Файл: Принципы бюджетного процесса, их реализация в современных условиях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под единым счетом бюджета понимается счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Банка России отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст. 6 БК РФ).

7. Принцип периодичности бюджетного процесса связан с тем, что бюджетным правоотношениям свойственен возобновляющийся характер. Он выражается в том, что правоотношения по формированию, распределению и использованию бюджетного фонда повторяются с учетом периодичности утверждения бюджета применительно к следующим друг за другом периодам.

Деятельность от начала составления бюджета до утверждения отчета об исполнении бюджета длится около трех с половиной лет (составляет бюджетный цикл). После окончания бюджетного цикла относительно бюджета конкретного периода бюджетные правоотношения возобновляются, но уже применительно к бюджету следующего периода следующего за отчетным.

Соответственно возобновляется и бюджетный процесс, закладывающий правовые границы будущих бюджетных правоотношений.

При этом бюджетные процессуальные правоотношения, связанные с разными по периоду действия бюджетами, функционируют одновременно: пока исполняется бюджет одного финансового периода, формируется на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджет следующего финансового периода.

Поэтому можно сказать, что бюджетный процесс в целом носит непрерывный характер, подразумевая осуществление процессуальных действий с определенной периодичностью с учетом последовательности финансовых периодов действия бюджета.

Распространение принципа периодичности на бюджетный процесс обусловлено тем, что утверждение показателей бюджета (доходов, расходов, источников дефицита бюджета и др.) целесообразно применительно к конкретным следующим друг за другом периодам времени. Это позволяет учесть в ходе бюджетного планирования различные факторы, в том числе складывающиеся потребности государства и публично-правовых образований, политические и экономические условия, сопутствующие формированию и использованию бюджетного фонда, социальные потребности населения и др.


Только в случае периодической разработки бюджета как финансового плана и утверждения его должным образом показатели бюджета будут отвечать тенденциям финансовой, бюджетной деятельности государства, социально-экономической, политической обстановке в обществе и государстве.

8. В основу стадий бюджетного процесса положен принцип учета специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией Российской Федерации.

При составлении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации учитывается терминология единой бюджетной классификации Российской Федерации, охватывающая классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований.

На основе требований бюджетной классификации Российской Федерации разделам бюджета, охватывающим различные специальные показатели бюджета, присваиваются наименования и порядковые номера.

Важно соблюдение требования, чтобы в бюджет закладывались исключительно те показатели доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета, которые предусмотрены бюджетной классификацией Российской Федерации. В противном случае может быть поставлен вопрос о легитимности формирования бюджета за счет того или иного платежа, не предусмотренного классификацией по бюджетам.

Применение в бюджетном процессе специальных бюджетных показателей, охватываемых бюджетной классификацией Российской Федерации, облегчает составление бюджета как финансового плана, позволяет унифицировано подходить к разработке и исполнению бюджета. Руководствуясь терминологией бюджетной классификации при анализе текста бюджета, можно получить информацию о том, денежные средства в каких формах и в каком объеме поступают в бюджеты, какие бюджетные расходы производятся, за счет каких источников осуществляется финансирование дефицита бюджета. Использование стабильных показателей, предусмотренных бюджетной классификацией, имеет организующее значение для бюджетного процесса, делает его «прозрачным».

Проанализированные принципы бюджетного процесса не получили полного закрепления в бюджетном законодательстве Российской Федерации, что является серьезным недостатком нормативных положений и требует дальнейшего улучшения существующих проектов, предложений внесения изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации [7, с. 213].



Заключение
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Принципы бюджетного процесса, их реализация в современных условиях:

1. Законность - бюджет, прежде чем получить юридическую силу закона (правового акта), что обеспечит основу для реализации принципа законности применительно к бюджетным правоотношениям на предстоящий финансовый период, проходит ряд основных ступеней, регулируемых законодательством о бюджетном процессе. Составной частью бюджетного процесса является законодательный процесс относительно бюджета - утверждение и рассмотрение правового акта о бюджете, такие же действия применительно к отчету об исполнении бюджета. Бюджет будет соответствовать требованию законности, только в случае, если его содержание соответствует юридическим требованиям.

2. Подконтрольность - заключается во взаимосвязи инструментария бюджетного процесса с инструментарием контроля. Бюджетный контроль служит формой реализации контрольной функции финансов применительно к бюджетам бюджетной системы.

3. Принцип разграничения компетенции органов власти в бюджетном процессе - как принцип бюджетного процесса подразумевает распределение бюджетных полномочий, связанных с осуществлением различных стадий бюджетного процесса и сопутствующих ему мероприятий между органами власти двух ветвей власти - представительной и исполнительной.

4. Принцип самостоятельности бюджетов - как принцип бюджетного процесса подразумевает самостоятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления в осуществлении бюджетного процесса применительно к конкретному бюджету, в том числе: обеспечение собственными финансовыми и организационными усилиями формирования и использования бюджета и его сбалансированности; самостоятельное определение форм и направлений расходования бюджетных средств в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

5. При рассмотрении правовых требований к осуществлению бюджетного процесса заслуживает внимания также принцип полноты отражения расходов, доходов, расходов и источников финансирования бюджетов, обязывающий уполномоченные органы в обязательном порядке и в полном объеме отразить выше указанные показатели в соответствующих уровнях бюджетах.


6. Особое значение для бюджетного процесса имеет принцип единства кассы (ст. 38.2, 215.1 БК РФ). Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений (доходов) и осуществление всех кассовых выплат (расходов) с использованием единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории

7. Принцип периодичности бюджетного процесса связан с тем, что бюджетным правоотношениям свойственен возобновляющийся характер. Он выражается в том, что правоотношения по формированию, распределению и использованию бюджетного фонда повторяются с учетом периодичности утверждения бюджета применительно к следующим друг за другом периодам.

Проанализированные принципы бюджетного процесса не получили полного закрепления в бюджетном законодательстве Российской Федерации, что является серьезным недостатком нормативных положений и требует дальнейшего улучшения существующих проектов, предложений внесения изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации
Список используемых источников
Нормативно-правовые акты:

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».
Список литературы:

1. 1. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2019. - № 9. - С. 691 - 695.

2. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2019. - 352 с.

3. Милова Л.Н. Общие принципы и особенности функционирования органов казначейства в России и зарубежных странах // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2020. - № 4. - С. 72 - 79.

4. Нечаев А.С., Антипин Д.А., Антипина О.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2017. - 272 с.

5. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: // Вестник М. унив.им. С.Ю. Витте.: Экономика и управление. - 2018. - № 3. - С. 15 - 20.

6. Саранцев В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Economicus. - 2018. - № 2. - С. 91 - 95.

7. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2019. - 448 с.

8. Сушко Н.И. Современные тенденции развития казначейских систем // Sciences of Europe. - 2017. - № 1. - С. 71 - 78.


9. Цирихова А.Х. Предпосылки становления казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Экономика, социология и право. - 2018. - № 12. - С. 80-84.