Файл: Кафедра психологии и поведенческой медицины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В социальной психологии существует многолетняя традиция исследования и психологических свойств объекта восприятия, то есть наблюдаемого лица. При этом, большинство исследований являются попыткой ответить на вопрос: какие психологические и прочие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем, на что прежде всего обращают внимание люди, оценивая партнеров по общению?

К таким наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести: выражение его лица (мимика), способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа) и особенности голоса и речи. При этом исследования показывают, что можно выделить как широко распространенные, «интернациональные» жесты, позы и прочие признаки, имеющие почти одинаковую интерпретацию в различных культурах, так и достаточно специфические средства, замечаемые и оцениваемые только людьми определенной национальной или культурной группы.
Оборудование занятия
Набор демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающий тематические иллюстрации, соответствующие рабочей программе дисциплины – мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран); усилитель для микрофона, микрофон, доска учебная, учебные парты, стулья. Стол для преподавателей, стул для преподавателя. Набор демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающий тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин – мультимедийный комплекс (ноутбук, телевизор).

План занятия:

  • Контроль исходного уровня знаний.

  • Разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, и коррекция усвоенного материала (устный опрос).

  • Практическая работа студентов.

  • Заслушивание рефератов, подготовленных студентами по актуальным вопросам темы занятия, их обсуждение, дискуссия.

  • Контроль полученных на данном занятии знаний, включая знание материала, выделенного на самостоятельную работу обучающихся по данной теме с использованием тестовых заданий, контрольных вопросов по теме занятия.

  • Задание на следующее занятие с выделением материала для самостоятельной работы.



Список литературы:


  1. Кромская, Н. Ф. Медицинская психология. Контрольно-оценочные средства: учебно-методическое пособие для СПО / Н. Ф. Кромская. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 120 с. – ISBN 978-5-8114-7455-4. – URL: https://e.lanbook.com/book/160135. – Текст: электронный.

  2. Ларенцова, Л. И. Психология взаимоотношений врача и пациента: учебное пособие / Л. И. Ларенцова, Н. Б. Смирнова. – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2014. – 152 с. – ISBN 978–5–9704–2935–8. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429358.html. – Текст: электронный.

  3. Лукацкий, М. А. Педагогическая наука. История и современность : учебное пособие / М. А. Лукацкий. – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2012. – 448 с. – ISBN 978–5–9704–2087–4. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420874.html. – Текст: электронный.

  4. Лукацкий, М. А. Психология / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2017. – 704 с. – ISBN 978–5–9704–4084–1. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970440841.html. – Текст: электронный.

  5. Островская, И. В. Психология общения : учебник / И. В. Островская. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 192 с. - 192 с. - ISBN 978-5-9704-5572-2. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455722.html (дата обращения: 18.08.2021).

  6. Сидоров, П. И. Клиническая психология / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. – Москва : ГЭОТАР–Медиа, 2010. – 880 с. – ISBN 978–5–9704–1407–1. – URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414071.html. – Текст: электронный.

  7. Якуничева, О. Н. Психология. Упражнения, развивающие память, внимание, мышление : учебное пособие для СПО / О. Н. Якуничева, А. П. Прокофьева. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 44 с. – ISBN 978-5-8114-7467-7. – URL: https://e.lanbook.com/book/160149. – Текст: электронный.




Комплект тестовых заданий для текущего контроля уровня знаний по данной теме с эталонами ответов.

1. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ:

1) это универсальная реальность бытия человека, порождаемая и поддерживаемая разнообразными формами

человеческих отношений

2) процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов

3) вид межгрупповых и внутригрупповых контактов

4) процесс взаимодействия врача и пациента
2. ИМПЕРАТИВ И МАНИПУЛЯЦИЯ ЯВЛЯЮТСЯ РАЗНОВИДНОСТЬЮ КАКОГО ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) межличностное

2) ролевое

3) ритуальное

4) монологическое

5) диалогическое
3. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК:

1) процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению

2) процесс, происходящий между коммуникатором и реципиентом

3) процесс взаимодействия различных социальных групп

4) процесс восприятия одним человеком другого

4. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ:

1) информация, которая возвращается от коммуникатора к реципиенту

2) информация о том, как реципиент оценивает коммуникатора, как оценивает его поведения и слова

3) взаимодействие между коммуникатором и реципиентом

4) обмен информацией
5. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПРОЦЕС:

1) процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения, и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого

2) восприятие, возникающее на основе взаимодействия

3) восприятие происходящее между коммуникатором и реципиентом

4) взаимодействие различных социальных групп
6. ИНТЕРАКЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК ПРОЦЕСС:

1) взаимодействие

2) восприятие

3) самореализация

4) самоэффективность
7. ЛИШНЯЯ КАТЕГОРИЯ В СХЕМЕ БЕЙЛСА:

1) область позитивных эмоций

2) область решения проблем

3) область постановки проблем

4) область негативных эмоций

5) область межличностных конфликтов
8.К ЗНАКОВЫМ СИСТЕМАМ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НЕ ОТНОСИТСЯ

1) оптико-кинетическая

2) паралингвистическая

3) визуальный контакт

4) семиотическая
9. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК

1) процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению



последней в общем информационном поле, создаваемом партнерами по общению.

2) процесс, происходящий между коммуникатором и реципиентом

3) процесс взаимодействия различных социальных групп

4) процесс восприятия одним человеком другого
10. Я-КОНЦЕПЦИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК

1) самооценка личности

2) представление личности о себе

3) зеркальное отражение Я

4) смосознание
Комплект (ситуационных) профессиональных задач с эталонами ответов
Ситуационная задача №1
Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации
1: Характеристика трансактного анализа?

2: В данной ситуации определите позицию?
Ответ 1: Взрослый обращается к взрослому, обратная связь получена от ребенка.

Ответ 2: Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Ситуационная задача №2
С вашей точки зрения, все правила этикета сводятся к простоте, естественности и дружелюбию, а общение должно приносить радость. Вы находитесь на деловой встрече, в ходе которой партнеры пытаются манипулировать друг другом ради достижения собственных интересов. Каждый ведет свою игру. Вы заинтересованы в положительном исходе встречи, но такой подход к делу вызывает у вас отвращение.

1) Играть по общим правилам или согласно своим жизненным принципам?

2) Что вы будете делать?
Ответ 1: Играть по общим правилам.

Ответ 2: Стоит проанализировать ситуацию с точки зрения положительных и отрицательных исходов данной встречи.