Файл: Реферат дисциплина Психология и педагогика Тема Взаимоотношения биологического и эмоционального начал в человеке студент группы мну1121(2).rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего

образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Психология и педагогика

Тема: Взаимоотношения биологического и эмоционального начал в человеке
Выполнил: студент группы МНУ-1121(2)

Тальвик Евгений Васильевич

Город: Омск

Омск 2023

Оглавление
Введение

1. Человек как биологическое существо

2. Взаимодействие социального и биологического в личности

3. Взгляды (типологии, концепции, подходы) на соотношение биологического и социального в развитии человека

Список используемой литературы
Введение
В этом реферате я бы хотела раскрыть тему взаимосвязи социального и биологического в личности человека.

Человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкую гамму сторон жизнедеятельности человека – от физиологической до социальной. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение.

Изучение человека на стыке биологического и социального – одна из важных проблем науки. Многое в этой области еще не изучено. Требует своего изучения, в частности, вопрос об установлении границ влияния на человека и его развитие биологических, природных факторов и механизмов этого влияния.

Человек – существо биосоциальное, то есть одновременно биологическое и социальное, его не следует рассматривать только как явление социальное. Не следует забывать, что он часть природы, ее продукт и является предметом изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя специфически биологические признаки опосредованы социальным бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более, что они имеют огромное значение в его социальной жизни.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека долгое время является предметом ожесточенных споров среди психологов-теоретиков. Например, таких как: Б.Г. Ананьев, А.Адлер, К. Юнг, А.Н. Леонтьев, Н.П. Дубинин, З. Фрейд, К.К. Платонов, А.В. Петровский и многие другие.
1. Человек как биологическое существо

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимосвязанного действия ее движущих сил. Он вышел из природы, и остается ее частью.

Биологическая природа – это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид "Homo Sapiens", рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Так говорил философ А. Пьерон: "Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека".

Рассмотрим понятие индивида.

Индивид – термин, впервые введенный древнеримским философом Цицероном, обозначавший отдельно взятого представителя человеческого рода, общества, народа или социальной группы.

"Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, и взаимного "слаживания"." {1}. индивид генотипический личность

Индивид – это, прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Онтогенез – процесс развития организма с момента зарождения до конца жизни. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих связях врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения.

Под биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным:

  • Наследственные признаки

  • Наличие инстинктов (самосохранения, полового, материнства и др.)

  • Эмоции

  • Биологические потребности (дышать, питаться, спать и др.)

  • Продолжение рода

  • Приспособление к окружающей среде

  • Возможность использовать природные предметы

  • Физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела)


Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) – питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) – синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) – неандерталец (100 тысяч лет) – кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) – человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом – съедал своего ближайшего сородича, предка.

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека – его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества.

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек – это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов)

Человек как социальное существо

Все, что есть в человеке неприродного, исторического, выражается социальным понятием "личность".

Личность – социально-психологичсекая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества
{2}.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б.Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены:


Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность.

Индивидуальность – психические и физиологические особенности каждого человека. Она определяет неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

Индивидуальность:

  • Содействует социальной активности человека;

  • Определяет его поведение в обществе в контексте различных культур;

  • Формирует поведение человека в конкретных социальных и жизненных ситуациях с учетом свойств самого индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков, но развивается самостоятельно в процессе воспитания и жизни в обществе. Индивидуальные черты человека могут быть врожденными (отпечатки пальцев, идеальный слух, способности) и приобретенными (профессия, религиозные убеждения, материальное положение). Важная особенность индивидуальности – ее развитие и эволюция в ходе самореализации и самоопределения. Развитие индивидуальности создает оптимальные условия для становления личности.

С. Кон пишет: "С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения{3}.


Социальные особенности характерны исключительно для человека. К ним относятся:

  • Способность производить орудия труда

  • Членораздельная речь

  • Язык

  • Социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь)

  • Духовные потребности (мораль, религия, искусство)

  • Осознание своих потребностей

  • Деятельность (трудовая, художественная и тд.) как способность преобразовывать мир

  • Сознание

  • Способность мыслить

  • Творчество

  • Созидание

  • Целеполагание

Такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству, человек обязан обществу. Общество – часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней. Общество представляет собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

По представлениям Карла Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе совместной деятельности.

Толкотт Парсонс выделил три компонента общества:

  1. Люди, составляющие материальное тело общества

  2. Социальная система, определяющая взаимодействие людей

  3. Культура, являющаяся результатом взаимодействия людей

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. (Скорая помощь….)

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются нормами, принятыми в данном обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

  1. Первичная социализация – стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

  2. Стадия индивидуализации – стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего "Я". На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения "Я" и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера. Юношеский возраст (18-25 лет) – устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

  3. Стадия интеграции – стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:1)усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего "Я"; 2)отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все"; 3)конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я", ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

  4. Трудовая стадия социализации – наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека. Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводить развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

  5. Стадия послетрудовой деятельности – стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.