Файл: Пояснительная записка в рамках изучения темы 1 Психологопедагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ 2.1.1
Психолого-педагогическое сопровождение детей иностранных
граждан в сфере освоения русского языка
Пояснительная записка
В рамках изучения темы
2.1.1
«Психолого-педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка» слушателям необходимо:
- совершенствовать свои знания в области социально-инклюзивного подхода к содействию интеграции учащихся-иностранных граждан на основе их особых (дополнительных) образовательных потребностей;
- на основе метода Case-study отработать навыки проектирования стратегии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка.
Название работы
Проектирование стратегии сопровождения несовершеннолетнего иностранного гражданина в сфере освоения русского языка.
Цели и задачи работы
Основной целью практической работы к теме 2.1.1 «Психолого- педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка» является формирование и отработка навыков проектирования стратегии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка.
Основными задачами практической работы к теме 2.1.1 «Психолого- педагогическое сопровождение детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка» являются:
1. Изучение методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей иностранных граждан в сфере освоения русского языка.
2. Самостоятельное осмысление и анализ ситуации, связанной с наличием у учащегося-иностранного гражданина особых (дополнительных) потребностей в области освоения русского языка.
3.
Проектирование стратегии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка (с учетом требований к основным направлениям данного сопровождения).
По итогам выполнения практической работы слушатель сможет:
- приобрести/совершенствовать знания в области: билингвизма, специфики освоения русского языка детьми-инофонами и детьми-билингвами, а также психолого-педагогических рекомендаций по практической работе с несовершеннолетними иностранными гражданами;
- сформировать/совершенствовать умения проектировать стратегию психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан в области освоения русского языка.
Краткое изложение теоретических основ работы
В зависимости от того, какими языками владеет ребенок-мигрант, можно выделить несколько групп учащихся.
Первая группа – дети, которые в совершенстве владеют русским языком и практически не говорят на языке страны исхода. У данной группы детей, как правило, не возникает языковых сложностей при адаптации.
Вторая группа – дети-билингвы, владеющие как русским, так и родным языками.
Третья группа – дети-инофоны, которые в совершенстве владеют родным языком и не владеют русским. Как правило, это дети из недавно переехавших семей.
Стратегия сопровождения разрабатывается на психолого- педагогическом консилиуме и включает следующие направления работы:
Развивающее
направление предполагает организацию индивидуальной помощи ребенку. Основными приемами здесь являются: организация занятий по русскому как иностранному; обеспечение коммуникации учащегося с русскоязычными сверстниками; система домашних заданий.
Консультативно-просветительское направление включает оказание помощи семье учащегося и предполагает выработку мер по содействию освоению русского языка.
Коммуникативное направление предполагает адаптацию педагогами собственной речи для оптимизации взаимодействия с ребенком-инофоном.
Психологическое направление предполагает оказание учащемуся психологической поддержки на этапе освоения русского языка.
Порядок выполнения работы
1. Изучите методические материалы к теме (материалы лекции 2.2.1. и дополнительную литературу).
2. Ознакомьтесь с описанием кейсов.
3. Определите, к какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон).
4. Оцените, нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка. Если нуждается, предложите возможные приемы и рекомендации по описанным в лекции стратегиям сопровождения.
Рекомендации по выполнению заданий
Нужно соотнести информацию, представленную в кейсе, с материалами лекции, описать и конкретизировать стратегию сопровождения в данной ситуации.
По каждому кейсу необходимо выполнить пункты 1 и 2. Если по пункту
2 дан ответ «Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка», необходимо дать развернутый ответ на пункт 3. Если описанный в кейсе учащийся не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка, выполнять пункт 3 не нужно.
При ответе на пункт 3 необходимо предложить не менее 2 приемов/рекомендаций по каждому направлению (за исключением консультативно-просветительского – там достаточно одной рекомендации).
Требования к оформлению
Параметры страницы: А4, поля 2 см со всех сторон, редактор Word 98 и выше, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1.5, абзац (красная строка/отступ) – 1.25 см, выравнивание основного текста – по ширине.
Критерии оценки и формы контроля
1) предложенные приемы и рекомендации способствуют освоению русского языка ребенком-мигрантом;
2) предложенные приемы и рекомендации соответствуют направлениям сопровождения, изложенным в материалах лекции;
3) предложенные приемы и рекомендации соответствуют возрастным и личностным характеристикам, описанным в кейсе учащегося.
Форма контроля: самоконтроль.
Требования к результатам работы
Требования к результатам работы следующие:
●
Даны решения всех кейсов.
●
Указано, к какой группе принадлежит каждый учащийся.
●
Предложены приемы и меры сопровождения по каждому направлению.
●
Документ не содержит стилистических, орфографических, смысловых неточностей, опечаток, ошибок.
Кейс 1. Жанаргуль
Жанаргуль 11 лет, два месяца назад она приехала из кыргызского города
Ош. Папа Жанаргуль уже два года работает в России, говорит по-русски бегло, но с сильным акцентом и множеством ошибок. Мама Жанаргуль знает буквально несколько слов по-русски, но настроена на общение. В Оше у
Жанаргуль была русская подружка, от которой Жанаргуль выучила несколько русских фраз. Сейчас Жанаргуль учится в пятом классе. Она очень общительна, другие девочки с удовольствием ей помогают, но без достаточного знания русского языка ей очень сложно. В школе есть еще девочки и мальчики из Кыргызстана, две кыргызские девочки учатся в восьмом классе и хорошо говорят по-русски.
Вопросы:
1.
К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?
2.
Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
1.
Неверный ответ:
Жанаргуль – билингв.
Верный ответ:
Жанаргуль – ребенок-инофон.
2.
Неверный ответ:
Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Стратегия ее сопровождения в сфере русского языка может включать:
1.
Развивающее направление.
Неверные варианты:
Нужно организовать для Жанаргуль занятия по русскому и только после этого включить ее в класс.
Можно записать ее в кружок выразительного чтения, чтобы она лучше читала.
Нужно ограничить общение Жанаргуль с ровесниками, чтобы русский язык остальных детей не страдал. Жанаргуль сможет общаться с ребятами, когда достигнет необходимого уровня владения языком.
Верные варианты:
Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.
Также рекомендуется записать ее в кружок, например, танцевальный.
Целесообразно стимулировать помощь Жанаргуль со стороны одноклассниц и попросить их больше говорить с ней по-русски.
Педагог по РКИ может давать ей домашние задания на прослушивание русских текстов.
2.
Консультативно-просветительское направление.
Неверные варианты:
Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.
Говорить дома исключительно на русском.
Верный вариант:
Поскольку родители Жанаргуль недостаточно хорошо владеют русским языком, им следует посоветовать совместный просмотр видео. Например, можно каждый вечер по 15 минут смотреть мультфильмы и потом обсуждать новые слова
3.
Коммуникативное направление.
Неверные варианты:
Общаться с Жанаргуль, как с остальными учащимися, напоминать ей о правилах русского языка.
Верные варианты:
Учителя могут научить Жанаргуль простым речевым формулировкам, в общении с ней стоит говорить медленнее и использовать короткие предложения и простые слова
4.
Психологическое направление.
Неверные варианты:
Напоминать Жанаргуль, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.
Верные варианты:
Важно хвалить Жанаргуль за ее активность, необходимо подчеркивать ее успехи в овладении русским языком.
Можно также спросить у нее, как по-кыргызски сказать «Здравствуйте», и иногда использовать это слово в общении с ней.
Кейс 2. Адилет
Адилету 14 лет, он недавно приехал с семьей из Казахстана. Адилет жил в районе города Актобе, где много русскоязычных, его тетя замужем за русским, поэтому он довольно бегло говорит по-русски, правда, иногда делает ошибки. Дома говорят по-казахски, но мама и папа Адилета хорошо владеют русским языком, без проблем общаются с педагогами. Адилету трудно устанавливать контакты с новыми людьми, он почти не общается с одноклассниками и большую часть времени проводит с младшим братом
(брату 12 лет). С братом Адилет говорит по–казахски. Адилет увлекается рисованием, в Казахстане он посещал художественную школу.
Вопросы:
1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?
2.
Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
1.
Неверный ответ:
Адилет – ребенок-инофон.
Адилет в совершенстве владеет русским.
Верный ответ:
Адилет – билингв.
2.
Неверный ответ:
Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Стратегия его сопровождения в сфере русского языка может включать:
1.
Развивающее направление.
Неверные варианты:
Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.
Когда пропадут ошибки, записать в художественную школу.
Верные варианты:
Адилету достаточно периодических консультаций по русскому как иностранному.
Можно привлекать Адилета к оформлению класса или школы.
Целесообразно записать его в художественную школу.
2.
Консультативно-просветительское направление.
Неверные варианты:
Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.
Смотреть видео на русском по 15-20 минут.
Говорить дома исключительно на русском.
Верный вариант:
Родители хорошо говорят по-русски, так что можно ввести дома время русского языка. Например, за ужином говорят только по-русски.
3.
Коммуникативное направление.
Неверные варианты:
Говорить медленнее, использовать простые слова.
Верные варианты:
Меры этого направления не требуются.
4.
Психологическое направление.
Неверные варианты:
Напоминать Адилету, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.
Верные варианты:
Хвалить Адилета за хороший уровень русского языка и за его рисунки.
Проявлять интерес к казахскому языку.
Кейс 3. Полина.
Полине 9 лет, она с родителями переехала в Россию из Гомеля. Дома говорят на русском, но Полина знает стихи и песни на белорусском языке.
Бабушка разговаривает с Полиной на белорусском, но отвечает ей Полина на русском. Иногда в речи Полины проскакивают отдельные белорусские слова, периодически она ошибается в письме и пишет одно-два слова по-белорусски.
Вопросы:
1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?
2.
Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
1.
Неверный ответ:
Полина – билингв.
Верный ответ:
Полина – ребенок-инофон.
2.
Неверный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Полина хорошо владеет русским и не нуждается в особых мерах по сопровождению освоения русского языка.
3.
При правильном ответе на второй вопрос ответа на третий вопрос не предполагается.
Кейс 4. Эльчин
Эльчину 16 лет, его семья недавно переехала в Россию из Азербайджана.
Отец Эльчина довольно хорошо говорит по-русски, мама прекрасно понимает русский, но говорит с трудом. Дома в основном говорят по-азербайджански.
Эльчин смотрит много фильмов и видео на русском языке, читает страницы в социальных сетях. Эльчин хорошо понимает устную и письменную речь, при этом говорить на русском он затрудняется. Эльчин очень плохо пишет на русском, в речи делает большое количество ошибок. Эльчин занимается легкой атлетикой, планирует продолжить занятия спортом в России.
Вопросы:
1. К какой группе учащихся-иностранных граждан в зависимости от владения русским языком относится данный ребенок (в совершенстве владеющий русским, билингв, инофон)?
2. Нуждается ли данный учащийся в сопровождении в сфере освоения русского языка? Если нуждается, предложите возможные приемы в соответствии с описанными в лекции стратегиями сопровождения.
Варианты решения:
1.
Неверный ответ:
Эльчин – ребенок-инофон.
Эльчин в совершенстве владеет русским.
Верный ответ:
Эльчин – билингв.
2. Неверный ответ:
Ребенок не нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Верный ответ:
Ребенок нуждается в сопровождении в сфере освоения русского языка.
Стратегия его сопровождения в сфере русского языка может включать:
1. Развивающее направление.
Неверные варианты:
Нужно организовать для Эльчина занятия по русскому и только после этого включить ее в класс.
Эльчину достаточно периодических консультаций.
Верные варианты:
Необходима организация дополнительных занятий по русскому языку как иностранному параллельно с посещением основных занятий.
Также рекомендуется продолжить занятия спортом в группе русскоговорящих сверстников.
Педагог по РКИ может давать ему домашние задания, направленные на развитие навыков устной и письменной речи.
2. Консультативно-просветительское направление.
Неверные варианты:
Объяснить родителям, что родной язык мешает усвоению русского.
Смотреть видео на русском по 15-20 минут.
Говорить дома исключительно на русском.
Верный вариант:
Отец хорошо говорит по-русски, так что ему необходимо беседовать с
Эльчином на русском языке.
Мама может просить Эльчина пересказать ей на русском содержание прочитанного или просмотренного сыном, также можно просить его рассказать на русском о том, что было в школе.
3. Коммуникативное направление.
Неверные варианты:
Говорить медленнее, использовать простые слова.
Верные варианты:
Меры этого направления не требуются.
4. Психологическое направление.
Неверные варианты:
Напоминать Эльчину, что нужно лучше говорить по-русски, избегать любых упоминаний родного языка.
Верные варианты:
Важно хвалить Эльчина за его усилия, необходимо подчеркивать его успехи в овладении русским языком.
Литература
1.
Касенова Н.Н. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н.Н. Касенова, О.В. Мусатова,
Г.К. Джурабаева [и др.]; М-во науки и высшего образования Российской
Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-