Файл: Учебник Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самостоятельная форма собственности, во многом схожая с государственной. В состав муниципальной собственности могут входить:

  • средства местного бюджета;

  • муниципальные земли;

- муниципальные предприятия и организации;

  • муниципальный жилищный фонд;

  • природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

  • другое движимое и недвижимое имущество.

Так же как и государство, муниципальные образования имеют свою казну — сельскую, городскую, поселковую и т.д.

Муниципальные образования также могут иметь общую (долевую) собственность как с другими сообществами, так и с государством или частными юридическими лицами.

Право хозяйственного ведения

у Как уже отмечалось выше, государство и муниципальные образования могут закреплять свое имущество за теми или иными пред­приятиями и учреждениями, оставаясь, однако, собственниками имущества. В подобных случаях собственник наделяет такое пред­приятие, учреждение одним из двух вещных прав: либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Предприятие, которое наделяется правом хозяйственного ве­дения, называется унитарным в том смысле, что оно не может быть разделено или приватизировано по частям. Это обычно ком­мерческое предприятие, ведущее хозяйственную, предпринима­тельскую деятельность в интересах государства или муниципаль­ного сообщества.

Право хозяйственного ведения означает, что предприятие, дей­ствуя как юридическое лицо, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Это имущество отражено в ба­лансе предприятия. При этом оно владеет и пользуется имуществом в той же мере, в какой это осуществлял бы сам собственник.

Вместе с тем правомочия, составляющие право хозяйственно­го ведения, во-первых, производны от правомочий собственни­ка, основаны на них (если нет права собственности, не может быть и права хозяйственного ведения), а во-вторых, существенно ограничены по сравнению с ними.

Ограниченность права хозяйственного ведения проявляется в том, что унитарное предприятие не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом — продавать, дарить, вно­сить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, отчуждать иным образом, сдавать в аренду, отда­вать в залог и т.д. Сделки унитарного предприятия по распоряже­нию недвижимым имуществом, совершенные в
нарушение этого правила без согласия собственника, являются ничтожными, т. е. не имеют никакой юридической силы, не создают никаких прав и обязанностей.

Что касается движимого имущества, то унитарное предприятие вправе распоряжаться им без согласия собственника, если иное не установлено законом.

Утверждая устав, определяя предмет и цели деятельности уни­тарного предприятия, собственник тем самым устанавливает из­вестные границы для реализации этим предприятием права хо­зяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Кроме того, в последующем собственник осуществляет контроль за над­лежащим использованием и сохранностью указанного имущества, а также имущества, которое предприятие приобрело и произвело в ходе своей деятельности.

Право оперативного управления

Другим правом, производным от государственной или муни­ципальной собственности, является право оперативного управле­ния имуществом, которым наделяются казенные предприятия и учреждения. К казенным относятся:

  1. предприятия, выпускающие продукцию, которую разреше­но производить только на государственных предприятиях;

  2. предприятия, производящие продукцию, более 50 процен­тов которой приобретает государство;

  3. предприятия, не подлежащие приватизации.

Это право также включает в себя правомочия владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, однако является еще более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Так, казенное предприятие может самостоятельно распоряжаться только своей продукцией, если этого не запрещает закон. В остальных случаях распоряжение имуществом должно быть согласовано с собствен­ником. Собственник же определяет порядок распределения дохо­дов казенного предприятия. Он может в любой момент изъять из­лишнее, неиспользованное имущество.

Таким же ограничениям подвергается и право учреждения рас­поряжаться закрепленным за ним имуществом. Оно вообще не может распоряжаться ни закрепленным за ним имуществом, ни имуществом, приобретенным на средства, выделенные по смете. И лишь в том случае, если учреждению уставом предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, оно име­ет право распоряжаться этими доходами и приобретенным за их счет имуществом вполне самостоятельно. Эти доходы учитывают­ся на отдельном балансе учреждения.


Глава 3

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие юридического лица, его признаки

Юридическим лицом называется организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении обособленное имущество и отвечает по своим обязатель­ствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо является основной правовой формой кол­лективного участия лиц в гражданском обороте.

Юридическое лицо обладает рядом специфических признаков.

Признаки юридического лица — это такие внутренне прису­щие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вме­сте — достаточны для того, чтобы конкретная организация могла быть признана субъектом предпринимательской деятельности (табл. 1).


Таблица 1

Юридическое лицо

Признак

Содержание

Организационное единство

Существование в юридическом лице определен­ной иерархии, соподчинения органов управле­ния, четкая регламентация отношений между его участниками (они закреплены в учредитель­ных документах лица)

Имущественная обособленность

Имущество юридического лица обособлено от имущества его членов, учредителей и других юридических лиц

Самостоятельная

имущественная

ответственность

Юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам своим имуществом

Наименование

Юридическое лицо должно иметь собственное наименование, отличное от наименований дру­гих субъектов права и необходимое для его идентификации в гражданском обороте







Способы создания юридических лиц

Возникновение юридических лиц происходит тремя способа­ми: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным.


При распорядительном порядке юридическое лицо образуется по прямому распоряжению государственного органа или органа местного самоуправления (так создаются государственные или му­ниципальные унитарные предприятия).

При нормативно-явочном способе создания юридического лица согласие третьих лиц на его образование не требуется. Граждане или организации образуют юридическое лицо, а компетентный орган вправе лишь проверить, соответствуют ли закону учреди­тельные документы появившейся организации. Отказ в регистра­ции юридического лица может быть обжалован в суде.

При разрешительном порядке инициатива создания нового юри­дического лица принадлежит учредителям, а государство дает со­гласие на его образование (образование объединений коммерче­ских организаций — союзов и ассоциаций).

Учредительные документы юридического лица

Правовой основой деятельности любого юридического лица на­ряду с законодательством являются его учредительные докумен­ты. К ним относят устав и учредительный договор. В случаях, пред­усмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся ком­мерческой организацией, может действовать на основании обще­го положения об организациях данного вида.

В тексте учредительных документов должны содержаться:

  • наименование юридического лица, содержащее указание на его организационно-правовую форму (наименования унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других ком­мерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица);

  • место нахождения юридического лица, которое определяет­ся местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не ус­тановлено иное;

  • предмет и цели деятельности юридического лица (для не­коммерческих и унитарных предприятий);

  • порядок управления деятельностью юридического лица;

  • другие сведения, предусмотренные законом для юридиче­ских лиц соответствующего вида.

Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в со­ответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительном договоре
учредители обязуются создать юриди­ческое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли, управления деятель­ностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Устав — правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию, структуру, функции, задачи, права юридического лица. Устав регулирует деятельность юридического лица незави­симо от формы собственности и сферы его деятельности.

Создание юридического лица

Юридическое лицо считается созданным с момента его госу­дарственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем учреждения, производится по месту нахождения его посто­янно действующего исполнительного органа, указанного учреди­телями в заявлении о государственной регистрации.

Для регистрации юридического лица, создаваемого путем уч­реждения, его учредитель (учредители) должен (должны) пред­ставить в регистрирующий орган следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);

  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

  3. учредительные документы юридического лица;

  4. документ об уплате государственной пошлины;

  5. если одним из учредителей юридического лица выступает иностранное юридическое лицо — документ, подтверждающий его юридический статус.

Требовать представления каких-либо иных документов регист­рирующий орган не вправе.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регист­рирующий орган. Моментом государственной регистрации юриди­ческого лица является внесение регистрирующим органом соответ­ствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации допускается только в слу­чае:

  • непредставления документов, необходимых для государствен­ной регистрации;

  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.