Файл: Пояснительная записка в рамках изучения темы 1 Психологопедагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ 2.1.1
Психолого-педагогическое сопровождение детей иностранных
граждан в сфере освоения русского языка
Пояснительная записка
В рамках изучения темы
2.1.1
«Психолого-педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка» слушателям необходимо:
- совершенствовать свои знания в области социально-инклюзивного подхода к содействию интеграции учащихся-иностранных граждан на основе их особых (дополнительных) образовательных потребностей;
- на основе метода Case-study отработать навыки проектирования стратегии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка.
Название работы
Проектирование стратегии сопровождения несовершеннолетнего иностранного гражданина в сфере освоения русского языка.
Цели и задачи работы
Основной целью практической работы к теме 2.1.1 «Психолого- педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка» является формирование и отработка навыков проектирования стратегии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка.
Основными задачами практической работы к теме 2.1.1 «Психолого- педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка» являются:
1. Изучение методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка.
2. Самостоятельное осмысление и анализ ситуации, связанной с наличием у учащегося-иностранного гражданина особых (дополнительных) потребностей в области освоения русского языка.
3.
Проектирование стратегии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка (с учетом требований к основным направлениям данного сопровождения).
По итогам выполнения практической работы слушатель сможет:
- приобрести/совершенствовать знания в области: билингвизма, специфики освоения русского языка детьми-инофонами и детьми-билингвами, а также психолого-педагогических рекомендаций по практической работе с несовершеннолетними иностранными гражданами;


- сформировать/совершенствовать умения проектировать стратегию психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка.
Краткое изложение теоретических основ работы
В зависимости от того, какими языками владеет ребенок-мигрант, можно выделить несколько групп учащихся.
Первая группа – дети, которые в совершенстве владеют русским языком и практически не говорят на языке страны исхода. У данной группы детей, как правило, не возникает языковых сложностей при адаптации.
Вторая группа – дети-билингвы, владеющие как русским, так и родным языками.
Третья группа – дети-инофоны, которые в совершенстве владеют родным языком и не владеют русским. Как правило, это дети из недавно переехавших семей.
Стратегия сопровождения разрабатывается на психолого- педагогическом консилиуме и включает следующие направления работы:
Развивающее
направление предполагает организацию индивидуальной помощи ребенку. Основными приемами здесь являются: организация занятий по русскому как иностранному; обеспечение коммуникации учащегося с русскоязычными сверстниками; система домашних заданий.
Консультативно-просветительское направление включает оказание помощи семье учащегося и предполагает выработку мер по содействию освоению русского языка.
Коммуникативное направление предполагает адаптацию педагогами собственной речи для оптимизации взаимодействия с ребенком-инофоном.
Психологическое направление предполагает оказание учащемуся психологической поддержки на этапе освоения русского языка.
Порядок выполнения работы
1. Изучите методические материалы к теме (материалы лекции 2.2.1. и дополнительную литературу).
2. Ознакомьтесь с описанием кейсов.
3. Определите, к какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон).
4. Оцените, нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка. Если нуждается, предложите возможные приемы и рекомендации по описанным в лекции стратегиям сопровождения.
Рекомендации по выполнению заданий
Нужно соотнести информацию, представленную в кейсе, с материалами лекции, описать и конкретизировать стратегию сопровождения в данной ситуации.


По каждому кейсу необходимо выполнить пункты 1 и 2. Если по пункту
2 дан ответ «Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка», необходимо дать развернутый ответ на пункт 3. Если описанный в кейсе учащийся не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка, выполнять пункт 3 не нужно.
При ответе на пункт 3 необходимо предложить не менее 2 приемов/рекомендаций по каждому направлению (за исключением консультативно-просветительского – там достаточно одной рекомендации).
Требования к оформлению
Параметры страницы: А4, поля 2 см со всех сторон, редактор Word 98 и выше, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1.5, абзац (красная строка/отступ) – 1.25 см, выравнивание основного текста – по ширине.
Критерии оценки и формы контроля
1) предложенные приемы и рекомендации способствуют освоению русского языка ребенком-мигрантом;
2) предложенные приемы и рекомендации соответствуют направлениям сопровождения, изложенным в материалах лекции;
3) предложенные приемы и рекомендации соответствуют возрастным и личностным характеристикам, описанным в кейсе учащегося.
Форма контроля: самоконтроль.
Требования к результатам работы
Требования к результатам работы следующие:

Даны решения всех кейсов.

Указано, к какой группе принадлежит каждый учащийся.

Предложены приемы и меры сопровождения по каждому направлению.

Документ не содержит стилистических, орфографических, смысловых неточностей, опечаток, ошибок.
Кейс 1. Жанаргуль
Жанаргуль 11 лет, два месяца назад она приехала из кыргызского города
Ош. Папа Жанаргуль уже два года работает в России, говорит по-русски бегло, но с сильным акцентом и множеством ошибок. Мама Жанаргуль знает буквально несколько слов по-русски, но настроена на общение. В Оше у
Жанаргуль была русская подружка, от которой Жанаргуль выучила несколько русских фраз. Сейчас Жанаргуль учится в пятом классе. Она очень общительна, другие девочки с удовольствием ей помогают, но без достаточного знания русского языка ей очень сложно. В школе есть еще девочки и мальчики из Кыргызстана, две кыргызские девочки учатся в восьмом классе и хорошо говорят по-русски.
Вопросы:

1.
К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?
2.
Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
1.
Неверный ответ:
Жанаргуль – билингв.
Верный ответ:
Жанаргуль – ребенок-инофон.
2.
Неверный ответ:
Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Стратегия ее сопровождения в сфере русского языка может включать:
1.
Развивающее направление.
Неверные варианты:
Нужно организовать для Жанаргуль занятия по русскому и только после этого включить ее в класс.
Можно записать ее в кружок выразительного чтения, чтобы она лучше читала.
Нужно ограничить общение Жанаргуль с ровесниками, чтобы русский язык остальных детей не страдал. Жанаргуль сможет общаться с ребятами, когда достигнет необходимого уровня владения языком.
Верные варианты:
Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.
Также рекомендуется записать ее в кружок, например, танцевальный.
Целесообразно стимулировать помощь Жанаргуль со стороны одноклассниц и попросить их больше говорить с ней по-русски.
Педагог по РКИ может давать ей домашние задания на прослушивание русских текстов.
2.
Консультативно-просветительское направление.
Неверные варианты:
Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.
Говорить дома исключительно на русском.
Верный вариант:
Поскольку родители Жанаргуль недостаточно хорошо владеют русским языком, им следует посоветовать совместный просмотр видео. Например, можно каждый вечер по 15 минут смотреть мультфильмы и потом обсуждать новые слова


3.
Коммуникативное направление.
Неверные варианты:
Общаться с Жанаргуль, как с остальными учащимися, напоминать ей о правилах русского языка.
Верные варианты:
Учителя могут научить Жанаргуль простым речевым формулировкам, в общении с ней стоит говорить медленнее и использовать короткие предложения и простые слова
4.
Психологическое направление.
Неверные варианты:
Напоминать Жанаргуль, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.
Верные варианты:
Важно хвалить Жанаргуль за ее активность, необходимо подчеркивать ее успехи в овладении русским языком.
Можно также спросить у нее, как по-кыргызски сказать «Здравствуйте», и иногда использовать это слово в общении с ней.
Кейс 2. Адилет
Адилету 14 лет, он недавно приехал с семьей из Казахстана. Адилет жил в районе города Актобе, где много русскоязычных, его тетя замужем за русским, поэтому он довольно бегло говорит по-русски, правда, иногда делает ошибки. Дома говорят по-казахски, но мама и папа Адилета хорошо владеют русским языком, без проблем общаются с педагогами. Адилету трудно устанавливать контакты с новыми людьми, он почти не общается с одноклассниками и большую часть времени проводит с младшим братом
(брату 12 лет). С братом Адилет говорит по–казахски. Адилет увлекается рисованием, в Казахстане он посещал художественную школу.
Вопросы:
1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?
2.
Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
1.
Неверный ответ:
Адилет – ребенок-инофон.
Адилет в совершенстве владеет русским.
Верный ответ:
Адилет – билингв.
2.
Неверный ответ:
Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:

Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Стратегия его сопровождения в сфере русского языка может включать:
1.
Развивающее направление.
Неверные варианты:
Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.
Когда пропадут ошибки, записать в художественную школу.
Верные варианты:
Адилету достаточно периодических консультаций по русскому как иностранному.
Можно привлекать Адилета к оформлению класса или школы.
Целесообразно записать его в художественную школу.
2.
Консультативно-просветительское направление.
Неверные варианты:
Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.
Смотреть видео на русском по 15-20 минут.
Говорить дома исключительно на русском.
Верный вариант:
Родители хорошо говорят по-русски, так что можно ввести дома время русского языка. Например, за ужином говорят только по-русски.
3.
Коммуникативное направление.
Неверные варианты:
Говорить медленнее, использовать простые слова.
Верные варианты:
Меры этого направления не требуются.
4.
Психологическое направление.
Неверные варианты:
Напоминать Адилету, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.
Верные варианты:
Хвалить Адилета за хороший уровень русского языка и за его рисунки.
Проявлять интерес к казахскому языку.
Кейс 3. Полина.
Полине 9 лет, она с родителями переехала в Россию из Гомеля. Дома говорят на русском, но Полина знает стихи и песни на белорусском языке.
Бабушка разговаривает с Полиной на белорусском, но отвечает ей Полина на русском. Иногда в речи Полины проскакивают отдельные белорусские слова, периодически она ошибается в письме и пишет одно-два слова по-белорусски.
Вопросы:
1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?


2.
Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
1.
Неверный ответ:
Полина – билингв.
Верный ответ:
Полина – ребенок-инофон.
2.
Неверный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Полина хорошо владеет русским и не нуждается в особых мерах по сопровождению освоения русского языка.
3.
При правильном ответе на второй вопрос ответа на третий вопрос не предполагается.
Кейс 4. Эльчин
Эльчину 16 лет, его семья недавно переехала в Россию из Азербайджана.
Отец Эльчина довольно хорошо говорит по-русски, мама прекрасно понимает русский, но говорит с трудом. Дома в основном говорят по-азербайджански.
Эльчин смотрит много фильмов и видео на русском языке, читает страницы в социальных сетях. Эльчин хорошо понимает устную и письменную речь, при этом говорить на русском он затрудняется. Эльчин очень плохо пишет на русском, в речи делает большое количество ошибок. Эльчин занимается легкой атлетикой, планирует продолжить занятия спортом в России.
Вопросы:
1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?
2. Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
1.
Неверный ответ:
Эльчин – ребенок-инофон.
Эльчин в совершенстве владеет русским.
Верный ответ:
Эльчин – билингв.
2. Неверный ответ:

Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Стратегия его сопровождения в сфере русского языка может включать:
1. Развивающее направление.
Неверные варианты:
Нужно организовать для Эльчина занятия по русскому и только после этого включить ее в класс.
Эльчину достаточно периодических консультаций.
Верные варианты:
Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.
Также рекомендуется продолжить занятия спортом в группе русскоговорящих сверстников.
Педагог по РКИ может давать ему домашние задания, направленные на развитие навыков устной и письменной речи.
2. Консультативно-просветительское направление.
Неверные варианты:
Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.
Смотреть видео на русском по 15-20 минут.
Говорить дома исключительно на русском.
Верный вариант:
Отец хорошо говорит по-русски, так что ему необходимо беседовать с
Эльчином на русском языке.
Мама может просить Эльчина пересказать ей на русском содержание прочитанного или просмотренного сыном, также можно просить его рассказать на русском о том, что было в школе.
3. Коммуникативное направление.
Неверные варианты:
Говорить медленнее, использовать простые слова.
Верные варианты:
Меры этого направления не требуются.
4. Психологическое направление.
Неверные варианты:
Напоминать Эльчину, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.
Верные варианты:
Важно хвалить Эльчина за его усилия, необходимо подчеркивать его успехи в овладении русским языком.
Литература
1.
Касенова Н.Н. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова,
Г.К. Джурабаева [и др.]; М-во науки и высшего образования Российской
Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-