Файл: Методический анализ результатов единого государственного экзамена.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 представителей группы с тестовыми баллами от 81 до 100, 78,57 % – группы с баллами от 61 до 80 баллов, 70,37 % – участников группы от минимального до 60 баллов, в связи с чем, средний по региону процент выполнения данного задания оказался 75 % (на 24 % ниже, чем в 2021 году).
Два задания базового уровня сложности № 2 и 20 выполнили 83,33 % участников ЕГЭ-2022. Способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания проверяет задание № 2. Успешность выполнения в Орловской области составляет 67,50 %. Большая часть (83,33 %) участников экзамена, писавших вариант 313 смогли расположить метеостанции в порядке увеличения высоты.
Успешность выполнения задания № 20 по региону составляет 80 % (по открытому варианту – 83,33 %). В нем необходимо использовать
статистические данные таблицы и установить соответствие между страной
и условным обозначением, которое необходимо использовать для определения
доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте.
Вывод: участники ЕГЭ 2022 года лучше знают темы «Температура
воздуха» (задание № 2), «Население мира» (задание 20) и могут применить данные знания на практике.
В открытом варианте три задания № 5, 8, 12 базового уровня сложности оцениваются в 2 балла. Средний процент выполнения этих заданий высокий.
Задания № 5 и 8 проверяют знания по объемной теме «Географическая
оболочка Земли». В задании № 5 представлен текст «Части Мирового океана» с пропущенными словами. Школьники должны из предложенного списка выбрать термины и вставить в текст. 66,67 % участников экзамена получили за данное задание 2 балла. Еще 33,33 % участников частично выполнили задание и получили 1 балл. В задании № 8 необходимо выбрать все верные высказывания. 33,33 % выпускников справились с заданием на 2 балла. Еще
33,33 % участников частично выполнили задание и получили 1 балл.
Знания по теме «Международные экономические интеграции» проверяет задание № 12. Процент выполнения по региону – 72,5 %. В варианте предлагается выбрать все верные высказывания о международных экономических интеграциях. Правильно выполнили задание и получили два балла 2 школьника (33,33 %), выполнявшие открытый вариант. Еще 3 выпускника (50,01 %) дали частичный ответ и получили 1 балл.
В открытом варианте шесть заданий базового уровня сложности
№ 1, 4, 6, 10, 11, 13, 14 и два задания повышенного уровня сложности № 15 и 16 имеют средний процент выполнения – 66,67. Успешность выполнения данных заданий по региону составляет от 65 % до 92,5 %.
Поэтому можно сделать вывод о том, что большинство участников ЕГЭ по географии, писавших вариант 313, показали хорошие знания по следующим темам:

географические модели. Географическая карта, план местности
(задание № 1)

географическая оболочка Земли (задание № 4);

население мира. Население России (задание № 6 и 11);

этапы геологической истории земной коры (задание № 13);


24

часовые зоны России (задание № 14);

мировое хозяйство. Хозяйство России (задание № 10);

население России (задание № 16);

природные ресурсы (задание № 15).
Сложные для участников ЕГЭ задания (примеры по открытому
варианту)
Наиболее сложными для участников ЕГЭ, писавших вариант 313, оказались задания 3, 9, 21, 23 (базовый уровень), 17 (повышенный),
18 (высокий).
Задание № 3 (базового уровня), проверяет знание материала по объемной теме «Земля как планета». Успешность выполнения по Орловской области составила 42,5 %. В данном задании необходимо расположить регионы России в порядке увеличения навигационного периода. Из 6 участников экзамена, писавших открытый вариант, 3 смогли выполнить данное задание (50 %). Один выпускник (16,67 %) путает понятия в порядке «увеличения» или «уменьшения».
Два школьника (33,33 %) не могут применить свои знания по темам «Климат
России» и «Внутренние воды России» для ответа на этот вопрос.
Сложным для участников оказалось задание № 9 (базовый уровень), проверяющее знания по темам «Мировое хозяйство» и «Хозяйство России».
Средний процент выполнения по региону составил лишь 22,5 %. Смогли выполнить данное задание: 50 % представителей группы, набравших от 81 до 100 баллов, 28,57 % набравших от 61 до 80 баллов и 18,52 % набравших от минимального до 60 баллов. Из 6 участников экзамена, писавших вариант, только один (16,67 %) смог дать правильный ответ.
Задание № 21 (базового уровня), проверяет знание материала по объемной теме «Географические модели. Географическая карта, план местности».
Процент выполнения задания по региону 55. Традиционно хорошо смогли определить азимут по плану местности представители трех групп: 100 % набравших от 81 до 100 баллов, 85,71 % от 61 до 80 баллов и 44,44 % от минимального балла до 60 баллов.
Задание № 23 базового уровня сложности оказалось самым сложным для участников ЕГЭ. Процент его выполнения всего 22,5 %. В задании по информации из предложенного текста необходимо определить субъект РФ.
Умение использовать географические знания и информацию из предложенного текста для определения положения и взаиморасположения географических объектов частично сформировано у представителей трех групп: набравших от 81 до 100 баллов (50 %), набравших от 61 до 80 баллов (42,86 %), набравших от минимального балла до 60 баллов (14,81 %). Только один школьник (16,67 %), писавший открытый вариант, смог дать правильный ответ.
Задание № 17 (повышенный уровень), проверяет знания по трем курсам географии: «Физическая география», «Материки, океаны, народы и страны»,
«Экономическая география мира». В нем необходимо определить страну по описанию. Успешность выполнения данного задания в Орловской области составляет 40 %. Справились только 75 % набравших от 81 до 100 баллов,


25 71,43 % от 61 до 80 баллов и 29,63 % от минимального до 60 баллов. Только 2 ученика (33,33 %), писавших вариант 313, смогли дать правильный ответ.
Похожее задание № 18 (высокого уровня сложности), проверяет знания за курсы 8–9 классов: «Природа России», «Население и хозяйство России».
Необходимо определить по описанию субъект РФ. Средний процент выполнения задания по региону 40. Справились с данным заданием только выпускники трех групп: 100 % набравших от 81 до 100 баллов, 71,43 % от 61 до 80 баллов и 25,93 % от минимального до 60 баллов. 50 % участников экзамена, писавших вариант 313, смогли определить субъект РФ.
В открытом варианте в задании № 25 участники экзамена должны были указать особенность природно-ресурсной базы Дальнего Востока, позволяющую обеспечить бесперебойное снабжение сырьем предприятия. Отлично сформировано данное умение у всех представителей группы, набравших от 81 до 100 баллов (100 %), у 57,14 % представителей группы, набравших от 61 до 80 баллов и 33,33 % набравших от минимального балла до 60 баллов.
1   2   3   4

3.2.2. Содержательный анализ выполнения заданий КИМ
Содержательный анализ выполнения КИМ проведен с учетом типичных ошибок при выполнении заданий всего массива.
Согласно статистике, наиболее сложными для участников ЕГЭ-2022 заданиями стали следующие:
Задание № 3 (базового уровня), проверяет знание материала по объемной теме «Земля как планета». Успешность выполнения 42,5 %. Данное задание является одним из наиболее трудных для школьников заданий с кратким ответом на протяжении ряда лет. Причина этого заключается, возможно, в том, что оно включает сложный материал по объемным темам курса «География» и требует от участников ЕГЭ знание теоретического материала и умения использование приобретенных знаний в практической деятельности и в повседневной жизни.
В данном задании необходимо расположить регионы России в порядке увеличения навигационного периода. Участники экзамена не могут применить свои знания по темам «Климат России» и «Внутренние воды России» для ответа на этот вопрос или путают понятия в порядке «увеличения» или «уменьшения».
Для устранения этой проблемы можно рекомендовать при изучении тем
«Климат России», «Внутренние воды России» (8 класс) уделить больше внимания понятию «навигационный период», обратить внимание на зависимость навигационного периода от изменений климата. В процессе изучения материала предлагать задания, в которых требуется расположить регионы России (точки, страны) в порядке «увеличения» или «уменьшения» каких-либо показателей.
Сложным для участников экзамена оказалось задание № 9 (базовый уровень), проверяющее знания по темам «Мировое хозяйство», «Хозяйство
России». В предложенном списке стран необходимо выбрать мировых лидеров по производству металлического алюминия. Средний процент выполнения по региону лишь 22,5 % (в 2021 году процент выполнения 89 %). Причина в том, что материал данных тем традиционно является одним из самых труднодоступных для участников экзамена разделом учебного предмета
«География». Несмотря на удовлетворительное знание теории (достаточно полно

26 излагаемой в распространённых в Орловской области УМК), учащиеся испытывают некоторый недостаток практики решения подобных заданий с использованием статистических и картографических материалов. На изучение темы «Мировое хозяйство» отведено мало часов. Статистические показатели ежегодно обновляются. Разработчики КИМ используют новые данные, а в учебниках и атласах материалы не успевают обновляться. Для устранения
образовательных дефицитов по этой тематике необходимо увеличивать количество подобных заданий, задействовав, в том числе, факультативные или элективные курсы по предмету.
Задания № 23 (базовый уровень сложности) и № 18 (высокий уровень сложности). Процент выполнения составил всего 22,5 % и 40 % соответственно.
В заданиях по информации из предложенного текста необходимо определить субъект РФ. Похожее задание № 17 (повышенный уровень), проверяет знания по трем курсам географии: «Физическая география», «Материки, океаны,
народы и страны», «Экономическая география мира». В нем необходимо определить страну по описанию. Успешность выполнения данного задания составляет 40 %. Причина в том, что у школьников частично сформировано умение использовать географические знания и информацию из предложенного текста для определения положения и взаиморасположения географических объектов. В результате большинство участников экзамена не могут определить субъект РФ или страну. Это можно объяснить тем, что подобные задания слабо представлены в распространённых в области УМК по географии и недостатком времени на повторение всего материала по курсам «Материки, океаны, народы и
страны» (7 класс), «Природа России» и «Население и хозяйство России»
(9 класс). Для более успешной подготовки школьников по этим темам дополнительно к учебнику целесообразно на уроках географии 7, 9 классов предлагать задачи на определение по описанию стран и субъектов РФ, а в 11 классе можно рекомендовать практику внедрения факультативных курсов для подготовки к ГИА в школах, где подобная работа на данный момент не проводится. Помочь в устранении этого пробела в подготовке, помимо работы с учебником, самим выпускникам по конкретным темам, могут и педагоги, предлагая выпускникам различные внеурочные формы работы с информацией
(подготовка рефератов, решение набора тематических тестов, проведение тематических уроков). Подобные формы заданий способствуют расширению географического кругозора учащихся.
В задании № 22 (высокого уровня сложности) необходимо построить профиль местности, пользуясь фрагментом топографической карты. В 2022 году выпускники справились с данным заданием хуже. Причина в том, что немного изменилось условие данного задания: участники экзамена должны были самостоятельно построить основу для профиля, используя заданные горизонтальный и вертикальный масштабы. Большая часть участников экзамена при построении основы учли только один (горизонтальный) масштаб. Неудача в выполнении этого задания также кроется в незнании условных знаков и правил построения профилей и часто в небрежности перенесения на лист ответа отрезков расстояний между объектами, «снятых» с топографической карты и вычерчивании крутизны склона отдельных участков профиля.Кроме того,


27 такие задачи практически не представлены в реализуемых учебниках и опыт их решения имеется лишь у учеников, систематически участвующих во внеклассной работе по предмету, например, кружковой или олимпиадной.
Устранить недоработку в подготовке к ГИА довольно легко: выпускникам поможет самостоятельная тренировка по нескольким вариантам топографической карты из открытого банка заданий ФИПИ или дополнительных пособий, а педагогам внимательный просмотр довольно многочисленных критериев оценивания данного задания для того, чтобы объяснить школьникам, как избежать типичных ошибок.
Вызывает затруднение задание высокого уровня сложности № 30, проверяющее умение применить знания о форме, размерах идвижении Земли для определения долготы точки или определения расстояния по географическим координатам. Только 28,75 % выпускников (в 2021 году 43 %, 2020 году 47 %) справились с данным заданием. Причина затруднений кроется в неумении выпускников в применении знаний о размерах идвижении Земли для решения географических задач. Можно устранить затруднения лишь практикой
(решение подобных задач из разных вариантов открытого банка заданий ФИПИ), а также повторение темы «Градусная сеть. Параллели и меридианы».
Соотнесение результатов выполнения заданий с учебными программами,
используемыми в субъекте Российской Федерации учебниками и иными
особенностями региональной/муниципальной систем образования
Выявленные успехи в образовательной подготовке по географии выпускников 2022 года объясняются использованием в регионе основных УМК по предмету из федерального перечня Министерства просвещения РФ, которые использовались в ОО в 2021–2022 учебном году, которые полностью соответствуют экзаменационной модели по географии. Большинство школ региона (65 %) используют УМК «География. Базовый уровень. 10–11 класс»
Максаковский В.П. Остальные ОО региона используют следующие учебники:
География. Базовый и углубленный уровни. 10,11 классы, Гладкий Ю.Н.,
Николина В.В., 2019–2021 гг. (21 %); География. Экономическая и социальная география мира. Базовый и углублённый уровни. 10–11 классы. Бахчиева О. Н.,
2019–2021 гг. (14 %).
Необходимо отметить, что в большинстве школ региона на уровне СОО нет учебного предмета «География», а есть только элективные курсы
(по решению ОО согласно ФГОС СОО). Рабочие программы элективных курсов не предусматривают изучение материала учебного предмета «География» в полном объеме.
3.2.3. Анализ
метапредметных
результатов
обучения,
повлиявших
на выполнение заданий КИМ
На выполнение заданий всех уровней сложности КИМ ЕГЭ по географии повлияла сформированность следующих 4 групп метапредметных умений:

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;