Файл: Проектная деятельность как часть инклюзивного образования в условиях малокомплектной сельской школы. Расскажешь забуду, покажешь запомню, позволишь принять участие пойму.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проектная деятельность как часть инклюзивного образования в условиях малокомплектной сельской школы.
«Расскажешь - забуду, покажешь - запомню, позволишь принять участие - пойму»
Конфуций
В последние годы происходят большие изменения в практике отечественного образования, которые вызваны принятием ряда нормативно-правовых документов (это и Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012г. №761, и ФГОС ОВЗ и УО).
За последние три года отмечается увеличение числа детей-инвалидов в Российской Федерации. Наиболее высокие показатели инвалидности у детей отмечаются вследствие психических расстройств (25%), болезней нервной системы (23%) и врожденных аномалий (18,6%), что обусловлено структурой заболеваемости у детей в соответствующих возрастных группах. Кроме того, около 4,5% детей дошкольного и школьного возраста в РФ относятся к категории детей с ОВЗ и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным процессам. В нашем Поспелихинском районе на сегодняшний день работают 16 общеобразовательных школ, в которых обучается и воспитывается 170 детей с ОВЗ и 53 ребенка – инвалида. Для нашей школы это очень актуально, так как ежегодно растет количество детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов, родители не хотят отправлять их в специализированные коррекционные школы.
Развитие системы поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, и семей, воспитывающих таких детей, включено в приоритетные направления государственной социальной политики Российской Федерации. С этой целью в образовании актуализируются вопросы оказания психолого-педагогического сопровождения обучающихся с разными образовательными потребностями, что указывает на использование наиболее продуктивных технологий. Так, в условиях разработанной нами модели сопровождения, выбраны следующие современные технологии: метод проектов и ИКТ-технология. В связи с тем, что более 14% обучающихся нашей школы являются детьми с ОВЗ, педагоги осуществляют инклюзивное образование в условиях малокомплектной школы: связывают проектную деятельность и ИКТ с взаимным (парным) обучением и групповой
работой. Именно такая организация работы позволяет учитывать контингент детей в классе, их особенности, возможности, интересы, способствует развитию творческого мышления учащихся с разным уровнем развития.
Проект – «брошенный вперёд», т. е. прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование это процесс создания проекта.
Цель проектного обучениясостоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
-
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; -
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; -
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; -
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); -
развивают системное мышление.
Важным аспектом применения данной технологии в инклюзивном образовании является создание такой среды, в которой все дети объединены и совместно участвуют в жизни школы.
К использованию метода проектов предъявляются следующие требования:
-
наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи (проблемы), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; -
практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; -
самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; -
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); -
использование исследовательских методов (определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы); -
определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом; -
определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности
обучающихся.
В нашей школе в рамках проектной деятельности ведется сбор и подготовка аудио- и видеоматериалов по воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны и детей войны, реализованы, например, проекты «Бессмертный полк», «Военный корреспондент» (в ходе работы над этими проектами дети каждого класса поучаствовали в общих делах, среди которых и совместный поиск материалов по истории малой родины, и общение с участниками исторических событий, и работа с историческими источниками, хранящимися в школьной музейной комнате). Это информационные проекты — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории.
В процессе работы пришкольного оздоровительного лагеря реализованы инновационные проекты «Экологическая мультстудия», «Живой словарь Олимпиады», «Путь к Победе»; к праздничным датам с обучающимися начального и основного звена реализованы проекты «Подарок ветерану», «Письмо солдату», «Подари тепло». Это творческие проекты — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Их продуктами стали альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо и декоративно-прикладного искусства.
На уроках и занятиях школьной театральной студии «Непоседы» с обучающимися были подготовлены, например, литературная ролевая игра во 2 классе по произведению А. Усачева «Эх!»; спектакль по мотивам произведения Б.Васильева «А зори здесь тихие…», артисты которого были удостоены дипломов III степени на районном фестивале-конкурсе «Театральный разъезд» в номинациях «Мужская роль» и «Роль второго плана»; театральная постановка «Подружки» по мотивам кинофильма «Девчата», артистки которого были удостоены дипломов III степени на районном фестивале-конкурсе «Театральный разъезд» в номинациях «Роль второго плана» (это девушки, обучающиеся по адаптированной программе для умственно отсталых детей). Это ролевые проекты — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца. На данном этапе нашей работы трудно недооценить эмоциональное воздействие на наших учащихся. Дети с нарушениями интеллекта, как и дети с нормой развития, познают окружающий мир, переживают происходящее с ними, делятся с окружающими достигнутым.
Но наиболее нам удается, на мой взгляд, реализация социально-значимых проектов.
Социально-значимый проект – модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении. Обучающиеся школы принимали активное участие в подготовке и реализации таких проектов, как «Выборы президента ДЮОО «Мечтатели», «Школьный сад», «Здоровый учитель - здоровый ученик», «Создание детской игровой площадки», «Создание музейной комнаты» и др. Социальное проектирование ценно тем, что в подготовке и реализации проекта участвует большое количество людей: и детей и взрослых, формируется команда единомышленников. Объединяющей идеей проекта является желание сделать что-то нужное и важное для социума. Дети с ОВЗ нашей школы активно работали в ходе реализации проекта «Создание музейной комнаты»: изготавливали стеллажи для хранения музейных экспонатов, собирали эти экспонаты, участвовали в оформлении музейной комнаты. Этот проект был достойно представлен нашими учащимися на районном и краевом уровнях и удостоен диплома II степени на краевом конкурсе социально-образовательных и социально-значимых проектов. В ходе подготовки и реализации проекта «Выборы президента ДЮОО «Мечтатели» дети с ОВЗ совместно с детьми с нормой развития рисовали плакаты, транспаранты, готовили информационные буклеты. Данный проект наши дети (в том числе с ОВЗ) представляли на краевом конкурсе социально-образовательных и социально-значимых проектов «Я - Гражданин России», они были удостоены диплома Избирательной комиссии Алтайского края за активное участие в реализации конкурсного проекта при очном участии и диплома II степени XYIII международного фестиваля «Детство без границ» в номинации «Твори добро на благо людям!».
Системность применения технологий заключается в том, что они реализуются как в урочной, так и во внеурочной деятельности, используются в рамках деятельности оздоровительного пришкольного лагеря, в ходе проведения общешкольных мероприятий, праздников. Учителя при разработке уроков опираются на выбранные технологии.
Они позволяют применять и реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход при создании продуктов различных проектов (групповых и индивидуальных, ИКТ-проектов), для организации взаимодействия с участниками образовательных отношений: педагог - обучающийся, обучающийся – обучающийся, обучающийся – родитель, педагог – родитель, педагог – педагог (проведение родительских собраний, лекториев, круглых столов, педсоветов и др.). Кроме того, в рамках реализации данных технологий с обучающимися, педагогами, родителями работают социальный педагог (например, ежегодно в осенне-весенний
период проводятся занятия, классные часы, инструктажи на тему «Осторожно, тонкий лед!» с просмотром обучающих мультфильмов и видеороликов), педагог-психолог (довольно частое обращение к онлайн-ресурсам, например к детскому сайту «Ребзики»), администрация школы.
Технология проектного обучения и ИКТ-технология совместно с взаимным (парным) обучением и групповой работой эффективно используется педагогами в практике работы с детьми с нормой в развитии и детьми с особыми образовательными потребностями, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее специальными методами и приемами психолого-педагогического сопровождения. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей; в основной школе упор делается на социально-значимые проекты, темы которых зависят от того, какие вопросы актуальны для самих обучающихся с опорой на их опыт, потенциальные возможности и интересы.
Проектная деятельность способствует вовлечению обучающихся (в том числе с ОВЗ) социально-значимую работу, повышает ответственность, самостоятельность, социальную активность школьников, мотивацию к обучению, формирует навыки коллективной работы.
Освоение проектной деятельности обучающимися с ОВЗ связано с рядом проблем:
-
мотивация обучающихся к участию проектов и конкурсов; -
слабая материально-техническая база школы; -
ограниченный словарный запас обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, коллектив МКОУ «Озимовская СОШ» определяет большие преимущества и перспективы в направлении проектной деятельности в рамках инклюзивного образования, так как она дает возможность повышать мотивацию обучающихся, формировать коммуникативные навыки, объединять всех участников образовательных отношений. Результаты проектной деятельности способствуют повышению имиджа как школы в целом, так и инклюзивного образования в рамках малокомплектной сельской школы, меняет инфраструктуру этой самой школы в положительную сторону. Но самое главное, в результате вовлечения детей с ОВЗ в проектную деятельность происходит их успешная социализация, растет их социальный статус и уровень толерантного отношения к ним со стороны других участников образовательного процесса.