Файл: Практическая работа в гештальтподходе базовые инструменты, стратегии и техники.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Гештальт-консультирование в психологической практике (1560)

Дисциплина: Практическая работа в гештальт-подходе: базовые инструменты, стратегии и техники

Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,


Выполнил:

Преподаватель:

Растольцева Елена Константиновна

г. Москва – 2022


Случай

Что происходит в терминах гештальт-терапии?

Предложите

Технику

Опишите свою интервенцию

Пример(из лекции 2) Клиентка развелась с мужем два года назад, много говорит об обиде, не разрешает себе злиться «какой в этом смысл, что было, то прошло» и в то же время сжимает кулаки.

Клиентка ретрофлексирует свои импульсы через интроект, но тело говорит о потребности выразить злость

Проигрывание, завершенность экспресии

1 Фокусирование на телесных проявлениях: «Я обращаю своё внимание, на то что когда вы говорите о бывшем муже вы сжимаете свои кулаки. Вы себя в чём-то сдерживаете?»

2 Пауза, чтобы дать клиенту время на осознавание своих переживаний

Клиент рассказывает о ссоре с мамой. Губы поджаты, сжимает кулаки попеременно, корпус тела напряжен.

На вопросы терапевта что чувствует клиент по отношению к маме, когда рассказывает, клиент отвечает "ничего не чувствую. Было и было".

 Девалидизация

 Техника проигрывания конфликта, Инициализация действия, выражение невыраженного

 1 Фокусирование на телесных проявлениях : Я вижу как вы напряженно сжимаете кулаки, ваше тело напряжено. Вы ведь хотите, чтобы мы попыталась понять вашу позицию, без осуждения? Пауза

Чтобыы вы сказали маме, если бы вновь произошла похожая ссора?

Клиент рассказывает историю о том какой его коллега завистливый человек. А вот сам клиент никогда никому не завидует "Завидуют тольуко неуверенные в себе люди! А я не такой".

 Проекция

 Техника «Идентификация и исполнение роли (проигрывание)»


 1 Предложить клиенту побыть тем, кого он осуждает и упрекает в зависти. Спросить : А вы завидуете?

2 Дать время для осознания и принятия определенных качеств, которые у клиента под запретом.


Клиент жалуется терапевту на боли в шее и плечах "На эти плечи все время как будто что-то давит!". Клиент так рассказывает о своем симптоме, как будто та часть тела, о которой идет речь, живет отдельной самостоятельной жизнью, а не является частью тела клиента.

 Блокада чувственного опыта
 Техника «Фокусирование на ощущениях в теле




 Сядьте удобно. Закройте глаза Усильте напряжение в плечах.

Чувствуете ли вы напряжение в других частях тела? Что происходит когда вы чересчур напряжены? Возникают ли в голове какие-то образы, мысли?



Задание № 2. Техники для проработки механизмов прерывания контакта.

  1. Выберите техники работы с конкретным механизмом прерывания контакта


  2. Заполните таблицу


Механизм прерыывания контакта

Перечислите

техники для работы с определенным видом прерывания контакта

Выберите одну технику

Вспомните, придумайте, напишите пример

Напишите не менее трех фраз с помощью которых вы могли бы применить эту технику

Пример:

Конфлюенция

(слияние)

-фокусирование

 -вопросы, направленные на распознавание актуальной потребности

 - развитие катастрофических фантазий о будущем

 -диалог частей тела

 

Вопросы, направленные на распознавание актуальной потребности

К.: Мы с сыном не поступили в институт

Т.: Кто - мы?

К.: Всмысле мой сын, он не поступил в медицинский (глубоко вздыхает)

Т.: А вы тоже подавали документы в медицинский одновременно с сыном?

К.: нет, конечно (улыбается). Просто я так волновалась и хотела, чтобы он поступил и стал известным и талантливым хирургом.

Т.: ...известным и талантливым...И вы тогда бы стали матерью известного и талантливого хирурга, да?

К.: (смущенно улыбается) ну да...может быть потом о нем написали бы книгу, в которой и обо мне что-то бы написали. Ведь кто его таким вырастил? Я, конечно (при этом плечи расправляет, подбородок вверх поднимается)

Т.: Что вы чувствуете, когда фантазируете про это?

К.: гордость и облегчение

Т.: Облегченеи? От чего же?

К.: Что я не зря прожила эту жизнь. Ведь я совершенно ничего не добилась в жизни, обо и мне и расскзать ничего интересного нет... (глаза при этом опускает вниз, выраженеи лица становится очень грустным)

Т.: А что бы вам самой хотелось бы делать в жизни? О чем мечтается вам? Что приносит удовольствие именно вам?

 

- а что нравится, хочется вам?

- представь, что это случилось/не случилось. Что вы чувствуете при этом?

- Вы могли бы рассказать то же самое, но заменив "мы" на "я"?

 

конфлюенция

-фокусирование

 -вопросы, направленные на распознавание актуальной потребности

 - развитие катастрофических фантазий о будущем

 -диалог частей тела

 

 

 К: Мы с мужем хотели купить большую квартиру, но его уволили, и ипотека стала невозможной.

Т: Вы расстроились и решили что теперь ваш муж ничего не добьется?

К: Да, нам так хотелось иметь большую квартиру, приглашать к себе в гости друзей.

Т: А что гости отказываются приходить к вам в маленькую жилплощадь?

К: смеется. Нет, но у всех друзей большие квартиры. (грустнеет)

Т: а что бы вы почувствовали когда купили большую кв?

К: Радость, что мы не хуже всех. Может даже лучше.

Т: то есть вашей самооценке не достает десяток кв.м. жилплощади?

К: не только, просто когда у нас есть материальные достижения, мы интересны людям, с нами хотят дружить.(улыбается)

Т: Вы дружите с людьми потому что у них дорогая машина или огромный дом?

К: Нет, потому что весело и интересно общаться. Смеется

  1. Скажите, у вас есть желание не связанные с вашим супругом?

  2. Что вы почувствуете, когда оно сбудется?

  3. Расскажите, пожалуйста вашу историю от первого лица, без употребления «мы»

проекция

- смена «ты» на «я», «оно» на «я»

-  присвоение проекции, - отождествление с проекцией

- техника "чтение мыслей"

-разыгрывание роли

-техника "отождествления с симптомом"

 

 

 К: Муж совсем не дарит мне подарки, он стал очень жадным. Говорит, что я сама хорошо зарабатываю, и могу себе все купить, а у него сейчас трудности

Т: Он никогда не дарил вам подарки?

К: Дарил, когда встречались, когда поженились.

Т: А теперь просто так перестал дарить?

К: Нет, дарит, но очень скромные.

Т: он много зарабатывает и дарит скромные подарки?

К: Нет,у него сейчас с профессией не очень, средняя зп по рынку упала, и востребованности нет.

Т: А ваш доход увеличился, по сравнению с его?

К: Да, я теперь могу ему покупать дорогие подарки.

  1. Спросите вашего мужа почему он стал дарить вам скромные подарки?

  2. Что он вам ответил?

  3. Вы дарите ему такие же подарки как он вам или дороже по стоимости?

  4. Спросите нужны ли ему от вас дорогие подарки?

  5. Вам жалко тратить на него больше денег чем он тратит на вас?




ретрофлексия

-техника реверса

- амплификации текущих телесных напряжений,

-эксперименты, побуждающие напрямую выражение экспрессии

-техника простого повторения

- техника отказа от долженствования

- техника отождествления с образами сновидений

 

 К: Я постоянно забочусь о муже, думаю, о том как ему лучше устроить дела на работе, что надеть на работу, что дарить коллегам. Потом совершенно уставшая, еле хватает сил на себя.

Т: Он просит вас об этом?

К: Сейчас уже нет, раньше он всегда рассказывал, как дела на работе, кто как себя ведет.

Т: А теперь ваш муж перестал это делать, но вы все равно продолжаете помогать ему решать его вопросы.

Как вы думаете зачем вы это делаете?

К: Жена должна помогать мужу во всем. ( у него в коллективе есть женщины, он не всегда бывает корректен по отношению к женскому полу)

  1. Что вы чувствуете, когда рассказываете о проблемах своего мужа?

  2. Почему вы боитесь за его работу?

  3. Вы боитесь остаться одна, если у мужа дела пойдут совсем плохо?

 

интроекция

-выявление интроектов (идей, проглоченных и неассмилированных)

-задавание  вопросов, которые побуждают критический анализ, при выявлении долженствования, убеждений

-техника проигрывания воображаемой реакции другого

-техника поощрения прямых высказываний

 

 К: я очень одинока и не могу встретить мужчину, все мужчины сейчас подлецы, приличные мужчины жениться не хотят, только если из-за наследства.

Т: Скажите все мужчины которых вы знаете подлецы? И имеют богатых жен?

К: улыбается. Нет но многие живут не очень хорошо, изменяют, выпивают, обижают жен.

Т: Среди ваших знакомых нет ни одной счастливой пары?

К: Не знаю, наверное нет.

Т: То есть все мужчины, которых вы встречаете подлецы? И поступали плохо либо с вами, либо в других обстоятельствах?

К: Почти все.

Т: Ваш отец обижал маму?

К: Да, очень часто.


 1 Что ваша мама говорила вам о мужчинах?

2 Вы считаете ваша мама страдала и была достойна лучшей жизни.

3 Как вы считаете почему она не ушла от отца?

4 Вы боитесь повторения отношения ваших родителей?


Конец формы