Файл: Картотека игр по сенсорному развитию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

Варианты:

  • составить конструкцию по памяти, по описанию;

  • составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

  1. «Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.

  1. «Зрительный диктант»

Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.

Варианты:

  • дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).

  1. «Определи форму предмета»

Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами подобрать мебель, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.

  1. «Чей домик?»

Оборудование: четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная), геометрические формы( шар, куб). по размеру подходящие к прорези.

Ход игры: Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям. Что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию

  1. «Что катится, что не катится»

Оборудование: Воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета.

Ход игры: Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному кубик, другому – шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно,
они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет.

  1. Заклей дырки 

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. 
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

  1. Прятки 

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.

Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.


  1. «Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить - что выше, что ниже.

  1. «Палочки в ряд»

Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.

Варианты:

  • детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.

  1. «Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

  1. «Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

  1. «Матрешки»

Собрать две (три) матрешки, состоящие из 5—6 штук (и более), одновременно выложенные и разобранные на столе.

  1. «Разноцветные кружки»

Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.


Варианты:

- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.

  1. «Разложи по размеру»

Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

Варианты:

- дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
  1.   1   2   3   4   5


«Расставь по порядку»

Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

  • расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

  • расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

  1. «В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

  1. «Дальше — ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие - дальше.

  1. «Выполни задание»

Выполнение заданий, связанных с измерением предметов:

  • измерение расстояния между предметами условными мерами: палочкой, карандашом, ленточкой, шагами и т. д.;

  • измерение сыпучих и жидких веществ в разных бытовых сосудах (банка, бутылка, кувшин и др.) с помощью условной меры: маленькая чашка, мензурка, ложка и т. д.

  1. «Три квадрата» 

- научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

  1. «Веселое ведро»

Иногда так бывает, что игрушки уже утратили свое значение для ребенка или он потерял интерес к игре с ними. И тогда они только разбрасываются и постоянно попадаются под ноги. Или этих игрушек так много, что их долго собирать. Можно дать этим предметам новую жизнь. Дидактическое пособие "Веселое ведро". Для него понадобится ведро большое пластмассовое, кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна, тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую задачу по закреплению названий основных цветов. В крыжке выделяем 4 сектора по основным цветам, вырезаем квадраты, в середине вырезаем круг. В ведре сбоку делаем 2 круглых отверстия для детской руки, пришиваем рукава от свитера.

  1. Весёлые матрёшки.

Материалы: матрёшки разной величины (состоящие из 2 – 5 деталей).

Ход игры. 1-й вариант игры «Собираем и разбираем». Покажите малышам двухсоставную матрёшку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот матрёшка и вот матрёшка. Это большая матрёшка. А это какая матрёшка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матрёшку в большую. Вот так». Покажите детям, как разобрать и собрать матрёшку. Затем раздайте детям матрёшек и попросите разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрёшку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки – подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрёшка». В случае затруднения объясните и покажите малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек и фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней),поочерёдно прикладывая верхнюю часть матрёшки к нижним частям (методом практического примеривания), пока не найдётся часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зрительного соотнесения. Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажите, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?» В дальнейшем можно предлагать детям для игры трехсоставных матрешек.


2-й вариант игры «Строим ряды». Предложить детям разобрать трехсоставную матрешку и  построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднений помогите малышам. Попросите детей показать, где самая большая матрешка, а где самая маленькая. Затем закройте матрешек ширмой и уберите одну матрешку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: «Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта матрешка поменьше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. Открывай! Одна не послушная сестричка убежала… Поставь её на место!»

Дидактические игры и упражнения на закрепления цвета.


  1. «Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

  1. «Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора - красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д.

Варианты:

  • выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.

  1. «Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

  1. «Сплети коврик из цветных полосок»

Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

  1. «Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

  1. «Неразлучные цвета»

Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании