Файл: Педагогическая сущность процесса социализации i глобальные процессы усиления социальных аспектов современного образования.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Педагогическая сущность процесса социализации
I ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
II ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
III СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ
ТРЕБОВАНИЯ ПРЕФИГУРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ К ЛИЧНОСТИ
2. ВОЗРАСТАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА
Современная парадигма признает за ребенком ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ:
3. ПРЕОДОЛЕНИЕ АВТОРИТАРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Признаки авторитарности в воспитании:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
2. Факторно-институциональный подход
Педагогическая сущность процесса социализации
I ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ УСИЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
II ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
III СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ
ОПЫТ ПРЕДКОВ
ЗНАЧИМЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
1. ПРОЦЕСС УСИЛЕНИЕ ДИНАМИЗМА СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ
ПОСТФИГУРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Маргарет Мид (1901-1978) – американский антрополог, этнограф, выделила три типа культуры, которые характеризуются различными отношениями между поколениями
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
ТРЕБОВАНИЯ ПРЕФИГУРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ К ЛИЧНОСТИ
- Индивидуальность
- Творческая активность
- Ориентация на будущее
- Гибкость поведения и деятельности
- Готовность к индивидуальной ответственности
2. ВОЗРАСТАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА
Современная парадигма признает за ребенком ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ:
- иметь собственный уникальный социальный опыт,
- право самовыражаться в культуре адекватными средствами,
- проявлять свою индивидуальность.
3. ПРЕОДОЛЕНИЕ АВТОРИТАРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Признаки авторитарности в воспитании:
- отрицание любого несоответствия норме, любого проявления индивидуальности
- прямое воздействие на ребенка методами запретов, ограничений
- исполнительность и послушание детей как показатели эффективности педагога
- приоритет словесных методов воспитания: указания, внушения, назидательные беседы
и наказаний
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
- Цель воспитания – «воспитание субъекта собственной жизни»; признание уникальности каждого ребенка, его социальных прав и свобод
- Личностное развитие осуществляется в течение всей жизни в процессе социализации
- Сотрудничество старшего и молодого поколения в различных образовательных ситуациях, взаимообогащение взрослой и детской субкультур
- Отношение к ребенку как субъекту социального становления. Признание собственного социального опыта ребенка
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ
Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) – американский социолог, президент Американского социологического общества (1908),ввел термин «социализация» в гуманитарные науки («Теория социализации», 1887)ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
1. Социологический подход
2. Факторно-институциональный подход
3. Интеракционистский подход
4. Интериоризационный подход
5. Интраиндивидуальный подход
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ
Надежда Филипповна Голованова – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Социализация предполагает не только сознательное
усвоение ребенком готовых форм и способов социальной
жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
«Социализация и воспитание ребёнка», 2004 г.
- Параметр целеполагания требует включения социализации в специально организованный образовательный процесс
- Параметр содержания образования требует определения способов реального включения ребенка в социальную действительность
- Параметр определения способов присвоения ребенком социального опыта требует разработки технологии освоения ребенком социальных ролей в специально созданных «ситуациях социального опыта»
- Параметр качества образования требует определения истинного результата образования