Файл: 1. Определение последовательности исторических событий а объединение Киева и Новгорода б любеческий съезд в поход Олега на Царьград 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 21 

На ос­но­ве тек­ста ука­жи­те не менее трёх задач, ре­ша­е­мых дан­ным кня­зем в годы его правления.
Задание 22 

Как ис­то­рик объ­яс­ня­ет при­чи­ны, по ко­то­рым князь по­лу­чил со­дей­ствие в своей по­ли­ти­ке не толь­ко под­власт­ных ему, но и дру­гих во­сточ­но­сла­вян­ских племён? При­ве­ди­те не менее двух по­ло­же­ний.

Задание 20 

Приведите на­зва­ние документа и имя его автора. К ка­ко­му времени от­но­сит­ся создание этого документа?

Из исторического очерка:

 «В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Задание 21 

О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причинами? (Укажите

не менее трёх причин.)

Задание 22 

Ка­ко­вы были по­след­ствия опи­сан­но­го в до­ку­мен­те со­бы­тия? (Ука­жи­те не менее двух по­след­ствий.)

Задание 20 

Какое ис­то­ри­че­ское со­бы­тие нашло от­ра­же­ние в до­ку­мен­те? Как ис­то­ри­ки опре­де­ля­ют роль этого со­бы­тия? На­зо­ви­те век, к ко­то­ро­му оно от­но­сит­ся.

Из работы Н. М. Карамзина «История государства Российского».

 «Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

    Варяги... правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для парода. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье... и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.


    Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».



Задание 21 

Используя текст документа укажите, что лежало в основе объединения восточнославянских племен в единое государство? Укажите, какие преимущества, по мнению автора, подтолкнули восточных славян призвать "властителей от варягов", после того как бояре славянские выгнали их? Всего укажите не менее трех преимуществ.

Задание 22 

В чём видит Н. М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите всего не менее трёх положений.

Задание 20 Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к Руси... Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и произошли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась русская земля».

Задание 21 

О каком событии идёт речь в документе? Что послужило его причиной? Укажите не менее трёх причин.


Задание 22 

Ка­ко­вы были по­след­ствия опи­сан­но­го в до­ку­мен­те со­бы­тия? При­вле­кая ис­то­ри­че­ские зна­ния, ука­жи­те не менее трёх по­след­ствий.


Задание 20 

Из труда современного историка.

«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей — "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что со-вершил более
восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких - и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император - его родной дед - прислал ему знаки царского достоинства».

 О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?

21. Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.


22. Какие черты князя вы­де­ля­ет автор? Ука­жи­те не менее трёх черт лич­но­сти князя.

1.23 Многие го­ро­да Древней Руси воз­ни­ка­ли на бе­ре­гах рек. Объясните, в чём со­сто­я­ли преимущества та­ко­го расположения го­ро­да (приведите три объяснения).

2. 23 Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.

3.23 Одной из осо­бен­но­стей становления и раз­ви­тия русской го­су­дар­ствен­но­сти считается со­сед­ство Руси с Ве­ли­кой степью. Ука­жи­те не менее трёх положений, рас­кры­ва­ю­щих значение та­ко­го соседства для раз­ви­тия русских зе­мель до XIII в.

4.23 В от­ли­чие от За­пад­ной Европы, рус­ские сред­не­ве­ко­вые го­ро­да были деревянными, из камня стро­и­лись лишь храмы и кре­пост­ные стены. При­ве­ди­те не менее трёх объ­яс­не­ний та­ко­го отличия.

5.23 Князь Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич при­нял хри­сти­ан­ство в его во­сточ­ном ва­ри­ан­те (православии). Ука­жи­те не менее двух причин, по которым, как счи­та­ют историки, выбор был сде­лан в поль­зу восточного, а не за­пад­но­го ва­ри­ан­та хри­сти­ан­ства (католичества). Объ­яс­ни­те способ, с по­мо­щью ко­то­ро­го кня­же­ская власть ма­те­ри­аль­но обес­пе­чи­ва­ла цер­ков­ную ор­га­ни­за­цию на Руси.

6.23 Известно, что в Средние века на Руси господствовало натуральное хозяйство. Однако некоторые товары крестьянин обязательно приобретал или заказывал. Укажите два таких товара и объясните причины их приобретения.

7. 23 В XI в. в правление Ярослава Мудрого наступил расцвет Древнерусского государства. Авторитет киевского князя был высок как внутри страны, так и вовне. Но уже через столетие произошёл распад Древнерусского государства, наступила политическая раздробленность.


Приведите три причины такого изменения ситуации.

1.24 В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке

на на­ли­чие государства в Древ­ней Руси.

 Древ­нюю Русь X—начала XII вв. можно на­звать централизованным государством.

 Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

2.24 В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в исторической

науке.

«Переход к по­ли­ти­че­ской раздробленности озна­чал упадок в раз­ви­тии средневековой Руси».

 Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

3.24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Общественный строй Древней Руси X - начала XII в. можно назвать феодальным».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...
!!!

Дискуссия о роли ва­ря­гов в рос­сий­ской истории и их на­ци­о­наль­ной принадлежности, спор между нор­ман­ни­ста­ми и ан­ти­нор­ман­ни­ста­ми начались ещё в се­ре­ди­не XVIII в. и про­дол­жа­ют­ся до сих пор.

Объясните, чем раз­ли­ча­лись взгляды сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков норманнской тео­рии (приведите три объяснения).