ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
-
составить конструкцию по памяти, по описанию; -
составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).
-
«Определи правильно»
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.
-
«Зрительный диктант»
Дети запоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.
Варианты:
-
дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (в том числе и из объемных геометрических фигур).
-
«Определи форму предмета»
Перед ребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол, люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезь перфокарты с вырезанными геометрическими фигурами подобрать мебель, изображение которой похоже на данную геометрическую фигуру.
-
«Чей домик?»
Оборудование: четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная), геометрические формы( шар, куб). по размеру подходящие к прорези.
Ход игры: Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям. Что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию
-
«Что катится, что не катится»
Оборудование: Воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета.
Ход игры: Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному кубик, другому – шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно,
они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет.
-
Заклей дырки
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
-
Прятки
Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.
Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
-
«Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить - что выше, что ниже.
-
«Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
-
детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.
-
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
-
«Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
-
«Матрешки»
Собрать две (три) матрешки, состоящие из 5—6 штук (и более), одновременно выложенные и разобранные на столе.
-
«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
-
«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
- дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
- 1 2 3 4 5
«Расставь по порядку»
Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
-
расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте; -
расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
-
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
-
«Дальше — ближе»
По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие - дальше.
-
«Выполни задание»
Выполнение заданий, связанных с измерением предметов:
-
измерение расстояния между предметами условными мерами: палочкой, карандашом, ленточкой, шагами и т. д.; -
измерение сыпучих и жидких веществ в разных бытовых сосудах (банка, бутылка, кувшин и др.) с помощью условной меры: маленькая чашка, мензурка, ложка и т. д.
-
«Три квадрата»
- научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
-
«Веселое ведро»
Иногда так бывает, что игрушки уже утратили свое значение для ребенка или он потерял интерес к игре с ними. И тогда они только разбрасываются и постоянно попадаются под ноги. Или этих игрушек так много, что их долго собирать. Можно дать этим предметам новую жизнь. Дидактическое пособие "Веселое ведро". Для него понадобится ведро большое пластмассовое, кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна, тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую задачу по закреплению названий основных цветов. В крыжке выделяем 4 сектора по основным цветам, вырезаем квадраты, в середине вырезаем круг. В ведре сбоку делаем 2 круглых отверстия для детской руки, пришиваем рукава от свитера.
-
Весёлые матрёшки.
Материалы: матрёшки разной величины (состоящие из 2 – 5 деталей).
Ход игры. 1-й вариант игры «Собираем и разбираем». Покажите малышам двухсоставную матрёшку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот матрёшка и вот матрёшка. Это большая матрёшка. А это какая матрёшка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матрёшку в большую. Вот так». Покажите детям, как разобрать и собрать матрёшку. Затем раздайте детям матрёшек и попросите разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрёшку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки – подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрёшка». В случае затруднения объясните и покажите малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек и фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней),поочерёдно прикладывая верхнюю часть матрёшки к нижним частям (методом практического примеривания), пока не найдётся часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зрительного соотнесения. Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в определенном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем попросите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажите, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?» В дальнейшем можно предлагать детям для игры трехсоставных матрешек.
2-й вариант игры «Строим ряды». Предложить детям разобрать трехсоставную матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднений помогите малышам. Попросите детей показать, где самая большая матрешка, а где самая маленькая. Затем закройте матрешек ширмой и уберите одну матрешку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: «Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта матрешка поменьше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. Открывай! Одна не послушная сестричка убежала… Поставь её на место!»
Дидактические игры и упражнения на закрепления цвета.
-
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
-
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора - красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д.
Варианты:
-
выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
-
«Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
-
«Сплети коврик из цветных полосок»
Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
-
«Сложи радугу»
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
-
«Неразлучные цвета»
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании