Файл: Учебное пособие Сайт Академии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
(ст. 8 ТК РФ).
В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Установлен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта.
Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.
Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.
Государственная инспекция труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТК РФ).
3. Основные мероприятия, направленные на обеспечение
безопасных условий и охраны труда профессиональной служебной
деятельности
3.1. Основные обязанности работодателя и работника в сфере
охраны труда
Реализация требований законодательства по вопросам охраны труда требует проведения в любой организации комплексных "мероприятий по охране труда", представляющих собой совокупность действий правового, социального, экономического, организационного, технического, гигиенического, лечебного, профилактического и профессионально реабилитационного характера, с целью обеспечения безопасности жизни, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
И в этом отношении вся ответственность за организацию названных выше трудоохранных мероприятий возлагается на работодателя (ст. 212


13
Трудового кодекса Российской Федерации), конкретно - на первое лицо предприятия. Он имеет право и обязан создать систему охраны труда в организации. Руководящая роль работодателя позволяет ему:
- определять цели;
- выделять приоритетные цели/задачи и необходимые ресурсы;
- содействовать планированию работ;
- повышать ответственность руководителей всех уровней за результаты деятельности;
- обеспечивать работника всей необходимой информацией об опасностях, с которыми он может столкнуться во время работы. Если работник на своем рабочем месте может соприкасаться с опасными веществами и материалами, в его распоряжении должна быть информация
(в объеме и формате, установленном соответствующими международными организациями) обо всех опасных свойствах данных веществ и мерах по безопасному обращению с ними;
- организовывать работу по обеспечению безопасности труда;
- повышать мотивацию персонала на выполнение единых целей и задач по обеспечению охраны труда;
- сводить к минимуму действие субъективных факторов.
Обязанности работника предусмотрены ст. 214 Трудового кодекса
Российской Федерации, а именно:
- использовать безопасные методы проведения работ;
- ознакомляться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях;
- соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, выполнять другие обязанности, предусмотренные действующим законодательством;
- проходить обучение безопасным методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- извещать руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;
- проходить обязательные медицинские осмотры (обследования);
- активно участвовать в деятельности организации по обеспечению охраны труда.
При уклонении работника от прохождения медосмотра или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований, а также при непрохождении работником медосмотров администрация не должна допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей.
В этом случае работник отстраняется от работы, и заработная плата за период отстранения от работы (недопущения к работе) работнику не начисляется.


14
3.2. Организация работы службы охраны труда
Для ведения всей вышеизложенной работы работодателю целесообразно создать службу охраны труда. Под "службой" понимают и специальное подразделение, и отдельного штатного специалиста по охране труда (называемого традиционно инженером по охране труда, а сегодня все чаще менеджером по охране труда), и совокупность всех специальных подразделений и отдельных работников, занятых (в том числе по совместительству и по совмещению) вопросами организации охраны труда у работодателя (в крупных организациях).
Порядок создания службы определяется ст. 217 Трудового кодекса РФ, которая гласит: а) В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. б) Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. в) При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация, аккредитованная в установленном порядке, или ее специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. г) Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы. Служба охраны труда должна подчиняться непосредственно первому руководителю или одному из его заместителей.
Основными задачами службы охраны труда являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;


15
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Функции, которые рекомендуется возложить на службу охраны труда для выполнения поставленных задач:
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- организация, методическое руководство оценкой рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования и т.д.;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных или реконструированных объектов;
- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда;
- участие в составлении разделов коллективного договора;
- оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
- участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
- оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Росстатом России;
- разработка программы и проведение вводного инструктажа;
- участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятий;
- осуществление контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов;
- руководство работой кабинета по охране труда и др.
Права, которые должны быть предоставлены работникам службы охраны труда для выполнения функциональных обязанностей:
- в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации,


16 знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
- предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
- требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда;
- направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;
- запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;
- представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
Структуру службы охраны труда в организации и численность работников определяет руководитель организации в зависимости:
- от численности работающих;
- от характера условий труда;
- от степени опасности производства и других факторов с учетом
Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда.
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Осуществляет свою деятельность служба охраны труда во взаимодействии с:
- другими подразделениями организации;
- комитетом (комиссией) по охране труда;
- уполномоченными
(доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов.
Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляют:
- работодатель;
- служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии);
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
- органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.