Файл: Литература связана с именами сказочников братьев Гримм, Гофмана, Гауфа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В это время, пожалуй, впервые за годы своих увлечений Дорой Хатт Гофман так остро почувствовал, что мир, в котором он живет, меняется, но в чем-то остается прежним. Глубоко изменилось к нему отношение пуританствующих кёнигсбергских обывателей, но в нем самом сохранилась любовь к Доре. В доме Дерферов на семейном совете решено было послать Гофмана в силезский город Глогау, к дяде Иоганну Людвигу, который занимал там пост советника верховного суда. Пусть послужит в Глогау, пусть забудет навсегда Дору Хатт.

В июне 1796 года Гофман отправляется в Глогау. Покидая Кёнигсберг, он надеялся, что обязательно вернется сюда и мир все-таки изменится... К лучшему.

О Кёнигсберге он помнил, но, судя по письмам, возвращаться сюда не собирался. В последний раз Гофман приехал в Кёнигсберг 24 января 1804 года, в день своего рождения. Ему было уже двадцать восемь лет, он был женат, жил и служил в Плоцке, куда его сослали из Познани за распространение карикатур на знатных людей города. Женился Гофман в Познани на хорошенькой темноволосой, голубоглазой польке Михалине Рорер-Тшциньской, дочери городского писаря. Миша, как ласково звал свою жену Гофман, была прекрасной хозяйкой и терпеливой спутницей жизни до самой смерти писателя.

По приезде в Кёнигсберг Гофман останавливается у дяди Отто, но после смерти тетушки Иоганны Софи Дерфер дом стал совсем чужим. И, чтобы избавиться от скуки и однообразия бесед с дядей и его знакомыми, Гофман каждый вечер бывает в театре. Он слушает оперы В. Мюллера, К. Диттерсдорфа, Э. Н. Мегюля, арии из опер Моцарта; смотрит спектакли по пьесам Ф. Шиллера и А. Коцебу.

15 февраля 1804 года Гофман навсегда покидает Кенигсберг. Он живет в Варшаве, Берлине, Бамберге, Лейпциге, Дрездене. Плодотворно работает в театрах (сочиняет музыку к спектаклям, режиссирует, пишет декорации, заведует репертуаром), пишет и издает "Фантазии в манере Калло", "Ночные рассказы", "Серапионовы братья", "Эликсир сатаны", "Житейские воззрения кота Мурра". Умер Гофман в Берлине. Надпись на памятнике очень проста:

"Э. Т. В. Гофман род. в Кёнигсберге в Пруссии 24 января 1776 года.

Умер в Берлине 25 июня 1822 года.

Советник апелляционного суда

отличился как юрист

как поэт

как композитор

как художник.

От его друзей".

Да, по образованию он был юрист, надежды на будущее связывал с музыкой, неплохо рисовал, но в историю мировой культуры он вошел как великий писатель.

3. Темы, содержание главных произведений Э.-Т.-А. Гофмана, рекомендуемые для чтения детям дошкольного возраста.


«Щелкунчик».

Данная сказка была опубликована в сборнике в 1716 году. Когда Гофман создавал это произведение, то пребывал под впечатлением от детей своего приятеля. Детишек звали Мари и Фриц, их имена Гофман дал своим персонажам. Если прочитать Гофмана "Щелкунчик и мышиный король ", анализ произведения покажет нам моральные принципы, которые пытался передать автор детям.

Если сделать анализ произведения Гофмана "Щелкунчик", то заметно, что писатель постарался показать, как важно добро, мужество, милосердие, что нельзя оставлять кого бы то ни было в беде, надо помогать, проявлять смелость. Мари смогла рассмотреть в неказистом Щелкунчике его свет. Ей понравилось его добродушие, и она всеми силами старалась защищать своего любимца от противного брата Фрица, который вечно обижал игрушку. Несмотря ни на что, она пытается помочь Щелкунчику, отдает сладости наглому Мышиному королю, лишь бы тот не причинял солдатику вред. Здесь демонстрируются смелость и мужество. Мари и ее брат, игрушки и Щелкунчик объединяются ради достижения цели - победы над Мышиным королем.

«Золотой горшок».

Данное произведение является также достаточно известным, и Гофман создавал его, когда в 1814 году к Дрездену подошли французские войска, которые вел Наполеон. При этом город в описаниях довольно реален. Автор рассказывает про быт людей, как они катались на лодке, ходили в гости друг другу, проводили народные гулянья и многое другое.

События сказки разворачиваются в двух мирах, это реальный Дрезден, а также Атлантида. Если делать анализ произведения "Золотой горшок" Гофмана, то можно увидеть, что автор описывает гармонию, которую в обычной жизни днем с огнем не сыщешь. Главным героем является студент Ансельм.

Надо сказать, что хотя у автора было очень интересные музыкальные произведения, тем не менее, он известен в качестве сказочника. Произведения для детей Гофмана достаточно популярны, некоторые из них можно прочитать маленькому ребенку, какие-то подростку. Например, если взять сказку про Щелкунчика, то она подойдет и для тех, и для других. "Золотой горшок" - сказка довольно интересная, но наполненная аллегориями и двойным смыслом, где демонстрируются основы нравственности, которые актуальны и в наши непростые времена, например, умение дружить и помогать, защищать, проявлять мужество. Достаточно вспомнить и "Королевскую невесту" - произведение, которое было основано на реальных событиях. Речь идет про поместье, где проживает один ученый со своей дочкой. Овощами правит подземный король, он и его свита приходят в огород Анны и оккупируют его. Они мечтают о том, что однажды на всей Земле будут жить только человекоовощи. А началось все с того, что Анна нашла необычайное кольцо...


«Цахес».

Кроме вышеописанных сказок, есть и другие произведения подобного рода Эрнста Теодора Амадея Гофмана - "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер". Жил-был один маленький уродец. Фея пожалела его.

Она решила подарить ему три волоска, имеющих волшебные свойства. Как только что-то происходит в том месте, где Цахес находится, значительное или талантливое, или кто-то подобное произносит, то все думают, что это сделал он. А если карлик сделает какую-нибудь пакость, то все думают на других. Обладая подобным даром, крошка становится среди народа гением, его вскоре назначают министром.
«Приключение в новогоднюю ночь».
Однажды в ночь как раз под Новый год один странствующий товарищ попал в Берлин, где с ним произошла некая вполне волшебная история. Он встречает в Берлине Юлию, свою возлюбленную. Такая девушка существовала на самом деле. Гофман преподавал ей музыку и был влюблен, но родные помолвили Юлию с другим.

«История о пропавшем отражении».

Интересен факт, что вообще в произведениях автора то и дело где-нибудь проглядывает мистическое, а уж про необычное и говорить не стоит. Умело смешивая юмор и нравственное начало, чувства и эмоции, реальный и нереальный мир, Гофман добивается полного внимания своего читателя. Этот факт можно проследить в интересном произведении "История о пропавшем отражении". Эразм Спикер очень сильно хотел посетить Италию, чего и смог добиться, однако там он встретил прекрасную девушку Джульетту. Он совершил плохой поступок, вследствие чего ему пришлось уехать домой. Рассказывая все Джульетте, он говорит, что хотел бы с ней остаться навечно. В ответ она просит его, отдать свое отражение.

Надо сказать, что известные произведения Гофмана разных жанров и для разных возрастов. Например, мистическая "История привидений". Гофман очень сильно тяготеет к мистике, что прослеживается в рассказах про вампиров, про роковую монахиню, про песочного человека, а также в серии книг под названием "Ночные этюды". Интересна забавная сказка о повелителе блох, где речь идет про сынка богатого торговца. Ему не по душе то, чем занимается его отец, и он не собирается идти по той же дорожке. Эта жизнь не для него, и он пытается сбежать от действительности. Однако его неожиданно арестовывают, хотя он не понимает за что. Тайный советник хочет найти преступника, а виновен преступник или нет, ему неинтересно. Он точно знает - у каждого человека можно найти какое-либо прегрешение. В большинстве произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана присутствует много символики, мифов и легенд. Сказки вообще трудно делить по возрастам. Вот, например, взять
"Щелкунчика", этот рассказ настолько интригующий, наполнен приключениями и влюбленностью, событиями, которые происходят с Мэри, что будет достаточно интересен детям и подросткам, и даже взрослые с удовольствием его перечитывают. По данному произведению снимаются мультфильмы, неоднократно ставятся спектакли, балет и т. д.

А вот другие произведения Эрнста Гофмана возможно будут немного трудноваты для восприятия ребенком. Некоторые люди приходят к этим произведениям вполне осознанно, чтобы насладиться необычайным стилем Гофмана, его причудливой смесью. Гофмана привлекает тема, когда человек страдает безумием, совершает какое-то преступление, у него есть "темная сторона". Если у человека есть воображение, есть чувства, то он может впасть в безумие и покончить жизнь самоубийством. Для того чтобы написать рассказ "Песочный человек", Гофман изучал научные труды по болезням и клиническим составляющим. Новелла привлекла внимание исследователей, среди них был и Зигмунд Фрейд, который даже посвятил этому произведению свое эссе. Каждый решает сам, в каком возрасте ему читать книги Гофмана. Некоторые не совсем понимают его слишком сюрреалистического языка. Однако стоит только начать читать произведение, как поневоле втягиваешься в этот смешанный мистический и безумный мир, где в реальном городе живет гном, где по улицам ходят духи, а прелестные змейки ищут своих прекрасных принцев.

4. Анализ сказки «Щелкунчик и мышиный король»:
История создания, жанр, направление произведения.
Замысел сказки «Щелкунчик и Мышиный король» у Э. Гофмана появился в результате общения с детьми его близкого друга Ю. Э. Г. Хитцига – Фрицем и Мари (именно поэтому герои произведения носят эти имена). Гофман часто мастерил им к Рождеству игрушки, и среди них вполне мог быть и Nubknacker - Щелкунчик.

Слово «Nubknacker» в переводе с немецкого означает «раскалыватель орехов». Этим объясняются и нелепые названия первых переводов произведения: «История щипцов для орехов», «Грызун орехов и царек мышей», хотя вполне понятно, что в сказке Гофмана речь идет не о щипцах.

Щелкунчик представлял собой механическую куклу, очень популярную в те времена – солдатика с завитой бородой, косичкой и огромным ртом. Чтобы расколоть орех, нужно было его положить в рот кукле, дернуть ее за косичку – челюсти смыкались, и орех раскалывался.

Сюжет и композиция произведения.
Для «Щелкунчика» свойственна характерная для Гофмана двойственность сюжета. В происходящие в произведении чудесные события можно верить, а можно их списать на фантазию девочки, что и делают, как правило, взрослые. В сказке присутствуют сильные композиционные позиции, к которым обычно относят начало текста и финал. Начало – приглашение к беседе, а финал – вершина, которая позволяет по- другому взглянуть на прочитанное. Заданная в начале сказки рождественская атмосфера

накладывает на развитие сюжета особый отпечаток. Гофман строит произведение по принципу «сказка в сказке», соединенных двумя персонажами – Дроссельмейером и его племянником, молодым Дроссельмейером. В настоящем времени, перед глазами читателя, на

первом плане разворачивается история о том, как дочь советника медицины Штальбаума Мари спасает Щелкунчика, который оказался заколдованным молодым Дроссельмейером. И в это повествование вкраплен рассказ из прошло о том, как Дроссельмейер стал Щелкунчиком – сказка о твердом орехе Кракатук и принцессе Пирлипат. История Щелкунчика и Мари «отзеркаливает» историю Щелкунчика и Пирлипат. Злобная фея

Мышильда превратила Пирлипат в чудовище. Дроссельмейер расколол для нее орех Кракатук.

Принцесса съела его ядрышко и возвратила себе свой прежний прекрасный облик. Но Мышильда превратила за это молодого Дроссельмейера в Щелкунчика. Король обещал, что герой, который сумеет расколдовать его дочь, получит ее руку и королевство. Но когда Дроссельмейер предстал перед Пирлипат во всем своем безобразии, она его прогнала.

Щелкунчик показался Мари не очень складной и забавной игрушкой. Неожиданно оказавшись в водовороте удивительных событий, девочка спасла Щелкунчика, помогла ему победить Мышиного короля. Мари узнала, что Щелкунчик – правитель волшебной страны. Услышав от крестного рассказ об орехе Кракатук, девочка поняла, что Щелкунчик – это заколдованныймолодой Дроссельмейер. Девочка продолжала в это верить даже тогда, когда над ней все смеялись. Мари мечтает о том, что если бы Дроссельмейер был на самом деле, она бы не отвергла его, как Пирлипат. После этой фразы Мари потеряла сознание. Очнувшись, девушка узнала, что к ним в гости приехал молодой племянник Дроссельмейера. Он благодарит

девушку и просит ее руки. Заканчивается сказка рассказом о свадьбе Мари и молодого Дроссельмейера.
Мотив «красавица и чудовище» в сказке «Щелкунчик и