Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
На тему: Культура и традиции, как генетический код нации.
Выполнил: Ученик 10 «» класса :
В жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся психология восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе людей. Каждому народу присущ особый менталитет, свой образ жизни, способ мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосприятие. Все эти факторы базируются на культуре и традициях каждого народа, ведь именно они формируют в человеке Национальное чувство , что ведет народ к духовному расцвету. Чем выше чувство национального, чем лучше человек осознает сущность и историческую роль своего народа. Конечно,, можно понимать «генетический» вполне буквально, как передающийся через кровь, гены, ДНК. И отчасти это так: мы несем в себе генетическую память всех наших далеких предков. Мы родившиеся на земле Казахстана, несем в себе генетическую память коневодов энеолита, колесничных эпохи бронзы, сакских лучников и ювелиров, авторов наскальных рисунков, строителей древних курганов и мавзолеев, авторов рунических текстов, огнепоклоников и митраистов, тенгри, авторов наскальных рисунков, строителей древних курганов и мавзолеев, авторов рунических текстов, огнепоклоников и митраистов, тенгрианцев и первых тюркских мусульман, ремесленников и земледельцев, тюркских и монгольских воинов и, конечно, всех кочевников Великой Степи, во все эпохи. Генетический код нации следует понимать шире, чем биологическую взаимосвязь, родство внутри этноса. На самом деле речь идет о культурном наследии, которое определяет суть этноса и его отличие от других. Культурно - генетический код включает в себя представления, которые важны для этнического самосознания, отражают специфические черты этноса и соответствуют «национальному идеалу». Среди этих преставлений есть общечеловеческие, например, нравственные нормы и ценности. Есть самобытные и постоянные, такие как язык, родина, мифологические и эпические образы, народная музыка. Негативное восприятие культуры и прошлого своего этноса связано с нарушением культурно – генетического кода и ведет к национальному нигилизму – отрицанию ценности этнического начала, заниженной оценке своего этноса. Если человек владеет языком своего этноса, уважает и соблюдает традиции, знает свою историю, понимает, принимает и любит культуру, это означает, что он – носитель культурно – генетического кода. Он идентифицирует себя со своим этносом. Культурно – генетический код хранит национальную (этническую) картину мира – коллективное мировосприятие этноса, которое включает и особенности образа жизни этноса и принципы взаимодействия в обществе, и
отношение к другим народам, и отношением к земле и природе. Передача национальной картины мира следующим поколениям осуществляется через язык.
Язык теснейшим образом связан с культурой, является ее неотъемлемой частью. Язык воплощает в себе своеобразие этнического видение мира. Язык – это фундамент культуры. Язык концентрирует в себе этнокультурную информацию и хранит ее.
В советское время казахский язык, а с ним и казахская культура и этнос в целом испытали колоссальный стресс, связанный с проводившейся в Советском Союзе русификации, закрытием казахских школ, проникновением русского языка во все сферы жизни, особенно в городах. Обучаясь в русских школах, многие казахи забывали родной язык и тем самым утрачивали связь с родной культурой , «заболевали» национальным нигилизмом, отрицали необходимость знания родного языка и культуры. Двадцатый век был веком модернизации, индустриализации и революционных преобразований. Эта модернизация носила технократический характер, сопровождалась безжалостным отношением к природе, земле и ее ресурсам, нарушением экологического равновесия. В результате кочевой цивилизации был нанесен непоправимый урон. В ходе Сталинской модернизации погибли миллионы казахов. Технократическая модернизация с таким пренебрежением относилась к традициям казахского народа, что казахская культура и язык едва не погибли. Произошел обрыв в преемственности поколений, чреватой утратой культурно – генетического кода.
В независимом Казахстане национальной культуре возвращён приоритет. Уделяется огромное значение государственному языку и опирающейся на него культуре как основе казахского этноса и цивилизации. Происходит восстановление и новое наполнение культурно – генетического кода. В стране началась модернизация нового типа – модернизация, опирающаяся на историческое прошлое и духовное наследие, направленная на сохранение лучших традиций этноса. Большую роль в этом играет, изучение истории, причём не только всемирной истории и истории Казахстана, но и истории малой родины. Каждый человек должен не просто любить свой край и чрезвычайно бережно относится к его природе, но и знать его историю и беречь его культурно – исторические памятники и святые (сакральные) места. Кочевая цивилизация возникла в ходе адаптации человека к природе.
В 2012 году президент Республики Казахстан выступил с официальным посланием народу страны «Стратегия -2050», в котором сообщил о создании патриотического акта «Мәңгілік Ел». В Послании «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Лидер нации подчеркивает, что единство нашего народа-это традиции и культура, сложённые веками, что представляют собой генетический код нации.
Казахам и представителям других народов, проживающим на территории нашей страны, несмотря на все тяготы и невзгоды царизма, революционных потрясений и тоталитаризма, удалось сохранить свою культурную самобытность.
Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние
Таком образом, можно сделать вывод, что генетический код – основа этноса, нации и цивилизации. Это духовные ценности, представления, опыт и традиции, которые с помощью языка и символов предаются от поколения к поколению, связывая людей с незримыми узами. Нарушение культурно – генетического кода ведёт к опасным последствиям, угрожающим гибели этноса.