Файл: Использование зеленых аксиом на занятиях в начальной школе учитель начальных классов мбоу Гимназия (цо) г. Суворова.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ЗЕЛЕНЫХ АКСИОМ» НА ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия (цо) г.Суворова»

Мосина Людмила Владимировна

«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжения человеческой цивилизации…»

Академик Г.Я. Ягодин

  • Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания.
  • Экологический кризис обусловлен не только дисбалансом межсистемных процессов научнотехнического прогресса, но и дисбалансом нравственных ориентиров личности, для которого характерно преобладание потребительского отношения к природе без учёта её возможностей к сохранению системной целостности (возможностей к очищению и восстановлению).
В отечественном образовании создаётся система экологического образования населения. Комплекс нормативных документов федерального уровня определили экологическое образование и воспитание в качестве приоритетного вектора совершенствования всей системы образования в Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об о
  • хране окружающей среды»

  • «Основы государственной политики в области экологического развития России до 2030 г.»
  • Распоряжение Правительства РФ №2423-р «План действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития России до 2030 г.»
  • Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  • в 2017 году по итогам заседания Государственного совета РФ по вопросу «Об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений» (Пр-140ГС от 24 января 2017 года) Правительству РФ поручено: а) предусмотреть на 2017–2025 годы в качестве одной из основных стратегических целей развития страны переход России к модели экологически устойчивого развития, позволяющей обеспечить в долгосрочной перспективе эффективное использование природного капитала страны при одновременном устранении влияния экологических угроз на здоровье человека; б) представить предложения о включении в ФГОСы требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития … на период до 2030.

  • В соответствии с образовательными стандартами экологическому образованию школьников уделяется особое внимание. Это отражено в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). Например, личностные результаты должны отражать «формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям». Метапредметные результаты должны отражать «овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами».
  • Для реализации экологического воспитания в структуре ООП НОО предусмотрена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Цель экологического образования на уровне НОО - формирование у учащихся начальных классов основ экологической образованности. При этом во ФГОС НОО предмет «Экология» отсутствует. На современном этапе развития экологизации образования речь идет не о добавлении к предметному содержанию нового учебного материала, а о придании уже имеющемуся учебному материалу новых значений и смыслов. Такую экологизацию, пронизывающую «сверху» все учебные предметы, называют транспредметной (синонимы — смысловая, мировоззренческая). Она направлена на достижение требований ФГОС к личностным результатам. В основе такого обучения лежат смысловые единицы мировоззренческого содержания, получившие название «зеленые аксиомы» (термин впервые был предложен Е.Н. Дзятковской), изучаемые на каждом уроке.
  • За период обучения в начальных классах обучающиеся знакомятся с шестью, сформулированными на данном этапе развития экологизации образования, «зелеными аксиомами». В процессе их освоения у младших школьников формируются экологические привычки. Сама идея такого поурочного обучения не вступает в противоречие с современной планировкой урока и имеет целью: - создать условия для освоения наиболее общих законов экологии, - сформировать элементарные навыки экологического мышления для правильного взаимодействия с природными объектами, - научить применению сформулированных на основе «зеленых аксиом» экологических принципов действий (правил экологии) при выборе собственного варианта поведения в учебных и жизненных ситуациях.

  • Примеры применения «Зеленых аксиом» в первом классе: Предмет. Темы уроков Формируемые умения «Зелёная аксиома» Русский язык
  • Для уроков русского языка тщательно подбираются упражнения, которые позволяют решать не только обучающие задачи, задачи по экологическому образованию, но и задачи сохранения здоровья учеников. Обращается внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые постоянно используются работе (на этапах – чистописание, работа над словами из словаря и т.д.). Использование текстов природоведческого характера (для написания диктантов, списывания), а также обращение внимания на то содержание литературного произведения, которое могло бы стать ключевым в формировании экологической ориентации школьников. Выжить на планете – значит сохранить её биоразнообразие и научиться у природы саморегуляции.
  • С самых первых уроков «Литературное чтение» - человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. Неоценимую помощь в этом может оказать устное народное творчество (сказки, притчи и др.), на основе которого происходит формирование метафорического мышления, позволяющего переносить освоенные экологические законы («зеленые аксиомы») из одной предметной области в другую.
. На уроках математики прививаются ученикам навыки здорового и безопасного образа жизни, экологическая культура через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод; о животных.
  • Таким образом, моделирование организации учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей, поиск источников для формирования метафорического мышления с использованием «зеленых аксиом», стимулирование творческого мышления для создания собственных «зеленых аксиом» - всё это способствует формированию экологической грамотности, экологического мышления, экологически направленной личности, экологических привычек, что в комплексе создает основу для формирования экологической культуры подрастающего поколения, то есть для решения задач, поставленных перед системой образования на государственном уровне.