Файл: Курсовая работа по дисциплине Коммерческая логистика.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определить эффективность использования средств, затраченных на строительство склада, можно путём расчёта показателей удельных капиталовложений на единицу складской площади, единицу объёма, единицу грузооборота и оптово-складского товарооборота. Они рассчитываются как отношение общей суммы капиталовложений на строительство и оснащение склада соответственно к складской площади, ёмкости склада, объёму грузооборота и товарооборота.

Срок окупаемости склада определяется как отношение суммы единовременных капиталовложений к годовой сумме прибыли.

Для определения уровня механизации складских работ можно использовать формулу:
, (4)
где Ум – уровень механизации складских работ, %;

Q м – объём механизированных работ, т;

Q общ – общий объём работ, т.

Применение перечисленных технико-экономических показателей позволяет судить о рациональности использования складского хозяйства, и даёт возможность выявлять резервы повышения качества и эффективности работы складов.
2. Анализ организации складского хозяйства ОАО «Универмаг «Центральный»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
Могилёвский универмаг расположен в центре города и является самым крупным универсальным торговым центром в Могилёвской области и одним из крупнейших предприятий торговли в Республике Беларусь. Ежедневно универмаг посещают свыше 50 тысяч покупателей.

Универмаг был основан в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР № 7842Р приказом Министерства торговли СССР № 236 и начал свою торговую деятельность 8 июня 1947 года.

В 1996 году универмаг стал открытым акционерным обществом. Большинство сотрудников являются акционерами универмага.

Сокращённое наименование акционерного общества – ОАО «Универмаг «Центральный». Форма собственности – частная.

Торговая площадь универмага составляет 5007 м2, площадь складских помещений – 3453,9 м2. На трёх этажах универмага располагается 35 секций.

ОАО «Универмаг «Центральный» имеет следующие филиалы:

- магазин «Обувь», город Могилёв, улица Ленинская,31;

- магазин «Дары», Могилёвская область, Шкловский район;

- ресторан «Санта Мария», улица Симонова, район Святого озера.

Виды деятельности универмага: розничная и оптовая торговля, общественное питание, розничная торговля подержанными товарами, хранение и складирование, деятельность ломбарда, производство верхней одежды и нательного белья, переделка швейных изделий, общее строительство зданий и прочее.


Основными целями деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» являются:

- розничная и оптовая торговля широким ассортиментом товаров в целях максимального удовлетворения покупательского спроса населения и выполнения задания по приросту товарооборота, установленного Управлением торговли Могилёвского горисполкома;

- достижение высокой эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и получение прибыли, являющейся основным источником финансирования программ по техническому перевооружению и дальнейшему производственному развитию предприятия, а также источником для выплаты работникам предприятия социальных льгот, предусмотренных коллективным договором;

- дальнейшее повышение уровня культуры обслуживания покупателей за счёт совершенствования торгово-технологического процесса, внедрения современного оборудования, недопущения фактов нарушения правил торговли, повышения материальной заинтересованности в достижении высоких результатов труда.

- оптимизация деятельности отдельных подразделений и всего предприятия в целом, налаживание эффективного учёта, контроля и перспективного прогнозирования с помощью компьютеризированной аналитики.

Основной задачей этого торгового предприятия является создание благоприятных условий для удовлетворения растущего спроса на товары жителей и гостей города.

Универмаг – единственное место в городе, где можно купить все товары отечественного производства, в том числе выпускаемые предприятиями города Могилёва и Могилёвской области. Товары белорусских производителей занимают 70% в товарообороте. Специалисты коммерческого отдела универмага ищут совместно с представителями промышленности возможности поставки высококачественных товаров народного потребления. В универмаге широко развита фирменная торговля, позволяющая широко представить особо модные товары и прогнозировать спрос покупателей. Особой популярностью пользуются у покупателей тюлегардинные изделия ОАО «Лента», женская одежда ОАО «Элема», обувь СП «Марко» и СП «Белвест», трикотажные изделия ОАО «Полесье» и ОАО «Свитанок», мужские костюмы ОАО «Брико», а также продовольственные товары, выпускаемые производителями города Могилёва и Могилёвской области: ОАО «Могилёвский молочный комбинат», РУПП «Могилёвхлебпром», ОАО «Могилёвский мясокомбинат», ОАО «Бобруйский мясокомбинат».

О
рганами управления ОАО «Универмаг «Центральный» являются:

- общее собрание акционеров;

- наблюдательный совет;

- генеральный директор (дирекция).

Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества. Наблюдательный совет руководит деятельностью Общества в период между собраниями акционеров. Генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью Общества и подотчётен по всем вопросам своей деятельности наблюдательному совету и собранию акционеров.

Рассмотрим основные финансово-экономические показатели работы предприятия за 2011-2012 годы (таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели деятельности ОАО «Универмаг «Центральный»

Показатель

2011 год

2012 год

Изменение, млн. руб.

Темп изменения, %

Общий объём розничного товарооборота, млн. руб.:













- в действующих ценах

93336

144403,9

51067,9

154,71

- в сопоставимых ценах

44722,6

118558,2

73835,64

265,1

Валовой доход от реализации товаров, работ, услуг:













- сумма, млн. руб.

19551,6

28848,6

9297

147,55

- уровень, в % к товарообороту

20,9

19,98

-0,97

95,37

Налоги и другие платежи, взимаемые за счёт валового дохода:













- сумма, млн. руб.

0

0

0

0

- уровень, в % к товарообороту

0

0

0

0

Издержки обращения:













- сумма, млн. руб.

16937,3

23820,5

6883,2

140,64

- уровень, в % к товарообороту

18,1

16,5

-1,6

91,14

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг:













- сумма, млн. руб.

2614,3

5028,1

2413,8

192,33

- уровень, в % к товарообороту

2,8

3,5

0,68

124,36

Чистая прибыль, млн. руб.













- в действующих ценах

848,2

409,4

-438,8

48,27

- в сопоставимых ценах

406,42

336,12

-70,3

82,7

Торговая площадь, м2

4392,7

4392,7

0

100

Товарооборот на 1 м2, млн. руб./м2

21,24

32,87

11,63

154,71

Товарооборачиваемость, дни

60

77

17

128,33



Одним из основных направлений деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» является достижение высокой эффективности финансово-хозяйственной деятельности и получение балансовой прибыли для обеспечения дальнейшего производственного и социального развития предприятия.

Данные таблицы свидетельствуют об эффективной деятельности предприятия, так как наблюдается улучшение большинства рассматриваемых показателей.

В 2012 году общий объём розничного товарооборота по сравнению с 2011 годом увеличился на 51067,9 млн. руб., что произошло, главным образом, за счёт роста розничных цен. Товарооборот на 1 м2 увеличился на 11,63 млн. руб., прибыль от реализации товаров, работ и услуг возросла на 2413,8 млн. руб., уровень издержек обращения по отношению к товарообороту снизился на 1,6%.

Из отрицательных моментов деятельности ОАО «Универмаг «Центральный» необходимо отметить уменьшение чистой прибыли на 438,8 млн. руб.
2.2 Анализ затрат на содержание складского хозяйства
Затраты на содержание складского хозяйства представляют собой затраты, связанные с хранением запасов продукции на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Также учитываются альтернативная стоимость капитала, связанного с запасами или вложенного в них, затраты на страхование, заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на капитал и другое. Затраты, связанные с хранением единицы запаса:

- складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);

- заработная плата складского персонала;

- налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;

- плата за производственные фонды;

- потери от иммобилизации средств в запасах;

- затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;

- издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утруски, кражи;

- оплата персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;

- затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);

- затраты на подготовку кадров;

- затраты на комплектацию продукции и её упаковку.

Издержки, связанные с дефицитом запасов, имеют место тогда, когда нет в наличии необходимых видов продукции. Например, недополученные поступления от сбыта, дополнительные затраты, вызванные задержками в производстве продукции
, штрафы, налагаемые за срыв сроков поставки продукции заказчикам.

Дополнительные затраты при дефиците запасов:

- издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой отправки заказанной продукции) – дополнительные затраты на продвижение и отправку того заказа, который нельзя выполнить за счёт имеющихся запасов продукции;

- издержки в связи с потерей сбыта – имеют место тогда, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой на другое предприятие (такие затраты измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);

- издержки в связи с потерей заказчика возникают в случаях, когда отсутствие запасов продукции оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает искать другие постоянные источники снабжения. Такие затраты измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с предприятием.
Таблица 2 – Анализ затрат на содержание складского хозяйства ОАО «Универмаг «Центральный»

Состав затрат

2011 год

2012 год

Абсолютное изменение

сумма, млн. руб.

удельный вес, %

сумма, млн. руб.

удельный вес, %

сумма, млн. руб.

удельный вес, %

Плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию

1276,3

8,86

1448,1

6,82

171,8

-2,03

Заработная плата складского персонала

3089,6

21,44

4697,4

22,14

1607,8

0,69

Налоги и страховые взносы

564,7

3,92

943,5

4,45

378,8

0,53

Плата за производственные фонды

1808,9

12,55

2673,2

12,6

864,3

0,04

Потери от иммобилизации средств в запасах

471,8

3,27

769,8

3,63

298

0,35

Затраты на регламентные работы

764,1

5,3

985,7

4,64

221,6

-0,66

Издержки, возникшие вследствие порчи продукции, ухудшения качества, естественной убыли, кражи

598,3

4,15

1123,6

5,29

525,3

1,14

Оплата персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада

2864,2

19,88

3993,6

18,82

1129,4

-1,06

Затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов)

1226,9

8,52

1931,2

9,1

704,3

0,59

Затраты на комплектацию продукции и её упаковку

1743,5

12,1

2654,9

12,51

911,4

0,41

Итого

14408,3

100

21221

100

6812,7

-