Файл: Задачи помочь подросткам узнать свои сильные и слабые стороны и научиться их использовать научить строить отношения с окружающими, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других. Оборудование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тренинг для подростков по коррекции девиантного поведения
Тренинг направлен на коррекцию поведения подростков, отклоняющегося от нормы. Помогает познать себя, учит выстраивать позитивные отношения с окружающими.
Задачи:
- помочь подросткам узнать свои сильные и слабые стороны и научиться их использовать;
- научить строить отношения с окружающими, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других.
Оборудование: листы А4, ручки для всех участников, мяч.
Ход тренинга
Разминка
Каждый участник определяет свое самочувствие и настроение сейчас. Высказывает ожидания (опасения) в связи с предстоящим занятием.
1. Знакомство.
Цель: знакомство участников группы, налаживание связей.
Начинается со знакомства, которое происходит в форме игры «Снежный ком», каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним. Что касается имени, то оно может быть, как настоящим, так и вымышленным. Главное, что это имя на все групповые встречи.
2. Установка на работу: задачи и правила.
Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедиться в том, что его правильно понимают.
Ведущий:
«У нас впереди тренинг, участие в котором может помочь каждому из вас:
- разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить эти отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других;
- понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше к ним;
- узнать свои сильные и слабые стороны и научиться использовать и те, и другие;
- строить самого себя и влиять на свою жизнь.
Для того чтобы наш тренинг протекал наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:
1. Правило активности и ответственности каждого за результаты работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше он внесет в работу группы
, тем больше получит пользы вся группа и он сам.
2. Правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы участие в работе обязательно.
3. Правило закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами.
4. Правило откровенности и искренности: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют.
5. «Я – высказывания»: говорить только о себе и от своего лица (Я думаю, Я чувствую и т.п.).
6. Правило «Стоп!»: тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «Стоп!» и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в развитии.
3. «Молекулы»
Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2-5 атомов) в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.
Это упражнение способствует раскрепощению участников, сближению, установлению контактов друг с другом.
4. «Мой сосед»
Ведущий просит детей как следует посмотреть друг на друга, обратить внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников. Затем он просит одного из детей закрыть глаза и задает вопросы о ком-то из группы:
- У кого в группе светлые волосы?
- Какие глаза у А?
- Кто одет в зеленую кофту?
- Какая прическа у О?
- Какого цвета волосы у твоего соседа справа?
Эта игра обычно проходит очень живо и способствует развитию наблюдательности, интереса друг к другу.
5. Развитие рефлексии
Письменное задание: напишите на листе бумаги (или в тетрадях) 5 своих положительных качеств и 5 - отрицательных. Далее следует обсуждение. Оно может быть более или менее глубоким в зависимости от готовности группы.
6. «Мы с тобой одной крови»
Упражнение выполняется в парах. Задача каждого учащегося найти как можно больше сходств со своим партнером и записать их. Рекомендуемый стиль записей: «Мы оба тактичные», «Мы оба любим слушать музыку» и т.п.
Во время поиска сходств нельзя консультироваться с другими, особенно со своим партнером. На поиск и запись сходств отводится 5 мин. На это время целесообразно включить легкую музыку.
После того, как перечисление сходств закончено, подростки передают списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если какая-то запись партнера не устраивает ребенка, то он должен ее вычеркнуть. После взаимного анализа работа обсуждается в парах, особенно если есть вычеркнутые пункты.
Как обычно можно провести общее обсуждение в кругу. Это упражнение способствует осознанию того общего, что есть у всех людей, какими бы разными они ни казались вначале. Пройдя через поиски и осознание общего с одним человеком, ребенок лучше понимает, что при определенном усилии всегда можно найти то общее, что объединяет тебя с другим, каким бы чужим он ни был для тебя в начале встречи. Такая установка позволяет найти общий язык в самых критических ситуациях.
7. «День рождения»
Каждый из участников получает определенную роль, которой должен придерживаться в течение 20 минут, обстановка задается самыми общими словами, больше поведение участников никак не регламентируется, сюжет действа дети строят сами в ходе игры.
Ведущий: «Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостя. Сейчас каждый из вас подучит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он (спектакль) будет длиться 20 минут Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе».
Это ролевая игра. Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Оригинал, Бестактный, Отстраненный. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть, как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые вы преследуете. Можно так же каждую роль определить более подробно. Например, «Миролюбец. Пытается улаживать все возникающие разногласия. Боится конфликтов, поэтому всячески избегает острых углов в беседах».
Задача ведущего - внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая поведение каждого из участников, соответствие предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы:
- Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?
- Трудно ли было играть предложенную роль?
- Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?
- Кроме того, можно спросить детей про ту или иную роль:
- Какие чувства вызывает у вас подобное поведение?
Следует иметь в виду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкций и неизвестности правил. Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию участниками стереотипов своего поведения, а также по моделированию поведения. Можно также после этого упражнения попробовать поработать индивидуально в кругу с кем-то из подростков.
8. «Разбор»
Один человек садится в центр круга. Остальных ведущий разбивает на две группы, одна из которых говорит человеку о том, что им нравится в его поведении во время работы в группе, а другая - о том, что не нравится. Так, пока все не посидят в центре круга. Человек, сидящий в центре, имеет право задать одному из присутствующих личный вопрос о своих достоинствах или недостатках. И так, пока все не посидят в центре.
После того, как все побывают в центре - обсуждение:
- Как чувствовали себя в центре круга?
- О чем было трудно говорить?
Это упражнение обычно воспринимается детьми очень живо и каждый стремится посидеть в центре круга.
9. «Комплимент»
Упражнение выполняется в кругу. Один из детей берет мячик и бросает его кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть мячик обладателю с приятными словами о нем. Ребенок может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того, как он закончит, мячик передается следующему сидящему в круге. И так, до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.
Рефлексия и окончание занятия.
1. Обсуждение результатов:
- Что нового вы узнали о себе?
- Как это повлияет или уже повлияло на вашу дальнейшую жизнь?
- Что из увиденного и услышанного вы хотите, я что не хотите применять в своей жизни?
- Оправдались ли ожидания (опасения) от тренинга?
2. Оценить с помощью 10 пальцев: усталость, интерес к происходившему на тренинге, желание прийти в следующий раз.