Файл: Л. Н. Толстой Волга и Вазуза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза»

Цели:

Деятельностная цель: учить анализировать сказку, выделять главное, сжато пересказывать.

Содержательная цель: раскрыть смысл сказки «Волга и Вазуза».

Задачи урока:

  • Образовательные: 

- формирование умения понимать авторский замысел;

- совершенствование умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, анализировать прочитанное;

  • Развивающие:

-развивать творческое воображение;

  • Воспитывающие:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- умения прогнозировать содержание рассказа;

- читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;

- воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение.

1. Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

2.Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

1.Анализ сказки, выделение в нем основной мысли;

2.Отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебнике.

1.Ответы на вопросы на основе текста учебника.

1.Развитие речи учащихся через формирование умения выражать свои мысли в разных формах устной речи;

2.Формирование личности ребенка через осмысление нравственных ценностей, содержащихся в сказках;

3. Определять общие для всех правила поведения.




Ресурсы:

1. Основные: учебник, с 60.

2. Дополнительные: доска, проектор, диафильм «Волга и Вазуза»

Ход урока.


Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап


- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свои рабочие места: на парте должен лежать учебник, дневник и пенал. Все лишнее уберите в портфели.

- Молодцы!

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением!

- Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе.

Дети стоят возле своих столов, здороваются с учителем.

Проверяют свою готовность к уроку.

Дети садятся на свои места.

Принимают правильную позу.

Л-3

II. Актуализация знаний:

1. Фронтальный опрос

- Ребята, с творчеством какого писателя вы сейчас знакомитесь?

- Какие его произведения вы уже прочитали на прошлых уроках?

- Какое произведение вам понравилось?

-Почему?

(Спрашиваю несколько детей)

- С творчеством Льва Николаевича Толстого.

- «Лев и собачка», «Лебеди», «Акула».

Ответы детей.

К-1


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся



Сегодня мы познакомимся с очень интересной сказкой Л.Н. Толстого.

Какие задачи поставим перед собой?

Ответы детей.

Р-1

Р-2


IV. Первичное усвоение новых знаний:

1.Подготовка к восприятию нового произведения:

  • вступительная беседа;

  • сообщения учащихся;

2.Первичное ознакомление с произведением (чтение учителем)

- Откройте учебник на странице 60, прочитайте название сказки.

-Ребята, что означает слово Волга?

-Правильно, ребята.

-Маша подготовила нам интересное сообщение про реку Волгу. Расскажи, Маша.

- Ребята, а что тогда означает слово Вазуза?

- Игорь сейчас нам расскажет об этой реке.

-Ребята, о чем будет сказка?

-Интересно, а какие сказочные приключения могут происходить с реками?

-Давайте прочитаем сказку и все выясним.

- Сначала прочитаю я, а вы внимательно слушайте.


Река.
Выступает ребенок с небольшим сообщением.

Ответы детей.

Выступает ребенок с небольшим сообщением.

Ответы детей.

П- 1

П-2

V. Первичная проверка понимания:

1.Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).

- Ребята, о ком эта сказка?

- Что же с ними приключилось?

-Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей.




VI. Первичное закрепление:

1. Просмотр дивфильма;

2.Повторное выборочное чтение произведения учащимися;

3.Анализ содержания произведения (анализ развития действия);

3.Работа в связи с чтением (сжатый пересказ)



-Ребята, предлагаю вам посмотреть по этой сказке интересный фильм, называется он диафильм – фильм по сказке. Смотрите внимательно, будем сравнивать фильм и сказку в учебнике.

- Заметили ли вы разницу?

-Понравился вам диафильм?

- Ребята, а кем друг другу приходились Волга и Вазуза?

-Найдите ответ в тексте и прочитайте.

-Витя, прочитай вслух.

-Из-за чего поспорили две сестры?

-Найдите в тексте и прочитайте.

-Как они решили выяснить кто лучше?

- Найдите этот момент в тексте и прочитайте. Что означает Хвалынское царство? (название моря, куда должны были приплыть две сестры).

-Как поступила Вазуза по отношению к сестре?

- А как вы считаете, почему Вазуза так поступила с сестрой?

-Ребята, а как отреагировала Волга на поступок сестры?

-Найдите в тексте и прочитайте.

-А раскаялась ли Вазуза?

-Найдите в тексте и прочитайте.

-Ребята, а как вы думаете, какие чувства испытала Волга, когда узнала, что сестра ее обманула?

-Правильно ли Вазуза поступила по отношению к сестре?

- Она ведь думала, что сестра не узнает о ее обмане, но ведь тайное всегда становится явным. Правда?

- Давайте вспомним примеры этой истины из рассказов, сказок, возможно, ваши знакомые кого – то обманывали, но обман выходил наружу?

-Ребята, а что чувствует обманутый человек?

- А может ли обманутый человек доверять тому, кто его обманул?

-Как вы думаете, почему Волга простила сестру?

-А могла она не прощать ее, а обидеться?

-А ведь обманывая, человек очень сильно обижает и расстраивает, того кого обманывает.

-А что чувствует обманщик, когда его близкий узнает об обмане?

- А стоит ли пустяковый спор того, чтобы так сильно обидеть близкого и подорвать его доверие?

-Что бы вы посоветовали Вазузе?

-Молодцы, ребята.

- Лев Николаевич Толстой в конце своей сказки рассказывает читателям, как сложиться судьба двух сестер.

- Найдите в тексте как сложиться судьба Волги и прочитайте.

- Найдите в тексте как сложиться судьба Вазузы и прочитайте.

- Осташковский уезд, что означает?

Оставшковский уезд сейчас это Тверская область.

Словарная работа.

Верста - русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям

Сажень - старорусская единица измерения расстояния.

три тысячи сто шестьдесят вёрст

 двенадцати вёрст.

Болото - Это очень сильно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями. В болоте обычно происходит накопление неразложившихся растительных остатков. 

Полая вода - это явление в природе происходит только весной, когда лед растаял и река разливается.

- Ребята, прочитайте сказку про себя еще раз и кратко расскажите мне о том, что мы сегодня узнали.

-Илья, начинай.


Смотрят диафильм.

-Сестрами.

-Хотели выяснить кто из них лучше.
- Кто быстрее доберется до Хвалынского царства тот и лучше.
- Вазуза обманула Волгу.
- Она поняла, что не сможет выиграть спор, Волга лучше, чем она сама.

-Она не стала наказывать сестру.
- Да, она признала себя младшей сестрой.

Ответы детей.

-Обиду, досаду, печаль, грусть.

- Она мудрая.

-Вину, стыд.

Ответы детей.

Чтение.

Сжатый пересказ.

Л-1

Л-2

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


-Домашнее задание записано на доске.

-Вам нужно будет в тетради нарисовать начало пути Волги и Вазузы.

В сказке вы найдете эту информацию. Рисунок необходимо раскрасить цветными карандашами.

Внимательно слушают.

К-1

VIII.Рефлексия (подведение итогов занятия)


-Ребята, что полезного вы вынесли из сегодняшнего урока?

-К каким выводам пришли?

-Покажите сигнал, если урок вам понравился.

Ответы детей.

Л-1