ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза»
Цели:
Деятельностная цель: учить анализировать сказку, выделять главное, сжато пересказывать.
Содержательная цель: раскрыть смысл сказки «Волга и Вазуза».
Задачи урока:
-
Образовательные:
- формирование умения понимать авторский замысел;
- совершенствование умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, анализировать прочитанное;
-
Развивающие:
-развивать творческое воображение;
-
Воспитывающие:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
- умения прогнозировать содержание рассказа; - читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; - воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение. | 1. Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности; 2.Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. | 1.Анализ сказки, выделение в нем основной мысли; 2.Отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебнике. | 1.Ответы на вопросы на основе текста учебника. | 1.Развитие речи учащихся через формирование умения выражать свои мысли в разных формах устной речи; 2.Формирование личности ребенка через осмысление нравственных ценностей, содержащихся в сказках; 3. Определять общие для всех правила поведения. |
Ресурсы:
1. Основные: учебник, с 60.
2. Дополнительные: доска, проектор, диафильм «Волга и Вазуза»
Ход урока.
Этап урока, виды работ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный этап | - Здравствуйте, ребята! - Проверьте свои рабочие места: на парте должен лежать учебник, дневник и пенал. Все лишнее уберите в портфели. - Молодцы! - Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением! - Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе. | Дети стоят возле своих столов, здороваются с учителем. Проверяют свою готовность к уроку. Дети садятся на свои места. Принимают правильную позу. | Л-3 |
II. Актуализация знаний: 1. Фронтальный опрос | - Ребята, с творчеством какого писателя вы сейчас знакомитесь? - Какие его произведения вы уже прочитали на прошлых уроках? - Какое произведение вам понравилось? -Почему? (Спрашиваю несколько детей) | - С творчеством Льва Николаевича Толстого. - «Лев и собачка», «Лебеди», «Акула». Ответы детей. | К-1 |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Сегодня мы познакомимся с очень интересной сказкой Л.Н. Толстого. Какие задачи поставим перед собой? | Ответы детей. | Р-1 Р-2 |
IV. Первичное усвоение новых знаний: 1.Подготовка к восприятию нового произведения:
2.Первичное ознакомление с произведением (чтение учителем) | - Откройте учебник на странице 60, прочитайте название сказки. -Ребята, что означает слово Волга? -Правильно, ребята. -Маша подготовила нам интересное сообщение про реку Волгу. Расскажи, Маша. - Ребята, а что тогда означает слово Вазуза? - Игорь сейчас нам расскажет об этой реке. -Ребята, о чем будет сказка? -Интересно, а какие сказочные приключения могут происходить с реками? -Давайте прочитаем сказку и все выясним. - Сначала прочитаю я, а вы внимательно слушайте. | Река. Выступает ребенок с небольшим сообщением. Ответы детей. Выступает ребенок с небольшим сообщением. Ответы детей. | П- 1 П-2 |
V. Первичная проверка понимания: 1.Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия). | - Ребята, о ком эта сказка? - Что же с ними приключилось? -Что вам больше всего запомнилось? | Ответы детей. | |
VI. Первичное закрепление: 1. Просмотр дивфильма; 2.Повторное выборочное чтение произведения учащимися; 3.Анализ содержания произведения (анализ развития действия); 3.Работа в связи с чтением (сжатый пересказ) | -Ребята, предлагаю вам посмотреть по этой сказке интересный фильм, называется он диафильм – фильм по сказке. Смотрите внимательно, будем сравнивать фильм и сказку в учебнике. - Заметили ли вы разницу? -Понравился вам диафильм? - Ребята, а кем друг другу приходились Волга и Вазуза? -Найдите ответ в тексте и прочитайте. -Витя, прочитай вслух. -Из-за чего поспорили две сестры? -Найдите в тексте и прочитайте. -Как они решили выяснить кто лучше? - Найдите этот момент в тексте и прочитайте. Что означает Хвалынское царство? (название моря, куда должны были приплыть две сестры). -Как поступила Вазуза по отношению к сестре? - А как вы считаете, почему Вазуза так поступила с сестрой? -Ребята, а как отреагировала Волга на поступок сестры? -Найдите в тексте и прочитайте. -А раскаялась ли Вазуза? -Найдите в тексте и прочитайте. -Ребята, а как вы думаете, какие чувства испытала Волга, когда узнала, что сестра ее обманула? -Правильно ли Вазуза поступила по отношению к сестре? - Она ведь думала, что сестра не узнает о ее обмане, но ведь тайное всегда становится явным. Правда? - Давайте вспомним примеры этой истины из рассказов, сказок, возможно, ваши знакомые кого – то обманывали, но обман выходил наружу? -Ребята, а что чувствует обманутый человек? - А может ли обманутый человек доверять тому, кто его обманул? -Как вы думаете, почему Волга простила сестру? -А могла она не прощать ее, а обидеться? -А ведь обманывая, человек очень сильно обижает и расстраивает, того кого обманывает. -А что чувствует обманщик, когда его близкий узнает об обмане? - А стоит ли пустяковый спор того, чтобы так сильно обидеть близкого и подорвать его доверие? -Что бы вы посоветовали Вазузе? -Молодцы, ребята. - Лев Николаевич Толстой в конце своей сказки рассказывает читателям, как сложиться судьба двух сестер. - Найдите в тексте как сложиться судьба Волги и прочитайте. - Найдите в тексте как сложиться судьба Вазузы и прочитайте. - Осташковский уезд, что означает? Оставшковский уезд сейчас это Тверская область. Словарная работа. Верста - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям Сажень - старорусская единица измерения расстояния. три тысячи сто шестьдесят вёрст двенадцати вёрст. Болото - Это очень сильно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями. В болоте обычно происходит накопление неразложившихся растительных остатков. Полая вода - это явление в природе происходит только весной, когда лед растаял и река разливается. - Ребята, прочитайте сказку про себя еще раз и кратко расскажите мне о том, что мы сегодня узнали. -Илья, начинай. | Смотрят диафильм. -Сестрами. -Хотели выяснить кто из них лучше. - Кто быстрее доберется до Хвалынского царства тот и лучше. - Вазуза обманула Волгу. - Она поняла, что не сможет выиграть спор, Волга лучше, чем она сама. -Она не стала наказывать сестру. - Да, она признала себя младшей сестрой. Ответы детей. -Обиду, досаду, печаль, грусть. - Она мудрая. -Вину, стыд. Ответы детей. Чтение. Сжатый пересказ. | Л-1 Л-2 |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | -Домашнее задание записано на доске. -Вам нужно будет в тетради нарисовать начало пути Волги и Вазузы. В сказке вы найдете эту информацию. Рисунок необходимо раскрасить цветными карандашами. | Внимательно слушают. | К-1 |
VIII.Рефлексия (подведение итогов занятия) | -Ребята, что полезного вы вынесли из сегодняшнего урока? -К каким выводам пришли? -Покажите сигнал, если урок вам понравился. | Ответы детей. | Л-1 |