Файл: 2. Структура психики. Психические процессы, состояния и свойства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт инженерной и экологической безопасности
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр ___________________________
(наименование кафедры/департамента/центраполностью)
20.03.01 Техносферная безопасность________
(код и наименование направления подготовки, специальности)
практическое ЗАДАНИЕ №_4__
по учебному курсу ____Психология_____
(наименование учебного курса)
Вариант ___ (при наличии)
Студент
Группа
Преподаватель
Практическое задание 4
Тема 2. Структура психики. Психические процессы, состояния и свойства
Практическое задание 4
Задание: На основе анализа учебной литературы выделите основные особенности психических познавательных процессов. Выберите необходимые вам переменные и заполните таблицу.
Таблица
Когнитивный процесс | Сущность процесса (определение, его структура) | Виды | Свойства | Формы | Показатели |
Ощущение | простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. | 1. Экстерорецептивные 2. Интерорецептивные 3. Проприоцептивны | 1.Качество 2. Интенсивность 3. Длительность 4. Последовательные образы 5. Пороги ощущений. 6. Адаптация 7. Сенсибилизация | Зрительные слуховые вкусовые обонятильные, осязательные | качество, интенсивность, длительность, пространственную локализацию, порог ощущений. |
Память | психологический процесс отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо — запечатление; — сохранение; — узнавание и воспроизведение; — забывание того, что человек отражал, делал и переживал. | 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память разделяют на: — Двигательную память — Эмоциональную — Образную — Словесно-логическую 2. По характеру цели деятельности разделяют: произвольную память и непроизвольную память. Непроизвольную память, когда информация запоминается сама собой – без постановки цели, без приложения усилий; Произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов. 3. По продолжительности сохранение информации выделяют: — Мгновенную память — Кратковременную память — Долговременную память — Оперативную память | 1. Объем памяти 2. Длительность памяти 3. Быстрота 4. Точность | Произвольная и непроизвольная,непосредственная и опосредственная, кратковременная и долговременная | объект запоминания, то есть то, что запоминается; по другому, этот критерий можно охарактеризовать как степень психической активности личности |
Восприятие | целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. | Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим. 1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической. 2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные. 3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п | 1. Предметность 2. Апперцепция 3. Константность 4. Осмысленность. 5. Избирательность 6. Целостность | Зрительное Слуховое осязательное | Восприятие сенсорных эталонов: цвет, форма, размер. |
Мышление | Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить — значит производить операции с использованием формальной логики. | Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное. Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом. На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия | 1. Анализ 2. Синтез 3. Обобщение 4. Сравнение 5. Абстрагирование Качества мышления (ума). - Широта - Конкретность - Глубина — Самостоятельность — Критичность — Гибкость — Последовательность — Быстрота | 1. Понятие 2. Суждение 3.Умозаключение 4. Аналогия Способы мышления: 1. Индукция 2. Дедукция | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действия с предметами к действию с образами: предметами, заменителями,...) |
Воображение | Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. | Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение. | 1. Сновидение – пассивный вид воображения, вызываемый эмоциональным отношением человека к пережитому. 2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность. 3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов. 4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт. 5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики. 6.фантазии – фантастическое видение, не имеющее связи с действительностью. | Воссоздающее; творческое | Воссозданиеи продукции знакомого образа. |
Речь | процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах. | Устная – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой. Делится на: а) монологическую – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли б) диалогическую – разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников 2. Письменная – изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время. 3. Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи. | 1. Содержательность 2. Понятность 3. Выразительность 4. Бездейственность | Устная речь – произносимая в процессе говорения; Письменная – речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. | Хорошее литературное произношение (правила произношения и ударения, интонационные нормы); Грамматическая правильность речи (соблюдение норм морфологии и синтаксиса современногго русского литературного языка, правильный выбор морфологических форм слов и верное построение словосочетаний и предложений); Соблюдение норм речевого этикета(форма общения, просьбы, приветствия, вопроса и т.д.) |
Внимание | Внимание– это направленность и сосредоточенность субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. | Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное) 2. Произвольное внимание (активное, волевое) 3. Послепроизвольное внимание Непроизвольное — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. (Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное | 1. Концентрация 2. Объем 3. Переключаемость 4. Устойчивость 5. Распределение 6. Отвлекаемость 7. Избирательность 8. Рассеянность | Внешнее-сенсорно-перцептивное-обращено на объекты внешнего мира. Внутреннее-интеллектуальное. - обращено на объекты субъективного мира человека. Моторное-двигательное. –направлены на движение и действия, совершаемые человеком.(дает возможность более четко и ясно осознать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. | Непроизвольное- быстро переключаться с одной деятельности на другую; удерживать внимание; объем внимания. |
Рекомендации по выполнению задания:
1. Ознакомиться с основными психическими познавательными процессами, описанными в электронном учебнике и в учебной литературе, рекомендованной для изучения.
2. Выделить основные особенности психических познавательных процессов согласно заголовкам столбцов таблицы. Заполнить таблицу 4.1.
3. Заполненный титульный лист с номером проверяемого задания и заполненной таблицей отправить преподавателю на проверку