ЯВЛЯЮТСЯ РАЗНОВИДНОСТЬЮ КАКОГО ВИДА ОБЩЕНИЯ:
1) межличностное
2) ролевое
3) ритуальное
4) монологическое
5) диалогическое
3. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК:
1) процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению
2) процесс, происходящий между коммуникатором и реципиентом
3) процесс взаимодействия различных социальных групп
4) процесс восприятия одним человеком другого
4. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ:
1) информация, которая возвращается от коммуникатора к реципиенту
2) информация о том, как реципиент оценивает коммуникатора, как оценивает его поведения и слова
3) взаимодействие между коммуникатором и реципиентом
4) обмен информацией
5. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПРОЦЕС:
1) процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения, и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого
2) восприятие, возникающее на основе взаимодействия
3) восприятие происходящее между коммуникатором и реципиентом
4) взаимодействие различных социальных групп
6. ИНТЕРАКЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПРОЦЕСС:
1) взаимодействие
2) восприятие
3) самореализация
4) самоэффективность
7. ЛИШНЯЯ КАТЕГОРИЯ В СХЕМЕ БЕЙЛСА:
1) область позитивных эмоций
2) область решения проблем
3) область постановки проблем
4) область негативных эмоций
5) область межличностных конфликтов
8.К ЗНАКОВЫМ СИСТЕМАМ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕ ОТНОСИТСЯ
1) оптико-кинетическая
2) паралингвистическая
3) визуальный контакт
4) семиотическая
9. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК
1) процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению
последней в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению.
2) процесс, происходящий между коммуникатором и реципиентом
3) процесс взаимодействия различных социальных групп
4) процесс восприятия одним человеком другого
10. Я-КОНЦЕПЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК
1) самооценка личности
2) представление личности о себе
3) зеркальное отражение Я
4) смосознание
Комплект (ситуационных) профессиональных задач с эталонами ответов
Ситуационная задача №1
Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации
1: Характеристика трансактного анализа?
2: В данной ситуации определите позицию?
Ответ 1: Взрослый обращается к взрослому, обратная связь получена от ребенка.
Ответ 2: Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Ситуационная задача №2
С вашей точки зрения, все правила этикета сводятся к простоте, естественности и дружелюбию, а общение должно приносить радость. Вы находитесь на деловой встрече, в ходе которой партнеры пытаются манипулировать друг другом ради достижения собственных интересов. Каждый ведет свою игру. Вы заинтересованы в положительном исходе встречи, но такой подход к делу вызывает у вас отвращение.
1) Играть по общим правилам или согласно своим жизненным принципам?
2) Что вы будете делать?
Ответ 1: Играть по общим правилам.
Ответ 2: Стоит проанализировать ситуацию с точки зрения положительных и отрицательных исходов данной встречи.