Файл: Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».

Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 1.


  1. Онтология:

- Дайте определение понятия «бытие».

«Бытие» это:

• в узком смысле, основа сущего, или субстанция;

• в широком смысле, существование мира как беспредельного и непреходящего целого.

- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».

Четыре основных формы:

– Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой») и очеловеченной («второй») природы.

– Во-вторых, к бытию человека.

– В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений, оценок, стереотипов, норм, идеалов и т.д.) как отдельных людей, так и организованных в социальные группы, общество в целом.

– И наконец, в-четвертых, к бытию социального, состоящего из бытия общества как исторически развивающейся системы, целостной совокупности социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека в структуре общественных отношений.

  1. Гносеология:

- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.

Знание – это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания. Познание – это есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира или иными словами процесс приобретения знаний. Информация – это сведения, совокупность каких-либо данных. Информация всегда внешняя.


Знания бывают внешние и внутренние. Познание всегда только внутреннее.

- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.

Познание человека протекает в рамках двух основных уровней – это чувственное и рациональное познание. Основными формам чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение представляет собой начальную форму чувственного познания и дает нам знание об единичных, отдельных свойствах предмета (например, цвет, форма, вес, величина, твердость, температура и т.д.). Восприятие – это форма чувственного познания с помощью которой формируется целостное знание и понимание предмета. Представление – это форма чувственного познания, направленная на сохранение целостного образа в памяти и возможность его произвести. Например, Вы впервые держите в руках яблоко, первоначально Вы ощущаете его цвет, форму, вкус – это ощущения, вся совокупность ощущений составляет целостное восприятие предмета, а образ, который остается в памяти – представление.

Рациональное познание – это опосредованное познание мира, с помощью мышления. Основными формами являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это начальная форма рационального познания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов и явлений (например, понятия – «плод», «общество», «человек», «наука» и др.). Суждение – следующая форма рационального познания, в которой устанавливаются определенные отношения и связи между понятиями. В суждении всегда что либо отрицается, либо утверждается наличие того или иного отношения (например, сахар растворяется в воде, стол стоит на полу). Умозаключение – это форма рационального познания, представляющие собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся новые суждения. Характерными примерами умозаключений являются индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Примером, дедуктивного умозаключения является следующий: Все студенты имеют зачетные книжки. Иванов студент. Значит, Иванов имеет зачетную книжку.



  1. Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:

- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Индивид — понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это специфические природные и социальные качества и особенности человека. Личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.

Формирование личности — процесс комплексного развития психики в результате социализации, воспитания и саморазвития. Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Общим признаком социализации и формирования личности является их обусловленность социальными, внешними факторами, а различие заключается в том, что для формирования личности свойственно еще и наличие внутренних движущих сил и психофизиологических изменений. Факторы социализации делятся на три группы: Макрофакторы, Мезофакторы, Микрофакторы.

- Какие критерии личности выделяет современная философия?

К ним относят чувство собственного достоинства, самооценку, ценностные ориентации, убеждения, принципы, по которым человек живет, его моральные, эстетические, социально-политические и другие социальные позиции, его убеждения и идеалы. А также характер, особенности его интеллекта, стиль и независимость его мышления, специфику его эмоционального состава, силу воли, образ мыслей и чувств, социальный статус.