Файл: Возникновение римской гражданской общины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Возникновение римской гражданской общины

В начале железного века (X-VIII вв.до н.э.) на территории будущего Рима находились родовые поселки. Холмистая местность на берегу Тибра была удобным и привлекательным районом для поселения различных племен, мигрировавших по Италии, и население притибрской зоны Лация было довольно пестрым по своему этническому составу. Здесь можно было встретить лигуро-сикулов, италиков, ахейских греков, пеласгов, фрако-иллирийцев, но наиболее компактными и численно преобладающими племенами были латины и сабины. Как считают исследователи, Ромулов Рим был латино-сабинским поселением с известной долей автохтонного лигуро-сикульского населения, впитавшего в себя перечисленные пришлые компоненты. Считается, что холм Палатин и близлежащая Велия принадлежали латинам, а северные холмы - Эсквилин, Виминал и Квиринал - сабинам. Жили первые римляне в скромных хижинах, круглых или прямоугольных в плане, на деревянном каркасе с глиняной обмазкой. Рядом в рощах находились святилища богов. Поселения защищались рвами, земляными насыпями и сторожевыми башнями.

Постепенно поселки разрастались, и первым достоверным событием римской истории можно считать слияние латинской или сабинской общин (аналогично греческому синойкизму). Традиция связывает это событие с похищением сабинянок во время правления Ромула. На холме Капитолий была построена общая для всех крепость, и было установлено совместное правление Ромула с сабинским царем Титом Тацием. Это объединение можно считать началом подлинной римской истории.

Сервий Туллий (579-535 гг.до н.э.). По одной из версий он был сыном рабыни, воспитанном в доме царя Тарквиния Приска. Главной заслугой Сервия стало проведение реформ, способствовавших формированию римской гражданской общины - цивитас (civitas). Сервий Туллий разделил все население Рима на имущественные разряды, независимо от сословной принадлежности. А принадлежность к имущественным разрядам определяла место воина в строю, характер вооружения и давала политические права. Все общество делилось на 6 классов, каждый из которых должен был выставить определенное количество центурий (сотен) в римскую армию. Ценз первого имущественного класса составлял 100 тыс. медных ассов, и он же выставлял наибольшее количество центурий - 98, ценз низшего класса не был определен вообще - сюда относились пролетарии (люди, не имевшие ничего кроме потомства), и они выставляли всего одну центурию. Однако новое деление граждан Рима касалось не только армии. Сервий Туллий учредил новый вид народного собрания - центуриатные комиции. В этих комициях каждый имущественный класс имел столько голосов, сколько выставлял центурий. Соответственно большинство голосов всегда принадлежало высшему классу (98 из 193). Голосование обычно не доходило не только до последних, но даже до средних классов.


Сервию Туллию приписывается также разделение Рима на территориальные округа - трибы. Таким образом формирующемуся римскому государс­тву был придан его важнейший признак - территориальность. Вокруг города была построена крепостная стена, остатки которой сохранились до нашего времени. Важной мерой Сервия Туллия был допуск плебеев в римское войско. Наконец, Сервий Туллий попытался подготовить условия для превращения царской власти из выборной в наследственную, выдав своих дочерей замуж за сыновей своего предшественника Тарквиния Приска. Возможно, этой мерой Сервий хотел ограничить растущее влияние сената и аристократии.

  1. Микенская цивилизация материковой Греции. Устройство ахейских царств и социально-экономическая структура общества.

  2. 3. Гомеровские поэмы и греческая ойкумена в XI-IX вв. до н.э. Социально-экономические отношения гомеровского общества.

Гомер — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссея». Совокупность проблем, связанных с авторством «Илиады» и «Одиссеи», их возникновением и судьбой до момента записи, получила название «гомеровский вопрос». Возник он ещё в античности, так, например, тогда появились утверждения, что Гомер создал свой эпос на основе поэм поэтессы Фантасии времён Троянской войны.

«Илиада» и «Одиссея» в целом изображают общество, стоящее гораздо ближе к варварству, культуру гораздо более отсталую и примитивную, нежели та, которую мы можем представить себе, читая таблички линейного письма Б или рассматривая произведения крито-микенского искусства. В экономике гомеровского времени безраздельно господствует натуральное сельское хозяйство, основными отраслями которого остаются, как и в микенскую эпоху, земледелие и скотоводство. Сам Гомер, несомненно, хорошо разбирался в различных видах крестьянского труда. Он с большим знанием дела судит о нелегкой работе землепашца и пастуха и нередко вводит в свое повествование о Троянской войне и о приключениях Одиссея сцены из современной ему сельской жизни. Особенно часто такие эпизоды используются в сравнениях, которыми поэт обильно уснащает свой рассказ. Так, в «Илиаде» идущие в бой герои Аяксы сравниваются с двумя быками, пашущими землю. Сближающиеся вражеские рати уподобляются жнецам, идущим по полю навстречу друг другу. Погибший юрой напоминает поэту масличное дерево, выращенное заботливым хозяином, которое с корнем вырвал неистовый ветер. Встречаются в эпосе и развернутые описания полевого труда.


Ойкумена, экумена, культурная ойкумена — освоенная человечеством часть мира. Термин введён древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе.

3. Политическая организация Римской республики в III в. до н.э.

1. Общие понятия: Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй: Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами: свободы, гражданства, семьи. По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев); мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство. Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах. Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности. По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев. Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин. В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.


3. Государственный строй: Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний: центуриатные; трибутные; куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений, преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции: законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты; финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы; по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу, внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на: ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.; экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам: выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;


· срочность - один год (за исключением диктатора);

· коллегиальность;

· безвозмездность;

· ответственность.

4. Армия: в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами. Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент. В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов. В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики: Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);