Файл: И. Н. Максимова метрологическое обеспечение строительства рекомендовано Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный строительный.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
числа 0,149 дает 0,1; числа 0,153 дает 0,2.
9. Целые числа округляются по правилам, изложенным в пи. Например, округление числа 12456 до двух значащих цифр дает
12
×
10 Вопросы для самопроверки
1. Как обозначается относительная единица промилле
2. Каково правильное написание величины и единицы
80 км в час 160 Вт/(м
2
·
К); С
3. Какова правильная запись величины и допускаемого отклонения
200±20,20; 0,90±0,10; 20
·
10
C4
±2?
4. Какая величина должна приводиться в качестве характеристики материала или вещества
5. Какими правилами необходимо руководствоваться при записи и округлении чисел
6. В чем различие терминов величина, размер и размерность величины
7. Каковы правила написания и обозначения производных единиц
9. Целые числа округляются по правилам, изложенным в пи. Например, округление числа 12456 до двух значащих цифр дает
12
×
10 Вопросы для самопроверки
1. Как обозначается относительная единица промилле
2. Каково правильное написание величины и единицы
80 км в час 160 Вт/(м
2
·
К); С
3. Какова правильная запись величины и допускаемого отклонения
200±20,20; 0,90±0,10; 20
·
10
C4
±2?
4. Какая величина должна приводиться в качестве характеристики материала или вещества
5. Какими правилами необходимо руководствоваться при записи и округлении чисел
6. В чем различие терминов величина, размер и размерность величины
7. Каковы правила написания и обозначения производных единиц
71 4. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В процессе осуществляемой в Российской Федерации административной реформы сформировалась следующая структура системы обеспечения единства измерений, включающая
– уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющие функции по нормативноCправовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и государственному надзору в области обеспечения единства измерений
– территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (офиц. аббрев. Росстандарт), осуществляющие государственный метрологический надзор
– федеральные государственные научные метрологические институты, подведомственные Росстандарту (в настоящее время ФГУП НИИ
– Государственную службу времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственную службу стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственную службу стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД);
– государственные региональные центры метрологии, подведомственные Росстандарту (в настоящее время ФГУ ЦСМ);
– метрологические службы юридических лиц
– аккредитованные организации в области метрологии
– государственную эталонную базу
– комплекс нормативноCтехнических документов в области метрологии (более 3000). В настоящее время государственное регулирование процесса обеспечения единства измерений в Российской Федерации осуществляется Минпромторгом России и Росстандартом, введении которого находятся 7 федеральных научноCисследовательских метрологических институтов, 86 государственных региональных центров метрологии,
7 межрегиональных территориальных управлений. Государственная эталонная база содержит 150 государственных первичных эталонов, 312 вторичных эталонов, в т.ч. 52 военных эталона, и около 100 тысяч рабочих эталонов. Всего в стране в эксплуатации находится около 1,0 млрд средств измерений.
В сферах, подлежащих государственному регулированию, действуют более 1200 аккредитованных лабораторий в области поверки. Основная задача Правительства Российской Федерации в области метрологии заключается в формировании в стране такого положения, при котором обеспечивается доверие к результатам измерений, а также – непрерывное развитие метрологии, достаточное для эффективного метрологического обеспечения приоритетных, перспективных задач в жизненно важных сферах экономики, обороны и социального развития Российской Федерации. На Минпромторг России возложена обязанность по выработке государственной политики и нормативноCправовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Росстандарт выполняет функции по оказанию государственных услуги управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, осуществлению государственного метрологического надзора, а также по межрегиональной и межотраслевой координации деятельности в области обеспечения единства измерений и взаимодействию в установленном порядке с международными организациями в сфере обеспечения единства измерений. В настоящее время Государственную метрологическую службу России возглавляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится введении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Росстандарт выполняет функции по оказанию государственных услуги управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, осуществлению государственного метрологического надзора, а также по межрегиональной и межотраслевой координации деятельности в области обеспечения единства измерений и взаимодействию в установленном порядке с международными организациями в сфере обеспечения единства измерений. В настоящее время Государственную метрологическую службу России возглавляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), которое входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится введении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294. Международное сотрудничество Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии осуществляется в рамках
Международной Организации Законодательной Метрологии
(
МОЗМ) (http://www.oiml.org/).
Международного бюро мер и весов (МБВБ) (http://www.bipm.fr/).
ЕвроCАзиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений (КООМЕТ) (http://www.coomet.org/).
АзиатскоCТихоокеанского Форума по Законодательной Метрологии (АТФЗМ) (http://www.aplmf.org/).
Межгосударственного совета СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации (http://www.easc.org.by/).
Международной организации по стандартизации
(
ИСО)
(http://www.iso.org/).
Международной электротехнической комиссии
(
МЭК)
(http://www.iec.org/).
Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН)
(http://www.unece.org/Welcome.html).
Европейского сотрудничества по эталонам
(
Евромет)
(http://www.euromet.org/). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации. Государственная метрологическая служба выполняет работы по обеспечению единства измерений в стране на межрегиональном и межотраслевом уровнях, и осуществляет государственный метрологический контроль и надзор. Государственная метрологическая служба включает государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) и органы государственной метрологической службы на территории субъектов страны республиках, автономных областях, автономных округах, областях, городах Москве и СанктCПетербурге). В состав Государственной метрологической службы входят следующие национальные метрологические институты
ФГУП Всероссийский научноCисследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС, г. Москва
ФГУП Всероссийский научноCисследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева (ВНИИМ, г. С.CПетербург);
Международной Организации Законодательной Метрологии
(
МОЗМ) (http://www.oiml.org/).
Международного бюро мер и весов (МБВБ) (http://www.bipm.fr/).
ЕвроCАзиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений (КООМЕТ) (http://www.coomet.org/).
АзиатскоCТихоокеанского Форума по Законодательной Метрологии (АТФЗМ) (http://www.aplmf.org/).
Межгосударственного совета СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации (http://www.easc.org.by/).
Международной организации по стандартизации
(
ИСО)
(http://www.iso.org/).
Международной электротехнической комиссии
(
МЭК)
(http://www.iec.org/).
Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН)
(http://www.unece.org/Welcome.html).
Европейского сотрудничества по эталонам
(
Евромет)
(http://www.euromet.org/). Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации. Государственная метрологическая служба выполняет работы по обеспечению единства измерений в стране на межрегиональном и межотраслевом уровнях, и осуществляет государственный метрологический контроль и надзор. Государственная метрологическая служба включает государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) и органы государственной метрологической службы на территории субъектов страны республиках, автономных областях, автономных округах, областях, городах Москве и СанктCПетербурге). В состав Государственной метрологической службы входят следующие национальные метрологические институты
ФГУП Всероссийский научноCисследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС, г. Москва
ФГУП Всероссийский научноCисследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева (ВНИИМ, г. С.CПетербург);
74
ФГУП Всероссийский научноCисследовательский институт фиC
зикоCтехнических и радиотехнических измерений (ВНИИФТРИ, Московская обл
ФГУП Всероссийский научноCисследовательский институт оптикоCфизических измерений (ВНИИОФИ, г. Москва
ФГУП Сибирский государственный научноCисследовательский институт метрологии (СНИИМ, г. Новосибирск
ФГУП Уральский научноCисследовательский институт метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург
ФГУП Всероссийский научноCисследовательский институт расходометрии» (ВНИИР, г. Казань
а также Восточносибирский научноCисследовательский институт физикоCтехнических и радиотехнических измерений (ВС ВНИИФТРИ, г. Иркутск) и ВНИИФТИ «Дальстандарт» (г. Хабаровск, вошедшие в
2007 г. в состав ФГУП «ВНИИФТРИ». Государственные научные метрологические центры несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов, а также за разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений в закрепленном виде измерений. Они являются хранителями государственных эталонов, ведут исследования в области теории измерений, принципов и методов высокоточных измерений, разработки научноCметодических основ совершенствования российской системы измерений. Органами Государственной метрологической службы являются центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), расположенные по всей территории России. Крупнейшими из них являются
ФГУ «РостестCМосква» и ФГУ «ТестCСанктCПетербург». Они ведут работы по поверке и калибровке средств измерений, осуществляют государственный метрологический контроль за обеспечением единства измерений. Для целей обеспечения единства измерений созданы и другие государственные службы Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов
(
ГСССД). Руководство этими Службами и координацию их деятельности осуществляет Ростехрегулирование. Метрологические службы органов государственного управления и юридических лиц создаются для выполнения работ по соблюдению единства измерений, повышения уровня метрологического обеспечения. Допускается возложение отдельных функций метрологической
службы на иные структурные подразделения. Метрологические службы органов государственного управления и юридических лиц организуют свою деятельность на основе положений Федерального закона
№102CФЗ Об обеспечении единства измерений, других законодательных и нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологии. Основные задачи, права и обязанности метрологических служб органов государственного управления и юридических лиц независимо от форм собственности последних определены в документе ПР 50.732C93 Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц. Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом его руководителя, и может включать подразделение (службу) главного метролога в центральном аппарате головные и базовые организации метрологической службы в отраслях метрологические службы предприятий. Метрологическая служба юридического лица (ранее применялся термин метрологическая служба предприятия) выполняет работы по обеспечению единства измерений и осуществляющая метрологический контроль и надзор на данном предприятии (в организации. К основным задачам метрологических служб юридического лица относятся
поверка и калибровка средств измерения
надзор за состоянием и применением средств измерения, за аттестованными методиками выполнения измерений и эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерения, за соблюдением метрологических правили норм и нормативных документов по обеспечению единства измерений
выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правили норм
проверка своевременности представления средств измерения на испытания для утверждения типа, а также на поверку и калибровку
анализ состояния измерений, испытаний и контроля на предприятии. В составе Министерства регионального развития Российской Федерации работает Департамент строительства, архитектуры и градостроительной политики, занимающийся вопросами развития предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций с учетом возможностей и потенциала межрегиональной кооперации, активизируя при этом работу по предоставлению для этих
№102CФЗ Об обеспечении единства измерений, других законодательных и нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологии. Основные задачи, права и обязанности метрологических служб органов государственного управления и юридических лиц независимо от форм собственности последних определены в документе ПР 50.732C93 Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц. Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом его руководителя, и может включать подразделение (службу) главного метролога в центральном аппарате головные и базовые организации метрологической службы в отраслях метрологические службы предприятий. Метрологическая служба юридического лица (ранее применялся термин метрологическая служба предприятия) выполняет работы по обеспечению единства измерений и осуществляющая метрологический контроль и надзор на данном предприятии (в организации. К основным задачам метрологических служб юридического лица относятся
поверка и калибровка средств измерения
надзор за состоянием и применением средств измерения, за аттестованными методиками выполнения измерений и эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерения, за соблюдением метрологических правили норм и нормативных документов по обеспечению единства измерений
выдача обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правили норм
проверка своевременности представления средств измерения на испытания для утверждения типа, а также на поверку и калибровку
анализ состояния измерений, испытаний и контроля на предприятии. В составе Министерства регионального развития Российской Федерации работает Департамент строительства, архитектуры и градостроительной политики, занимающийся вопросами развития предприятий промышленности строительных материалов, изделий и конструкций с учетом возможностей и потенциала межрегиональной кооперации, активизируя при этом работу по предоставлению для этих
целей земельных участков, обеспеченных необходимой инфраструктурой. В настоящее время необходимо ускоренно развивать отечественную промышленность строительных материалов и индустриального домостроения в субъектах Российской Федерации и обеспечивать соответствие объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли спросу как на внутреннем, таки на внешнем рынках для обеспечения планируемых темпов жилищного, социальноC
культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда. Государственные первичные, а также вторичные и рабочие эталоны образуют эталонную базу системы обеспечения единства измерений. Государственные первичные эталоны, воспроизводя основные и производные единицы величин, передают их размеры с помощью рабочих эталонов средствам измерений посредством многоуровневой и разветвленной системы передач размеров единиц величин. Эта система объединяет, кроме указанных выше и государственных первичных эталонов, и государственных вторичных эталонов, х военных эталонов и около 100000 государственных рабочих эталонов, также около 75000 эталонов, принадлежащих юридическим лицам, аккредитованным направо поверки средств измерений. Состояние системы государственных первичных эталонов характеризуется следующими данными
– 47 % государственных эталонов созданы более 20 лет назад
– 20 % государственных эталонов созданы более 10 лет назад
– 18 % государственных эталонов созданы 5–10 лет назад
– 15 % государственных эталонов имеют срок создания менее 5 лет. Износ эталонного поверочного оборудования, эксплуатируемого в центрах метрологии, в среднем составляет
≈
50 %, при этом темпы обновления эталонной базы составляют (4
÷
5) % в год. В качестве национальных метрологических институтов (НМИ), являющихся разработчиками и хранителями государственных первичных эталонов, определены семь федеральных государственных научноC
исследовательских институтов, подведомственных Росстандарту. Международным бюро мер и весов (МБМВ) установлена многоступенчатая процедура признания измерительных возможностей НМИ, включающая сличения государственных первичных эталонов стран участниц, и подтверждение системы качества измерений в НМИ. В настоящее время по количеству признанных и опубликованных МБМВ измерительных возможностей Россия занимает третье место в мире,
культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда. Государственные первичные, а также вторичные и рабочие эталоны образуют эталонную базу системы обеспечения единства измерений. Государственные первичные эталоны, воспроизводя основные и производные единицы величин, передают их размеры с помощью рабочих эталонов средствам измерений посредством многоуровневой и разветвленной системы передач размеров единиц величин. Эта система объединяет, кроме указанных выше и государственных первичных эталонов, и государственных вторичных эталонов, х военных эталонов и около 100000 государственных рабочих эталонов, также около 75000 эталонов, принадлежащих юридическим лицам, аккредитованным направо поверки средств измерений. Состояние системы государственных первичных эталонов характеризуется следующими данными
– 47 % государственных эталонов созданы более 20 лет назад
– 20 % государственных эталонов созданы более 10 лет назад
– 18 % государственных эталонов созданы 5–10 лет назад
– 15 % государственных эталонов имеют срок создания менее 5 лет. Износ эталонного поверочного оборудования, эксплуатируемого в центрах метрологии, в среднем составляет
≈
50 %, при этом темпы обновления эталонной базы составляют (4
÷
5) % в год. В качестве национальных метрологических институтов (НМИ), являющихся разработчиками и хранителями государственных первичных эталонов, определены семь федеральных государственных научноC
исследовательских институтов, подведомственных Росстандарту. Международным бюро мер и весов (МБМВ) установлена многоступенчатая процедура признания измерительных возможностей НМИ, включающая сличения государственных первичных эталонов стран участниц, и подтверждение системы качества измерений в НМИ. В настоящее время по количеству признанных и опубликованных МБМВ измерительных возможностей Россия занимает третье место в мире,
уступая лишь США и Германии. Однако по ряду жизненно важных для общества измерений в таких областях, как материаловедение, наноC
метрология, здравоохранение, измерение параметров воды, биологической среды, продуктов питания и других, – Россия значительно отстает от развитых стран. В настоящее время общее количество средств измерений, применяемых в стране в различных сферах деятельности, составляет более
1,0 миллиарда единиц. В результате развития промышленности, прироста производства и востребованности многих видов измерений в период 2008
÷
2010 гг. парк средств измерений ежегодно пополнялся на 14
÷
15 миллионов единиц. Количество ежегодно утверждаемых в стране новых типов средств измерений достигает 3000. Происходят изменения в структуре парка средств измерений, применяемых в ряде отраслей. В коммунальном хозяйстве существенно увеличилось число средств учета количества воды, газа, тепла, электрической энергии. Значительно увеличилось количество средств измерений, применяемых в торговле и учетноCрасчетных операциях. Резко расширяется номенклатура с одновременным увеличением количества средств измерений, применяемых в медицине, цифровой связи. Требуется кардинальное изменение структуры парка средств измерений, используемых в интересах агропромышленного комплекса. Количество средств измерений, подлежащих ежегодно поверке в законодательно установленных сферах, по экспертным оценкам составляет не менее 150 млн единиц, и порядка 200 млн средств измерений должно калиброваться. Эти данные характеризуют верхние границы потребностей экономики в объемах проведения метрологического контроля пригодности средств измерений к применению. Нормативная правовая и методическая база системы обеспечения единства измерений представляет собой пирамиду, в вершине которой находится Конституция Российской Федерации, где в разделе Р статьи 71 указано, что введении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. В настоящее время в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июня 2008 г. № 102CФЗ Об обеспечении единства измерений, действуют 7 постановлений Правительства Российской Федерации, 31 правило по метрологии и около 3000 документов в ранге национальных стандартов и рекомендательных (методических) документов по метрологии, образующих основу для практической деятельности в области метрологии.
метрология, здравоохранение, измерение параметров воды, биологической среды, продуктов питания и других, – Россия значительно отстает от развитых стран. В настоящее время общее количество средств измерений, применяемых в стране в различных сферах деятельности, составляет более
1,0 миллиарда единиц. В результате развития промышленности, прироста производства и востребованности многих видов измерений в период 2008
÷
2010 гг. парк средств измерений ежегодно пополнялся на 14
÷
15 миллионов единиц. Количество ежегодно утверждаемых в стране новых типов средств измерений достигает 3000. Происходят изменения в структуре парка средств измерений, применяемых в ряде отраслей. В коммунальном хозяйстве существенно увеличилось число средств учета количества воды, газа, тепла, электрической энергии. Значительно увеличилось количество средств измерений, применяемых в торговле и учетноCрасчетных операциях. Резко расширяется номенклатура с одновременным увеличением количества средств измерений, применяемых в медицине, цифровой связи. Требуется кардинальное изменение структуры парка средств измерений, используемых в интересах агропромышленного комплекса. Количество средств измерений, подлежащих ежегодно поверке в законодательно установленных сферах, по экспертным оценкам составляет не менее 150 млн единиц, и порядка 200 млн средств измерений должно калиброваться. Эти данные характеризуют верхние границы потребностей экономики в объемах проведения метрологического контроля пригодности средств измерений к применению. Нормативная правовая и методическая база системы обеспечения единства измерений представляет собой пирамиду, в вершине которой находится Конституция Российской Федерации, где в разделе Р статьи 71 указано, что введении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. В настоящее время в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июня 2008 г. № 102CФЗ Об обеспечении единства измерений, действуют 7 постановлений Правительства Российской Федерации, 31 правило по метрологии и около 3000 документов в ранге национальных стандартов и рекомендательных (методических) документов по метрологии, образующих основу для практической деятельности в области метрологии.