Файл: Педагогическая сущность процесса социализации i глобальные процессы усиления социальных аспектов современного образования.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Педагогическая сущность процесса социализации

I ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

II ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

III СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ

Маргарет Мид (1901-1978) – американский антрополог, этнограф, выделила три типа культуры, которые характеризуются различными отношениями между поколениями

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

ТРЕБОВАНИЯ ПРЕФИГУРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ К ЛИЧНОСТИ

2. ВОЗРАСТАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА

Современная парадигма признает за ребенком ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ:

3. ПРЕОДОЛЕНИЕ АВТОРИТАРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Признаки авторитарности в воспитании:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

1. Социологический подход

2. Факторно-институциональный подход

3. Интеракционистский подход

4. Интериоризационный подход

5. Интраиндивидуальный подход

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Надежда Филипповна Голованова – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Педагогическая сущность процесса социализации

I ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

II ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

III СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ


ОПЫТ ПРЕДКОВ

ЗНАЧИМЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

1. ПРОЦЕСС УСИЛЕНИЕ ДИНАМИЗМА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ

ПОСТФИГУРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Маргарет Мид (1901-1978) – американский антрополог, этнограф, выделила три типа культуры, которые характеризуются различными отношениями между поколениями

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

ТРЕБОВАНИЯ ПРЕФИГУРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ К ЛИЧНОСТИ

  • Индивидуальность
  • Творческая активность
  • Ориентация на будущее
  • Гибкость поведения и деятельности
  • Готовность к индивидуальной ответственности

2. ВОЗРАСТАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА

Современная парадигма признает за ребенком ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ:

  • иметь собственный уникальный социальный опыт,
  • право самовыражаться в культуре адекватными средствами,
  • проявлять свою индивидуальность.

3. ПРЕОДОЛЕНИЕ АВТОРИТАРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ

Признаки авторитарности в воспитании:

  • отрицание любого несоответствия норме, любого проявления индивидуальности
  • прямое воздействие на ребенка методами запретов, ограничений
  • и наказаний

  • исполнительность и послушание детей как показатели эффективности педагога
  • приоритет словесных методов воспитания: указания, внушения, назидательные беседы

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ


  • Цель воспитания – «воспитание субъекта собственной жизни»; признание уникальности каждого ребенка, его социальных прав и свобод
  • Личностное развитие осуществляется в течение всей жизни в процессе социализации
  • Сотрудничество старшего и молодого поколения в различных образовательных ситуациях, взаимообогащение взрослой и детской субкультур
  • Отношение к ребенку как субъекту социального становления. Признание собственного социального опыта ребенка

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ

Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) – американский социолог, президент Американского социологического общества (1908),ввел термин «социализация» в гуманитарные науки («Теория социализации», 1887)

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

1. Социологический подход

2. Факторно-институциональный подход

3. Интеракционистский подход

4. Интериоризационный подход

5. Интраиндивидуальный подход

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Надежда Филипповна Голованова – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета


Социализация предполагает не только сознательное

усвоение ребенком готовых форм и способов социальной

жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.

«Социализация и воспитание ребёнка», 2004 г.
  • Параметр целеполагания требует включения социализации в специально организованный образовательный процесс
  • Параметр содержания образования требует определения способов реального включения ребенка в социальную действительность
  • Параметр определения способов присвоения ребенком социального опыта требует разработки технологии освоения ребенком социальных ролей в специально созданных «ситуациях социального опыта»
  • Параметр качества образования требует определения истинного результата образования