Файл: Тема теоретические основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Параграф 1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности
Параграф 2. Цифровая среда в предпринимательской деятельности
Параграф 3. Цифровой бизнес
1. Понятие и содержание предпринимательской деятельности
Согласно определению статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
«Предпринимательство» это инициативная деятельность человека или хозяйствующего субъекта связанная с новаторским использованием всех ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
Предпринимательство представляет собой сложный процесс который начинается с зарождения, поиска идеи и заканчивается ее воплощением в конкретный проект(производство, услуги) с получением прибыли.
Главную роль в процессе формирования и развития рыночной экономики играет предпринимательство. Развитие национальной экономики невозможно без расширения предпринимательской деятельности. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране, в том числе и развитие малого бизнеса.

2
Предпринимательская деятельность может быть охарактеризована с двух точек зрения – экономической и правовой.
С экономической точки зрения предпринимательство, это нововведенческая (инновационная) деятельность, а сам предприниматель является носителем новаторской функции.
Правовая точка зрения предполагает другие критерии предпринимательской деятельности. По российскому законодательству предпринимательство – это деятельность:
• самостоятельная;
• осуществляемая на свой риск (то есть предприниматель сам несет всю полноту ответственности за результаты своей деятельности);
• направленная на систематическое получение прибыли (а не разовое);
• может заключаться в пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
• предполагающая государственную регистрацию лиц как предпринимателей.
Субъектами предпринимательской деятельности являются физические и юридические лица.
В первом случае, граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный гражданин
Российской Федерации.
Во втором случае, осуществляя предпринимательскую деятельность после получения статуса юридического лица, предприниматель совершает все действия от имени этого юридического лица.
Индивидуальный предприниматель (ИП) – это физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее


3 предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам. Юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
В соответствии с ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от
27.11.2018 N 422-ФЗ (в последней редакции) появился новый формат
«самозанятые». К данной категории относят людей, работающих исключительно на себя, то есть без участия работодателя. Такой статус актуален для тех, кто открыл собственное дело или планирует начать небольшой бизнес в будущем. Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые переходят на новый специальный налоговый режим (самозанятые), могут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке — 4 или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. [2. С.
18-21]
2.Цифровая среда в предпринимательской деятельности
Цифровая среда - это интегрированная коммуникационная среда, в которой цифровые устройства обмениваются данными и управляют содержимым и действиями в нем. Концепция основана на системах цифровой электроники, которые интегрированы и реализованы для глобального сообщества.
Основные компоненты цифровой среды обычно включают веб- сайты, облачные серверы, поисковые системы, социальные сети точки,

4 мобильные приложения, аудио и видео, а также другие ресурсы в
Интернете. [1. С. 116-120]
Цифровая среда в предпринимательской деятельности включает каждый ресурс, который представляет собой либо компьютер -, мобильное устройство -, либо электронный ресурс в организации в интегрированной системе. Если организация ведет коммерческую деятельность через
Интернет или любую другую электронную систему связи, включая веб- сайты, электронную почту, стратегии поисковой оптимизации, маркетинг в социальных сетях, подкасты, вебинары и даже телефонная связь по IP
(VOIP ), они проводят эти действия в цифровой среде. Выполняя эти действия в своей цифровой среде, они имеют дело с взаимодействиями, транзакциями и отношениями с цифровой средой других организаций. В конечном итоге мировое бизнес-сообщество участвует во всеобъемлющей цифровой среде. [5]
По мере того, как организации видят свою повседневную деятельность в цифровой среде, интеграция между различными видами деятельности обычно становится более сильной и преднамеренной.
Оптимальная цифровая среда требует взаимодействия и интеграции с отдельными устройствами, такими как компьютеры, серверы, мобильные устройства и другие персональные цифровые устройства, а также средства связи. и интеграции между компьютерными программными приложениями и программами. Например, цифровая среда в организации включает системы почтовых серверов, серверов хранения данных, бухгалтерского программного обеспечения, программ, веб-приложений, управления взаимоотношениями с клиентами (CRM ) приложения и веб-сайты.
Оптимальная цифровая среда будет включать в себя стратегию и реализацию всех этих систем, программ и приложений для работы в интегрированной среде, которая позволяет им общаться друг с другом и с


5 другими цифровыми средами за пределами организации. [4]
3. Цифровой бизнес
Сегодня цифровой бизнес понимается следующим образом: это бизнес-проект, основанный на взаимодействии людей, компаний и интеллектуальных устройств на пересечении физического и цифрового миров. То есть, в самой основе лежат взаимодействие и комплексность. [3]
Специалисты подчёркивают, что ядром цифрового бизнеса ни в коем случае нельзя считать технологии. Более того: само по себе применение каких бы то ни было технологий не способно сделать бизнес цифровым.
Основное внимание следует обращать на бизнес-модели и способы их реализации. Если этот уровень бизнеса не оптимизирован, то никакие ИТ- системы не помогут добиться нужного результата.
К основным целям цифрового бизнеса относится:

Обеспечение гибкости всех бизнес-процессов, так как среда крайне изменчива.

Работа с новыми стратегиями, активное применение последних разработок, чтобы не отставать от конкурентов и от рынка в целом.

Глубокое понимание того, что и как происходит, а это подразумевает сбор информации для обширной аналитики.

Акцент на мобильность и социальность. Здесь помогает использование облачных технологий, упрощение интерфейсов, появление возможности у бизнес-пользователей самостоятельно вносить многие настройки. [5]
Примеры успешного перехода бизнеса в цифровую среду
Многие компании относятся к вопросу автоматизации с осторожностью. Однако обилие позитивных примеров из разных отраслей

6 говорит о том, что переход в цифровую среду можно осуществить вне зависимости от специфики деятельности предприятия, и это даст ощутимую пользу.
Среди зарубежных игроков рынка стоит выделить завод BMW, где используется робототехника и технологии дополненной реальности.
В России ярким примером цифровизации служит «КАМаз».
Предприятие активно автоматизирует свои производства. Есть примеры и в отрасли добычи полезных ископаемых. Так, в «Газпром нефти» существует более сотни цифровых проектов, которые разделены по отдельным бизнес-блокам.
IT-решения разрабатывают телекоммуникационные компании (МТС, «Ростелеком»), крупные банки
(«Тинькофф», Сбербанк и прочие). Есть в числе тех, кто уделяет особое внимание автоматизации бизнеса, и производственные предприятия.
Например, в группе «Черкизово» принят план цифровизации, рассчитанный до 2025 года.
Внедрение современных технологий необходимо во всех отраслях деятельности. Сферы B2C и B2B с их помощью улучшают клиентский опыт, проводят анализ поведенческих характеристик, решают маркетинговые задачи. На производствах IT-сервисы помогают собирать и анализировать огромный массив данных с контрольно-измерительных приборов, оптимизируют процессы разработки и выпуска продукции.
Среди малых предприятий тренд на цифровизацию не столь активен, но все-таки прослеживается. По данным консалтингового агентства
Strategy Partners, около 17% российских промышленных компаний имеют пилотные проекты по автоматизации и 4% двигаются по стратегии трансформации. [3]
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятию «Предпринимательство»


7 2.
Объясните, как характеризуется предпринимательство с экономической и правовой точек зрения
3. Назовите субъектов предпринимательской деятельности
4.
Дайте определение понятию
«Цифровая среда в предпринимательской деятельности»
5. Перечислите основные цели цифрового бизнеса
Список использованных источников:
1. Грибанов, Ю. И. Цифровая трансформация бизнеса: учебное пособие / Ю. И. Грибанов, М. Н. Руденко. — 2-е изд. — Москва : Дашков и
К, 2021. — 214 c.
2. Предпринимательство: учебник для магистров / И. К. Ларионов, А.
Н. Герасин, О. Н. Герасина [и др.] ; под редакцией И. К. Ларионова. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 191 c.
3. Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать компанией будущего – https: //trends.rbc.ru /trends /innovation /60b4cb349a
79473d14ea025f
4. Что такое digital-business Альянс Свободных Предпринимателей – https://union-sp.ru/blog/chto-takoe-digital-biznes/
5. Цифровая трансформация бизнеса в 2021 — условия, технологии, направления – https://eternalhost.net/blog/perevody/tsifrovaya-transformatsiya- biznesa