Файл: Методические указания и контрольные задания по дисциплине оп. 10 Основы менеджмента в электроэнергетике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое менеджмент?
2. Какими основными качествами должен обладать менеджер?
3. Изложите содержание количественного, процессного, системного и ситуационного подходов.
4. Каковы основные проблемы менеджмента в России? Назовите пути их решения.
5. Школы менеджмента.
Тема 2. Организация и ее среда
Организация, как объект менеджмента. Виды организаций. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых, финансовых, материальных ресурсов), потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы. Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.
Характеристика внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды; сложность, подвижность, неопределенность внешней среды.
Внутренняя среда организации: структура, цели, задачи, технология, персонал.
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните сущность понятия «среда предприятия».
2. Каковы факторы прямого воздействия внешней среды?
3. В чем особенность факторов косвенного воздействия внешней среды.
4. Почему при характеристике внешней среды предприятия говорят о её сложности, подвижности и определенности?
5. Назовите основные принципы построения организационных структур.
6. В чем заключается роль менеджера при создании органов управления предприятием?
7. Каковы особенности менеджмента на предприятиях различных организационных форм?
Тема 3. Характеристика составляющих цикл менеджмента.
Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) – основа управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Вопросы для самоконтроля.
1. В чем состоит содержание процесса управления?
2. Почему цикл менеджмента является основой управленческой деятельности?
3. В связи, с чем отдельные функции управленческого цикла взаимосвязаны и взаимообусловлены?
4. Как осуществляется планирование деятельности предприятия?
5. В чем особенность организационной составляющей цикла менеджмента?
6. Как менеджер может создать действенную систему мотивации труда персонала предприятия?
7. Почему так важно для менеджера организовать действенную систему контроля за работой предприятия?
Тема 3.1. Планирование в системе менеджмента.
Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегическое (перспективное) планирование. Процесс стратегического планирования: миссия, цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
Тактическое (текущее) планирование. основные этапы тактического планирования:
определение основных задач, необходимых для достижения целей;
установление взаимосвязей между основными видами деятельности;
уточнение ролей и делегирование полномочий;
оценка затрат времени;
определение ресурсов;
– проверка сроков и коррекция планов действий.
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких этапов состоит процесс планирования деятельности на предприятии?
2. В чем заключается сущность стратегического планирования?
3. Охарактеризуйте кратко этапы стратегического планирования?
4. Что такое миссия предприятия?
5. Какие виды целей существуют на предприятии?
6. В чем заключается swot – анализ? Какова методика его проведения?
7. Какие стратегические альтернативы имеются в распределении предприятия?
8. Каковы основные этапы тактического планирования?
9. Что такое текущее планирование? Назовите стадии этого процесса?
10. Каковы различия между стратегическими и тактическим планированием?
Тема 3.2. Организационное поведение.
Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации.
Сущность делегирования. Полномочия и ответственность (исполнительская и управленческая). Правила и принципы делегирования.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое мотивация труда и каковы её критерии?
2. В чем различие между индивидуальной и групповой мотивацией?
3. Что представляет собой иерархия потребителей человека?
4. Что объединяет понятия «мотивация» и «иерархия потребителей»?
5. В чем заключается сущность делегирования?
6. Назовите правила и принципы делегирования ?
7. Как и почему делегирование менеджером полномочий повышает ответственность работника?
Тема 4. Организационная структура управления.
Организация. Типы построения организационной структуры управления: цели, задачи организации, функциональное разделение труда, объём полномочий руководства, соответствие социально-культурной среде.
Типы структур организаций:
– по взаимодействию с внешней средой: механические и органические;
– по взаимодействию подразделений: традиционные (линейно-функциональные), дивизиональные и матричные;
– по взаимодействию с человеком: корпоративная и индивидуалистическая.
Новое в типах организации.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные принципы построения организационных структур?
2. Перечислите достоинства и недостатки отдельных типов структур управления?
3. Как осуществляется распределение труда в системе управления?
4. В чем заключается роль менеджера при создании органов управления предприятием?
Тема 5. Контроль.
Понятие контроля. Три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила контроля. «Управленческая пятерня».
Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Составление схемы контроля.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие цели обычно ставятся перед контролем?
2. Какие задачи выполняет контроль в управленческой деятельности?
3. Какие существуют этапы контроля?
4. Какие существуют виды контроля?
5. Что такое «Управленческая пятерня»?
Тема6. Процесс принятия решения.
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений.
Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятия решений.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое управленческое решение?
2. Какие существуют стадии управленческого решения?
3. Какие существуют методы принятия решений?
4. Охарактеризуйте уровни принятия решений?
Тема 7. Лидерство и руководство. Стиль руководства.
Стили управления и факторы его формирования. «Решетка менеджмента». Определение стиля по «Решетке менеджмента» и характеристика каждого стиля.
Виды и совместимость стилей. Связь стиля управления и ситуации.
Вопросы для самоконтроля
1. Как вы понимаете стиль руководства?
2. Дайте характеристику авторитарного стиля руководства?
3. Сравните различные стили в рамках управленческой решетки ГРИД?
4. Почему один и тот же стиль руководства не подходит для всех организаций?
5. Охарактеризуйте поведение менеджера типа 9.1; 1.9; 5.5; 1.1: 9.9?
Тема 7.1.Управление конфликтами и стрессами в коллективе.
Конфликты в коллективе, как органическая составляющая жизни организации. Сущность, классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные. Стресс: природа и причины. Методы снятия стресса. Взаимосвязь конфликта и стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций.
Вопросы для самоконтроля
1. Какова природа конфликтов?
2. Кратко опишите основные виды конфликтов?
3. В чем суть управления конфликтными ситуациями?
4. Почему работа по предотвращению конфликтов в коллективе является важной для менеджера?
5. Что такое стресс? Какова его сущность?
6. Какие существуют методы снятия стрессов?
7. Опишите основные пути предупреждения стрессовых ситуаций?
Тема 7.2 Деловое общение и коммуникации.
Деловое общение, его характеристика.
Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
Управленческое общение, его функции и назначение. Распорядительная информация и её виды.
Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения «Школа отношений».
Основные характеристики подчиненных. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция): «имя собственное», «зеркало отношений», «золотые слова», «терпеливый слушатель», «личная жизнь». Правила устного распоряжения.
Понятие общения и коммуникации. Информация, её виды: функциональная, координационная, оценочная. Три состояния человека: «Я – родитель», «Я – взрослый», «Я – ребенок».
Трансакты. Три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы правила ведения деловой беседы?
2. Из каких этапов состоит любая деловая индивидуальная беседа?
3. Какие существуют правила ведения делового совещания?
4. Какие существуют основные стадии проведения делового совещания?
5. Назовите факторы повышения эффективности делового общения?
6. В чем заключается сущность техники телефонных переговоров?
7. Какие существуют этапы и фазы делового общения?
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое коммуникативность?
2. Какие виды коммуникативности существуют?
3. Что такое коммуникативность?
4. Что такое общение?
5. Какие преграды существуют в организационных коммуникациях?
6. Какое значение имеет информация в менеджменте? Какие её виды существуют?
7. Что такое трансакционный анализ?
Тема 7.3 Психология менеджмента.
Психика, поведение и деятельность. Мотивы поведения и деятельности. Психические свойства личности: темперамент, характер, направленность и способности. Необходимость и способы собственной мотивации руководителя. Создание нормального психологического климата в организации (коллективе).
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое темперамент?
2. Какие типы темперамента существуют?
3. Что такое характер?
4. Что такое способности и условия их формирования?
4. ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (ПО ВАРИАНТАМ)
Вариант 1
1. Понятие менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Пять этапов развития менеджмента. Научные школы менеджмента.
2. Власть. Виды власти. Их характеристика.
3. Организация, как объект менеджмента.
Вариант 2
1. Внешняя среда организации. Факторы внешней среды организации, их характеристика.
2. Решётка менеджмента. Определение стиля управления по решетке менеджмента.
3. Мотивация. Виды мотивации.
Вариант 3
1. Внутренняя среда организации. Факторы внутренней среды, их характеристика.
2. Природа и причины стрессов. Методы снятия стрессов.
3. Организация взаимодействий с сотрудниками.
Вариант 4
1. Цикл менеджмента. Характеристика функций менеджмента, составляющих цикл менеджмента.
2. Коммуникативность и общение.
3. Национальные особенности менеджмента (Япония, США, Россия).
Вариант 5
1. Организация. Типы структур управления организацией. Их характеристика.
2. Деловое общение. Беседы. Совещания.
3. Менеджмент – как особый вид профессиональной деятельности.
Вариант 6
1. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования: миссия, цели, выбор стратегии и т.д.
2. Методы принятия управленческих решений.
3. Демократический стиль руководства.
Вариант 7
1. Мотивация потребностей. Факторы мотивации.
2. Уровни принятия управленческих решений.
3. Система методов управления. Их характеристика.
Вариант 8
1. Конфликты. Источники и причины конфликтов. Виды конфликтов. Методы разрешения конфликтов.
2. Анализ внешней среды. Анализ сильных и слабых сторон организации. Swot–анализ.
3. Авторитарный стиль руководства.
Вариант 9
1. Теории мотивации. Иерархия потребностей по Маслоу.
2. Руководство, власть, лидерство.
3. Коллективные методы принятия решений.
Вариант 10
1. Самоменеджмент. Техника личной работы. Научная организация труда руководителя.
2. Контроль. Виды контроля.
3. Использование мотивации в современном менеджменте.
5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Основной формой изучения дисциплины является самостоятельная работа студента над рекомендуемой (или дополнительной) литературой и общедоступными периодическими изданиями. На обзорных занятиях преподавателем объясняются наиболее сложные и важные вопросы дисциплины.