Файл: формы взаимодействие прокуратуры с гражданским обществом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе на тему:
«формы взаимодействие прокуратуры с гражданским обществом».
Классик немецкой философии Г. Гегель писал, что гражданское общество, в первую очередь, это система индивидуальных потребностей, в то время как закон и правоохранительные органы единственная возможность их обеспечения.
Для прокуратуры гражданское общество предстает в лице различных общественных объединений, с определенными законными интересами. Прокуратура, выступающая от лица государства, является одним из инструментов разрешения неизбежных противоречий гражданского общества. Взаимодействие носит обязательный и неизбежный характер, поскольку прокуратура создавалась для обеспечения верховенства закона, укрепления законности и правопорядка, в то время как закон и правопорядок есть лишь внешняя необходимость защиты особых интересов гражданского общества. В государстве сложно представить сознательное гражданское общество без развитой правоохранительной системы также, как и развитую правоохранительную систему без сознательного гражданского общества. Их взаимодействие залог крепкого государства.
Как следствие, между прокуратурой и гражданским обществом образуется сложная диалектическая связь: гражданское общество, сознательно ограничивает себя законом и для достижения правопорядка требует механизмы принуждения; прокуратура как главный надзорный и координирующий орган по борьбе с преступностью, обеспечивает правопорядок и сохраняет необходимую законность. В зависимости от существующего характера проблем правопорядка выделяются формы взаимодействия. Исходя из сегодняшних реалий, можно выделить 2 основные формы: образовательная и информационная.
Один из принципов гражданского общества, который выделял Гегель, это всеобщая доступность и понятность законов. Главная проблема гражданского общества в России, это правовая безграмотность, неизбежно ведущая к нарушению законов, а также к проблемам в защите собственных прав и законных интересов. Для решения проблемы приказом Генпрокуратуры России от 02.08.2018 N 471 "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию" определяется соответствующая форма взаимодействия. В нем четко предписывается цель по формированию правовой культуры общества и юридической осведомленностью граждан посредством проведения различных мероприятий (совместные проекты, конференции, семинары и тп), направленных на правовое просвещение. Это напрямую способствует осуществлению задачи в предотвращении нарушений.
Также, прокуратура осуществляет пресечение нарушений благодаря полученной информации от общественных объединений или непосредственно лиц, которая может быть изложена в обращении в соответствии с ФЗ «О прокуратуре» и приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 28.09.2021) "Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации". Стоит отметить, что факт информирования вытекает из принципа понимания и доступности закона, то есть, косвенный результат образовательной формы взаимодействия.
На основании обращения прокурор может провести проверку с целью защиты прав и свобод человека путем выявления нарушений и принятия соответствующих мер для восстановления законности. Помимо проверки, прокурор может содействовать защите прав и свобод человека через участие в судебном процессе от лица заявителя. Так, например за 2020 год в органы прокуратуры поступило почти 5 млн обращений. Из них непосредственно прокурорами разрешено порядка 2 млн обращений. Свыше 40% от числа поступивших обращений направлено на разрешение в другие ведомства. Таким образом гражданское общество является одним из главных источников информации для работы прокуратуры, а работа прокуратуры как один из главных способов защиты прав и свобод человека, гражданина и общества.
Помимо этого, деятельность прокурора в определенных законом пределах носит гласный характер и поэтому прокуратура информирует государство и общество о проделанной работе и состоянии законности.
В заключении можно сделать вывод, что прокуратура сильно взаимосвязана с гражданским обществом, что обеспечивает высокий уровень их взаимодействия. Чем эффективнее взаимодействует власть и общество, тем больше защищаются интересы граждан, обеспечивается законность и укрепляется правопорядок.
Список использованной литературы и источников
1) Гегель Г. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “мысль”. Москва, 1990
2) Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 N 471 "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию"
3) Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 28.09.2021) "Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"
4) ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1991 № 2202-1
5) Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=59768912 (дата обращения: 02.11.2022 г.)