Файл: Экономические кризисы сущность, виды, особенности современных кризисов.docx
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В аналогичном положении находились транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство, где деформация цен привела к потере работниками этих отраслей стимулов к хозяйственной деятельности, порождала все новые и новые потребности в кредитах и, как итог, содействовала дальнейшему обострению состояния в финансовой сфере республики и падению общественного производства.
Значительное падение выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства произошло в связи с резким сокращением капиталовложений. За 1991 — 1995 гг. капиталовложения в народное хозяйство России по сравнению с 1990 г. снизились на 64,8 % . Такое падение инвестиционной активности произошло из-за сужения финансовых возможностей предприятий, сокращения государственных капиталовложений. Однако необходимо подчеркнуть, что сокращение государственного финансирования производства является нормальным явлением в условиях рыночной экономики.
В 1991-1995 гг. в связи с обвальным ростом цен на продукты питания, товары первой необходимости и услуги резко упали доходы населения Беларуси. Только за 1992— 1994 гг. с учетом деноминации в августе 1994 г. хлеб ржаной подорожал примерно в 3 тыс. раз, масло сливочное — в 5, хлеб пшеничный — в 6, мясопродукты — в 10, сахар — в 5, масло растительное - больше чем в 10, проезд в городском транспорте — в 10 тыс. раз.
Номинальные денежные доходы населения не «успевали» за расходами. Только 1993 г. номинальные денежные доходы населения республики по сравнению с 1992 г. возросли в 13 раз, а расходы — в 20. Несмотря на повышение номинальной заработной платы, ее реальный уровень неуклонно падал. В том же 1993 г. она снизилась более чем на 36 %, а в целом за 1991—1995 гг. в связи с инфляцией — примерно в 5 раз.
В 1991—1995 гг. продолжала нарастать внутренняя и внешняя задолженность нашего государства. Если официальная внутренняя задолженность являлась относительно небольшой и составляла всего около 600 млрд руб., то кредитная задолженность правительства республики только за один 1994 г. возросла почти в 5 раз и составила 1,8 трлн руб.
Принципиальной проблемой, которая стала угрожать экономической безопасности Росии, явилась беспрестанно нарастающая внешняя задолженность республики. Официальная внешняя задолженность за 1991 — 1995 гг. возросла почти в 4 раза и составила вместе с процентами по обслуживанию более чем 2 млрд дол., что равнозначно валовому внутреннему продукту республики за полгода.
Однако кроме официальной внешней задолженности в 1991- 1995 гг. республика имела и большую текущую внешнюю задолженность, в первую очередь перед Россией за энергоносители. Только в 1994 г. эта задолженность возросла более чем в 10 раз и приблизилась к сумме в 500 млн дол. Основная причина такой критической ситуации — отрицательное сальдо торгового и платежного балансов.
Преобладание импорта над экспортом не только привело к недостатку валютных средств в нашей стране, но и способствовало падению курса белорусского рубля, что в свою очередь обусловило рост цен и расходов предприятий на ввозимое сырье, топливо, материалы и комплектующие.
В 1991 — 1995 гг. в республике сохранялись высокие темпы инфляции. В 1992г. среднемесячный прирост розничных цен составил 27 %, в 1993 г. — 32, в 1994 г. — 7, в 1995 г. - 31 %. Основными экономическими факторами инфляции стали:
-
рост цен на энергоносители, сырье и материалы, который происходил в значительной степени из-за падения курса белорусского рубля; -
снижение реальных объемов производства и продуктивности труда; -
рост зарплаты и других доходов населения, которые не соответствовали уровню продуктивности труда и были обусловлены только целями поддержки существующего уровня жизни; -
дефицит государственных финансов, покрываемый за счет кредитной эмиссии, высоких государственных налогов, сборов и т.д.
При устойчивом снижении реальных объемов производства происходило многократное увеличение денежной массы, которая за 1992—1995 гг. возросла более чем в 300 раз. Такой рост денежной массы привел ко всеобщему росту цен и обесценению денежных средств, что, в свою очередь, определило стойкую тенденцию к увеличению процентных ставок по кредитам. Только в 1994 г. средняя процентная ставка на привлеченные ресурсы в коммерческих банках республики составила 82 %, а по выданным кредитам — 156 %, что и стало основой высокой рентабельности банковской сферы (48,9 %).
Одной из острейших проблем для экономики России стало усложнение взаимоотношений с международными финансово-экономическими организациями - МВФ (Международный валютный фонд), МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и др.
Если еще в 1992 г. западные экономисты характеризовали Россию как наиболее перспективную из республик бывшего СССР на пути перехода к рыночным отношениям, то в последующие годы отношение со стороны международных финансово-экономических организаций изменилось в худшую сторону. Главной причиной такого явления стала непоследовательность правительства республики в осуществлении экономических преобразований.
Переход к устойчивому развитию – это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Стратегическая цель устойчивого развития России - динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития России является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества.
Для достижения конечных целей Национальной стратегии устойчивого развития необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:
-
развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; -
инновационное развитие национальной экономики; -
наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; -
развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.
Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Итак, неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям устойчивого развития страны.
Заключение
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Мы уже знаем, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание.
Таким образом, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.
Нельзя не отметить особенности современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регулирования. Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашенных целей государственной поли тики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики — его падение, вместо полной занятости - массовая безработица, вместо стабильности цен — хроническая инфляция и т.д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.
Кризис государственного регулирования в Росиии экономического развития потребовал от правительства искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.
Список литературы
-
Абрамов И.М. Экономические кризисы-катастрофы и пути их преодоления / Науч. ред. П.Г. Никитенко. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 119 с. -
Долан Э., Линдеей Д. Макроэкономика. СПб: С-Пб оркестр, 1999. - 512 с. -
Лебедев О.Т., Филлипова Т.Ю. Основы экономики. СПб: изд. Дом “МиМ”, 1997. - 431 с. -
Лемешевский И.М. Макроэкономика. Мн.,2003. - 359 с. -
Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М., 2002. - 522 с. -
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 1991. – XXXIV, 974 с. -
Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю. Матвеева; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с. -
Сапов Г., Кизилов В. Инфляция и ее последствия. Под ред. Е. Михайловской. - М.: РОО «Центр «Панорама», 2008. – 146 с. -
Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., Директ-Медиа, 2007. – 644 с.