Файл: Особенности стратегий виолентов и эксплерентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГЕОСИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ»

(СГУГиТ)




РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Экономика и финансовое обеспечение инновационной
деятельности»
на тему: «Особенности стратегий виолентов и эксплерентов»

Обучающийся

__Исакова Татьяна Владимировна__

(фамилия, имя, отчество)







Группа

_______ИН-31_______


Руководитель



Усанькова Екатерина Александровна

(фамилия, имя, отчество)




______________________

(подпись)









Дата



_____________________






Новосибирск 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..….3

1 СТРАТЕГИИ ВИОЛЕНТОВ, ЭКСПЛЕРЕНТОВ………………………….......…5

1.1 Общие сведения………………………………………..……………....…..….5

2 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ ФИРМ …..…….....9

2.1 Особенности стратегий крупных фирм …………………..…………………....9

2.2 Особенности стратегий средних фирм ……..……………....……………...…11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….….………………...….....13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….…………………14

ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассмотрены альтернативные стратегии фирм и их разработка.

Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента.

В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Если цели организации определяют то, к чему стремится организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.


Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Безусловно, тот факт, что у предприятия имеется стратегия, очень важен, но на этом нельзя поставить точку, так как необходимо выяснить, насколько эффективна имеющаяся стратегия.

Выбор конкретного направления изменения стратегии означает, что из всех возможных путей корректировки стратегии, открывавшихся перед предприятием, решено выбрать одно направление, которое больше всего подходит. Новые действия и подходы покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии.

Но единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой, т.к. зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и т.д.

Таким образом, разработка стратегии предприятия является актуальной проблемой и необходимой задачей для максимально эффективной деятельности предприятия.


  1. СТРАТЕГИИ ВИОЛЕНТОВ, ЭКСПЛЕРЕНТОВ

1.1 Общие сведения

Степень реализации стратегии фирмы по достижению конкурентоспособности выпускаемой продукции во многом зависит от оптимальности организационной формы инноватора (фирмы). Если стратегия коммутантов ориентирована на местный рынок, то не стоит ей навязывать созидание нового товара или освоение нового рынка за тридевять земель.

Как вариант классификации стратегий нововведений, рассматривают 4 типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей:

  • Виоленты;

  • Коммутанты;

  • Патиенты;

  • Эксплеренты.

Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного, стандартного производства продуктов (товаров, услуг, интеллектуальной собственности). Виоленты – фирмы с наступательной «силовой» стратегией, действующие в сфере стандартного крупного бизнеса. Три важнейших разновидности фирм-виолентов получили запоминающиеся названия – «группа львов», «могучие слоны» и «неповоротливые бегемоты».



Фундаментальный источник силы фирм, придерживающихся виолентной стратегии, заключен в том, что такое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий, сильно отличающихся друг от друга продуктов. Кроме того, виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, связанными с разработкой новых продуктов, развитой сбытовой сетью и крупными рентабельными компаниями.

Стратегия виолентов проста: опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов. Она привлекает покупателей сравнительной дешевизной и добротностью (средний уровень качества) своих изделий. Причем забота о покупателе – не благотворительность со стороны гигантов-виолентов, нередко занимающих на рынке позиции монополиста. Она – следствие понимания ими законов массового спроса: плохой или дорогой продукт такого спроса не порождает.

Критики крупных фирм часто говорят, что история выбила у тех основной козырь – тактическое превосходство. Раньше мелкие фирмы не имели совершенного оборудования. Теперь оно у них, как правило, ничем не уступает используемому гигантами. Доля правды в таких утверждениях есть – конкурентное давление со стороны мелких фирм усиливается во всем мире, а русские гиганты пока не адаптировались к рыночным условиям.

Однако, чтобы ни говорили о крупных фирмах, во всех странах люди ездят на «Тойотах» или «Жигулях», хранят продукты в холодильниках «Сименс» или «ЗИЛ» – словом, удовлетворяют свои ходовые потребности за счет продукции крупных фирм. Очевидно, несмотря на серьезные недостатки, они незаменимы на своем месте. Десятилетиями в число крупных входит один и тот же набор фирм. Даже когда такие компании вытесняются другими, важно посмотреть, кто их удачливые соперники: практически всегда это фирмы того же типа (либо сразу придерживающиеся виолентной стратегии, либо эволюционирующие в ее направлении).

Нынешнее время – не лучшее для отечественных виолентов, к числу которых (обычно не подозревая об этом) относится большинство крупных предприятий. Мощное производительное оборудование – сильнейший козырь в их арсенале, но только когда оно загружено. А кризис структурной перестройки экономики снизил загрузку до недопустимого уровня. Тем не менее в силу исторических особенностей развития хозяйства России именно крупные предприятия составляют костяк экономики страны, и от выработки или эффективной рыночной стратегии во многом зависит будущее России.


Эта стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых или с радикальным преобразованием сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании продуктов (товаров, услуг, интеллектуальной собственности), а о крайне рискованном (но и баснословно выгодном в случае удачи) поиске революционных решений.

Эксплеренты – это фирмы, специализирующиеся на создании новых и радикальных преобразований старых сегментов рынка, они играют важнейшую роль в создании наиболее значительных достижений научно-технического прогресса.

Главный фактор эксплерентов связан с опережениями во внедрении принципиальных нововведений. Это послужило основанием для сравнения подобных фирм с «первыми ласточками», раньше других начинающими обживать земли. Такая компания стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначального единоличного присутствия на нем.

Эпохальные изобретения не делаются по заказу. Еще до начала разработки можно уверенно утверждать, что шансы на успех минимальны. Здесь-то и сказывается разница стратегии. В массовом производстве, где подготовка выпуска нового продукта стоит очень дорого, ошибки недопустимы и виолент старается избегать не проверенных проектов. У пионерской компании другая правда. Она верит, что реализация ее тактических идей перевернет рынок, и в 85 случаях из 100 кончает банкротством.

Но ведь в 15 случаях на долю эксплерента выпадает огромный тактический и финансовый успех. Этого оказывается достаточно, чтобы привлекать в бизнес новых и новых фирм-«ласточек».

В чистом виде, однако, наблюдать пионерскую стратегию в мире бизнеса крайне сложно из-за ее кратковременной природы. Дело в том, что до этого момента, когда удается достигнуть решающих успехов, такая фирма больше похожа на группу фанатиков-энтузиастов нового направления, чем на коммерческое предприятие. После долгожданного прорыва надобность собственно пионерской стратегии отпадает; перед фирмой встают прозаические задачи удержания доли на рынке, текущего улучшения продукта, повышения рентабельности и т. д.

Словом, даже в самом удачном (крайне редком) случае, когда эксплерент преодолевает все трудности в созданной им же самим новой рыночной нише, он вынужден внутренне переродиться, перейдя к другому виду стратегии. Недаром отдельные маркетологи сравнивают фирму-пионера с еще одним зверем – «слонопотамом» – загадочным созданием
, которое безуспешно пытался поймать Винни Пух и которое при проверке оказывалось каким-нибудь другим животным. 

В современной России эксплерентов мало, но и в странах с развитой рыночной экономикой их количество незначительно. Поэтому данные фирмы пользуются максимальной поддержкой государства, так как они являются проводниками научно-технического прогресса в различные сферы экономики.

  1. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ КРУПНЫХ И СРЕДНИХ ФИРМ

2.1 Особенности стратегий крупных фирм

Крупные фирмы, в отличие от малых, имеют возможность осуществления массового стандартизированного производства, а также расширения сферы своей деятельности (диверсификации производства). Однако пропорционально росту размеров компании падает ее гибкость. В зависимости от темпов роста и степени диверсификации производства крупные компании можно разбить на три группы: «гордые львы», «могучие слоны» и «неповоротливые бегемоты».

Типичное для «гордых львов» поведение – это выпуск новейшей продукции «звезд», не имеющей аналогов у конкурентов, быстрый и своевременный выход на рынок с новым продуктом, потребность в котором подтверждена маркетинговыми исследованиями.

Типичным поведением «могучих слонов» является постоянное пополнение ассортимента апробированными продуктами, все еще имеющими спрос, продуктами, ставшими из «звезд» «дойными коровами». «Могучие слоны» имеют широчайший ассортимент, и в каждой сегменте рынка имеют прибыль.

«Неповоротливый бегемот» – огромная межнациональная корпорация, владеющая производственными мощностями, выпускающими все необходимое для производства и сборки продукции. Проблемы подобных корпораций заключаются в их попытках производить все самостоятельно, что не всегда оправдано с экономической точки зрения. Нередко проще и дешевле заказать деталь у сторонней фирмы, находящейся в соседнем городе, чем производить самостоятельно и везти через несколько стран в сборочный цех.

Средние фирмы как бы сжаты тисками пресса крупных фирм и жалящими уколами малых. Могут ли выжить средние фирмы? Да, если будут придерживаться нишевой специализации. Ниша для сред них фирм необходима прежде всего как средство защиты от прямой конкурентной борьбы с крупными фирмами, ибо другого защитного средства – преимуществ фирм малого размера – у них уже нет. Средние фирмы, придерживающиеся нишевой специализации, могут выбрать один из четырех видов стратегии роста. Выбор зависит от темпов роста средней фирмы и темпов роста ниши, в которой эта фирма оперирует.