ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления о всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя - в зависимости от предмета познания - может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) - квантовой механики и теории относительности, а сегодня - на основе синергетики.

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов - онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую. В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания. Философия существенно отличается от любой частной науки прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.


Задание четвертое


Прокомментируйте следующие подходы к понятию «материя».

Подход

Его характеристика

1. Материалистический

материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие.

2. Объективно-идеалистический

материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа.

3. Субъективно-идеалистический

материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа.

4. Позитивистский

понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.


1. Используя понятийный аппарат постнеклассической методологии учения о самоорганизации материи и синергетике Г. Хакена, составьте типологическое формулирование понятия «хаос».
Синергетика (от греч. synergos - содружество) возникла в науке как новационное направление в первую очередь благодаря выдающимся достижениям в области неравновесной термодинамики.

Создателем синергетического направления и изобретателем термина «синергетика» является профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен.

Было показано, что в неравновесных открытых системах возможны диссипативные эффекты, приводящие, вопреки второму началу термодинамики, не к возрастанию энтропии и стремлению термодинамических систем к состоянию равновесного хаоса, а к «самопроизвольному» возникновению упорядоченных структур, к рождению порядка из хаоса. В синергетике речь идет о строгом различении понятий «организация» и «самоорганизация».

Принципиально важным для понимания сущности процессов самоорганизации является положение о конструктивной и деструктивной роли хаоса. Хаос в синергетике - это конструктивный механизм эволюции, ее начало. При этом следует различать понятия «хаоса» и «энтропии» (разрушения). Хаос на первой стадии предполагает нарушение связей между элементами, но сами элементы не разрушаются. При энтропии речь идет о разрушении системы через разрушение ее элементов. В этом проявляется деструктивная роль хаоса. Конструктивная роль хаоса означает, что благодаря хаотическому состоянию элементов, возникшему в результате нарушения их прежних связей внутри системы, возможно возникновение новой структуры, нового качественного состояния системы. Иными словами, из хаоса, как из элементов конструктора, может быть создана качественно новая система, слагающаяся из того же самого набора элементов, но «собранных» по другому принципу. Таким образом, путь к развитию лежит через хаос.


Нелинейность, многовариантность путей развития связана с тем, что в самом хаосе уже содержится определенный набор возможных вариантов организации новой структуры.
2. Впишите ключевое слово в определение:

«Материя есть _______________в аспекте различных ее проявлений».

Ответ: объективная реальность
3. Какое из нижеперечисленных свойств материи не является атрибутивным?

а) самоорганизация;

б) сознание;

в) движение;

г) протяженность;

д) длительность;

е) отражение.

Ответ б) сознание
4. Соотнесите концепции пространственно-временного континуума и их основателей:

Концепция: Основатели:

а) субстанциальная а) Платон

б) реляционная б) Демокрит

в) Сократ

г) Аристотель

Ответ: субстанциальная - Демокрит; реляционная - Аристотель
5. Допишите недостающее:

«Характер отражательного процесса зависит от уровня развития материи. В связи с этим выделяют уровни отражения: неживая природа, живая природа и _______».

Ответ: общество
6. Выделите правильное суждение:

а) идеализм - это утверждение, что идеи существуют реально;

б) идеализм - это стремление человека к совершенству;

в) идеализм - это признание за идеями первичного бытия, определяющего материальное;

г) идеализм - это попытка забыть о прозе жизни.

Ответ в) идеализм - это признание за идеями первичного бытия, определяющего материальное.
7. Укажите автора высказывания:

«Сущее есть, Не-сущего - нет; Бытие есть. Небытия - нет».

а) Парменид;

б) Гераклит;

в) Сократ;

г) Платон.

Ответ а) Парменид
8. Кому из философов принадлежит классификация форм Бытия как:

«Мир естественного и мир искусственного»?

а) Саймону;

б) Гегелю;

в) Тугаринову;

г) Ленину.

Ответ а) Саймону
9. Укажите, кто из перечисленных авторов характеризовал онтологию как интерпретацию «языковых игр»:


а) Шопенгауэр;

б) Куайн;

в) Бенвенист.

Ответ в) Бенвенист
10. Укажите, кто из перечисленных авторов классифицировал формы Бытия как «Природу и целеполагающую деятельность»:

а) Гегель;

б) Тугаринов;

в) Ленин;

г) Лукач.

Ответ в) Ленин

Список использованной литературы



1. Миронов В.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2015. - 240 с.

2. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций: учебное пособие / В.П. Кохановский, Л.В. Жаров, В.П. Яковлев. - 15-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2012. - 192 с.

3. Концепции современного естествознания : учебное пособие / коллектив авторов; под общ. ред. С.И. Самыгина. - М.: КНОРУС, 2013. - 464 с. 

4. Новейшие методы обработки изображений / Под ред. А. А. Потапова. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. - 496 с.

5. Очерки теории административного права: современное наполнение: монография. - М.: Проспект, 2015. - 296 с.

6. Борисов С.В. Основы философии : учеб. пособие / С.В. Борисов. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 424 с.

7. Волков В.В. Философия: основные проблемы, понятия, термины. Учебное пособие. - СПб, 2010 - 34 с.

8. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

9. Росенко М.Н. Основы современной философии: Учебник. / Под ред. М.Н. Росенко - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 295 с.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с.