Файл: 2. Структура психики. Психические процессы, состояния и свойства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Институт инженерной и экологической безопасности

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр ___________________________

(наименование кафедры/департамента/центраполностью)

20.03.01 Техносферная безопасность________

(код и наименование направления подготовки, специальности)

практическое ЗАДАНИЕ №_4__
по учебному курсу ____Психология_____

(наименование учебного курса)
Вариант ___ (при наличии)


Студент

Группа

Преподаватель

Практическое задание 4

Тема 2. Структура психики. Психические процессы, состояния и свойства

Практическое задание 4

Задание: На основе анализа учебной литературы выделите основные особенности психических познавательных процессов. Выберите необходимые вам переменные и заполните таблицу.

Таблица

Когнитивный процесс

Сущность процесса

(определение, его структура)

Виды

Свойства

Формы

Показатели

Ощущение

простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

1. Экстерорецептивные
2. Интерорецептивные
3. Проприоцептивны

1.Качество
2. Интенсивность
3. Длительность
4. Последовательные образы
5. Пороги ощущений.
6. Адаптация
7. Сенсибилизация

Зрительные слуховые вкусовые обонятильные,
осязательные

качество, интенсивность, длительность, пространственную локализацию, порог ощущений.

Память

психологический процесс отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо

— запечатление;

— сохранение;

— узнавание и воспроизведение;

— забывание

того, что человек отражал, делал и переживал.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память разделяют на:

— Двигательную память

— Эмоциональную

— Образную

— Словесно-логическую

2. По характеру цели деятельности разделяют:

произвольную память и непроизвольную память.



Непроизвольную память, когда информация запоминается сама собой – без постановки цели, без приложения усилий;

Произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов.

3. По продолжительности сохранение информации выделяют:

— Мгновенную память

— Кратковременную память

— Долговременную память

— Оперативную память

1. Объем памяти
2. Длительность памяти
3. Быстрота
4. Точность

Произвольная и непроизвольная,непосредственная и опосредственная, кратковременная и долговременная

объект запоминания, то есть то, что запоминается; по другому, этот критерий можно охарактеризовать как степень психической активности личности

Восприятие


целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.


Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п



1. Предметность
2. Апперцепция
3. Константность
4. Осмысленность.
5. Избирательность
6. Целостность


Зрительное
Слуховое
осязательное

Восприятие сенсорных эталонов: цвет, форма, размер.

Мышление


Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики.


Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом.

На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия


1. Анализ
2. Синтез
3. Обобщение
4. Сравнение
5. Абстрагирование
Качества мышления (ума).
- Широта
- Конкретность
- Глубина

— Самостоятельность

— Критичность

— Гибкость

— Последовательность

— Быстрота



1. Понятие

2. Суждение

3.Умозаключение

4. Аналогия
Способы мышления:

1. Индукция

2. Дедукция


Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действия с предметами к действию с образами: предметами, заменителями,...)

Воображение


Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.



Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение.


1. Сновидение – пассивный вид воображения, вызываемый эмоциональным отношением человека к пережитому.

2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность.
3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт.
5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

6.фантазии – фантастическое видение, не имеющее связи с действительностью.


Воссоздающее;
творческое

Воссозданиеи продукции знакомого образа.

Речь


процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах.



Устная – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.
Делится на: а) монологическую – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли
б) диалогическую – разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников
2. Письменная – изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время.
3. Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи.


1. Содержательность
2. Понятность
3. Выразительность
4. Бездейственность



Устная речь – произносимая в процессе говорения; Письменная – речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

Хорошее литературное произношение (правила произношения и ударения, интонационные нормы);

Грамматическая правильность речи (соблюдение норм морфологии и синтаксиса современногго русского литературного языка, правильный выбор морфологических форм слов и верное построение словосочетаний и предложений);

Соблюдение норм речевого этикета(форма общения, просьбы, приветствия, вопроса и т.д.)

Внимание


Внимание– это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.


Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное)

2. Произвольное внимание (активное, волевое)

3. Послепроизвольное внимание
Непроизвольное
— это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.
Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное


1. Концентрация

2. Объем

3. Переключаемость

4. Устойчивость

5. Распределение

6. Отвлекаемость

7. Избирательность

8. Рассеянность


Внешнее-сенсорно-перцептивное-обращено на объекты внешнего мира.

Внутреннее-интеллектуальное. - обращено на объекты субъективного мира человека.

Моторное-двигательное. –направлены на движение и действия, совершаемые человеком.(дает возможность более четко и ясно осознать приемы и способы, применяемые в практической деятельности.

Непроизвольное- быстро переключаться с одной деятельности на другую; удерживать внимание; объем внимания.


Рекомендации по выполнению задания:

1. Ознакомиться с основными психическими познавательными процессами, описанными в электронном учебнике и в учебной литературе, рекомендованной для изучения.

2. Выделить основные особенности психических познавательных процессов согласно заголовкам столбцов таблицы. Заполнить таблицу 4.1.

3. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку