Файл: Социальнофилософские идеи Платона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»


Зачетная (экзаменационная) работа

(семестр №1)
Дисциплина: ФИЛОСОФИЯ
Реферат
Тема: Социально-философские идеи Платона

Выполнила:

Малицкая Дарья Владимировна
Юриспруденция, ЮСЗ УПз-1122(2)
Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

_____________________________

(дата)


Омск – 2023г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

1. Содержание письменной работы..........................................................5

1.1 Письменная работа (реферат)......................................................5

2. Формирование взглядов Платона..........................................................6

3. Теория идей..............................................................................................9

4. Учение о бытие и небытие.....................................................................11

5. Доктрина государства.............................................................................15
Заключение...................................................................................................18

Список использованных источников .........................................................19

Введение

Платон (427 – 347 гг. до н. э.).

В трудах Платона своеобразным способом отражены почти все элементы прежних идеалистических философских учений. По сравнению с ними философия Платона является качественно более высокой ступенью развития идеалистической мысли. Идеализм до Платона во многом имел интуитивный характер. Платон же создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами. 

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н.э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в 399 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.


Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Платон трижды пытался принять участие в политической жизни Греции, но всякий раз это заканчивалось для него неудачей. Вторую половину жизни он провел в Афинах, занимаясь научной и педагогической деятельностью. Своей семьи у него не было, и единственной его семьей стала Академия. Он жил при школе в окружении учеников. До конца своих дней развивал и совершенствовал свои взгляды и перед самой смертью правил написанный несколько десятилетий назад первый том своего "Государства".

1. СОДЕРЖАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

1.1 Письменная работа (реферат)

Цели и задачи реферата.

Целью работы является изучение и обобщение теоретического материала.

В процессе выполнения работы решаются следующие задачи:

1. Формирование информационной базы;

1.1 Формирование понимания теоретических основ философии Платона;

2. Формирование актуальности темы.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ВЗГЛЯДОВ ПЛАТОНА

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и производен от мира идей, то есть материальный мир вторичен. Эти причины нефизической природы, то есть умопостигаемая реальность (истинное бытие), были определены Платоном терминами идея, 
эйдос, или форма. Платоновские идеи не есть просто понятия, т. е. чисто умственные представления, идеи – сущность вещей, то есть то, что каждую из них делает тем, что она есть. Истинные причины вещей чувственных, меняющихся по своей природе, не могут сами по себе меняться, иначе они не будут последними причинами, предельными основаниями и высшим смыслом. Идеи описаны Платоном как то, что не имеет ничего в предметном смысле (без фигуры, цвета, неосязаемые), идеи доступны лишь наиболее возвышенной части души, то есть понимающему уму. Мир идей Платон понимает как иерархически организованную систему, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, вплоть до идеи на вершине иерархии, которая есть условие для всех остальных и не обусловлена никакой другой, то есть абсолютна. Это не – обусловленное начало – Благо. О Благе Платон говорит не только как об основании, делающем идеи познаваемыми и ум познающим, но и как о том, что производит бытие и сущность. 

Материя – лежбище чувственного, которую Платон называет хора (пространственность), существует лишь благодаря смутным образом участвующему в ней умопостигаемому миру, и она находится во власти бесформенного и хаотичного движения. 

Воздействие идей на чувственный физический мир и рождение из хаоса космоса происходит через действие Демиурга (Бога-творца). Этот мыслящий и обладающий волей Бог, взяв за образец мир идей, создал «хору» и таким способом породил физический космос. 

Объясняя причины, подвигнувшие Бога создать материальный космос, Платон говорит, что он произвел мир для добра и из любви к благу. «Он был благостен, а в благом нет зависти никогда и ни в чем. Свободный от порока, восхотел он, чтобы все вещи стали бы похожи на небо, насколько это возможно.»[6] Бог создал свое творение, наипрекраснейшее из возможных, одухотворенное и пронизанное желанием добра. Но Бог не сотворяет материи, из которой состоит физический мир; материя предшествует ему как идеальное условие. Демиург – это формовщик, зодчий, архитектор мира, но не творец его. 

В своей концепции человека Платон исходит из следующего. Человек на земле – странник, а земная жизнь – некое испытание. Человека он рассматривал дуалистически: как сочетание души и тела. Тело, по его мнению, это не просто обиталище души, благодаря которой тело живет (на службе у души, как это понимал Сократ), а, скорее, могильный склеп или тюрьма души, где она изнуряется в муках. 


Пока мы имеем тело, мы мертвы, так как фундаментально мы есть благодаря душе, а душа, пока она в теле, она как в могиле и, значит, умерщвлена. Смерть тела – это жизнь, ибо душа освобождается от неволи. Тело – корень всех зол, источник нездоровых страстей, неприязни, несогласия, невежества и просто безумия, то есть всего того, от чего гибнет душа. Смерть – всего лишь эпизод, имеющий отношение только к телу, она не только не вредит душе, напротив, дарует ей новую, праведную жизнь. Для того чтобы соединиться с миром идей и уподобиться Богу в добродетели, человек должен как можно скорее покинуть этот мир. Бегство от тела и бегство от мира позволит избавиться от телесного и мирского зла, уподобляясь Богу, через добродетель и познание. 

Высшим моральным долгом, как и Сократ, Платон считал попечение о душе, что, по его мнению, способствует очищению души. Это достижимо через разрыв с чувственным и соединение с родственным миром духовного. 

Платон считается основоположником идеалистического направления в философии. Его основные идеи:                

  • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем перестают существовать;

  • окружающий мир (мир вещей также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

  • реально существуют только чистые (бестелесные) идеи (эйдос);

  • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

  • любая существующая вещь является лишь материальным отражением изначальной идеи (эйдоса) данной вещи;

  • весь мир - отражение чистых идей (эйдосов).

Платон оставил ряд фундаментальных философских работ: Апология Сократа, Пармелиды, Горгий, Федон, Государство, Законы. Платон писал свои произведения в форме диалога. 

Сохранилось около 70 древних свидетельств того, что Платон в последние годы своей жизни излагал некие систематические учения (неписаные учения, как его называет Аристотель). Это незарегистрированное учение, предположительно названное О добре как таковом, Платон изложил в свои последние годы преподавания в Академии. 

Платон - основоположник идеалистического направления в философии. Он оказал большое влияние на развитие философской мысли. Он оставил после себя собрание сочинений по философии.  

3. ТЕОРИЯ ИДЕЙ

В своих социальных взглядах Платон сосредоточился на разработке теории идеального государства. Согласно этой теории общество состоит из трех социальных групп: правители-философы, стратеги-воины и производители-земледельцы и ремесленники. Эти группы соответствуют трем частям, из которых состоит душа: у философов преобладает разумная часть души, у воинов – воля и благородная старость, у ремесленников и земледельцев – чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми и умеренными. 


Трем сословиям соответствуют и три добродетели: мудрость у правителей философов, храбрость – у воинов, умеренность – у народа. Справедливость является над сословной, державной добродетелью. 

Приемлемой с точки зрения идеального государства государственной формой является аристократия, а именно аристократическая республика. 

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, хотя её и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, то есть добродетелях средней части души. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которое тесно связано с низшей, чувственной частью души. Самыми упадочными формами государства Платон считал демократию – власть толпы, неблагородного демоса народа и тиранию – диктатуру, направленную против аристократии. 

Рассматривая же общую причину возникновения государства, Платон называл в первую очередь то, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. 

Согласно теории Платона, существует три типа вещей: вечные идеи, конкретные вещи, подлежащие изменению, и пространство, в котором вещи существуют. Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и непогрешимая, которая ниоткуда не воспринимает в себя ничего и не входит ни во что сама, невидимая и никак иначе воспринимаемая, но отданная заботе мысли. Во-вторых, есть нечто похожее на эту идею и носящее то же имя - воспринимаемое, рожденное, вечно движущееся, возникающее в определенном месте и снова исчезающее из него, и это воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть другой вид, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дает пристанище всей семье, но само воспринимается вне ощущений, посредством каких-то незаконных умозаключений, и в это почти невозможно поверить..  Эта теория подробно рассматривается Платоном в диалоге Тимей. Исследователи работ Платона неоднозначно относятся к его отношению к идеям и статусу идей. Под идеями Платон понимает не только понятие вещи, но и причину и цель его существование.   

В диалоге Парменид Платон критикует кардинальное противопоставление мира идей и мира вещей. В этом диалоге персонаж, призванный изобразить исторически существовавшего философа Парменида, обязуется доказать абсурдность утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Для Платона тема существования идеи раскрывается в вопросе о существовании единой идеи вообще. Если он существует, он не может оставаться таковым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: