Файл: Программа среднего профессионального образования 39. 02. 01 Социальная работа (базовая подготовка).rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
39.02.01 Социальная работа (базовая подготовка)
Дисциплина: Основы педагогики и психологии
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Валькер Алина Викторовна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание 1.
1. Цель выявить причину замкнутости девочки
2. Можно сделать предположение о неблагоприятной атмосфере в семье, отсутствии дружеского общения и взаимопонимания девочки с матерью.
Задание 2.
Вероятными причинами данного поведения в этой ситуации могут быть:
конфликт ученика и учителя
завышенная/заниженная самооценка;
проблемы с социализацией;
боязнь наказания дома;
упущения в воспитании;
2. Учителю следует спокойно реагировать на данную ситуацию. Бурная реакция, крики только усугубят обстановку в классе. Восстановление рабочей атмосферы в классе будет способствовать спокойный, ровный тон педагога. Бунтующего ребенка усадить за парту, пообещать пересмотреть поставленную оценку или дать возможность исправить ее, предложить помощь в исправлении оценки.
3. Для избежания таких ситуаций следует выстраивать с учениками доверительные отношения, подмечать особенности каждого ребенка в классе. Дети должны знать критерии оценивания работ и иметь возможность исправить неудовлетворительную оценку. При часто повторяющихся подобных ситуациях, возможно, потребуется помощь психолога.
Задание 3.
Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем. Ответ оформите в виде таблицы:
Задание 4.
Проблемы педагогической деятельности | Пути решения проблем | |||
профессиональное самосознание | изменение "ценностного отношения к самому себе" как представителю профессии и члену социума вообще | | ||
низкая материальная оценка педагогической деятельности | Соотношение нагрузки и заработной платы | | ||
большое количество работы и ненормированный рабочий график | Должна быть четка регламентация закона, которой педагог мог бы оперировать, соотнося со своими нагрузками и возможностями. Психологическое сопровождение педагога. | |||
наполняемости классов (иногда в классе 30-33 человека) и регулировании дисциплины | Строительство новых школ, создание компетентной образовательной среды в классах (например: для начальной школы актуальна зона отдыха для детей (игровая)), гибкая образовательная среда, наличие мобильных устройств и персонализированных технологий. Психологическое сопровождение учащихся и их родителей. | |||
конкурентоспособности педагогической профессии | Повышение уровня значимости профессии на государственном уровне, формирование положительного имиджа. | |
Задание 4
-
В данном случае видно попустительское отношение педагога к происходящему. -
С классом не была проведена беседа об отношении учащихся к слабому ученику, кроме того, педагог своими действиями еще более усугубляет обстановку (вздыхает, упрекает). Слабому ребенку не была оказана помощь в преодолении страха публичного выступления. -
Педагогу следует создать благоприятную атмосферу в классе, научить детей взаимопомощи, состраданию. По поводу успеваемости следует говорить с учеником наедине. Слабому ребенку явно требуется помощь в освоении материала, также следует изменить форму оценивания для этого ученика на письменную. Низкая самооценка, тревожность, скованность, неуверенность в себе — эти проблемы ученика влияют на его поведение при ответе у доски и оценку его ответа.
Задание 5
-
На данном уроке биологии используются наглядный, практический и словестный метод обучения, материальное и визуальное средство обучения. -
Учитель разрабатывает такую серию приемов работы с целью повысить интерес к математике. Возможность выбора задачи позволяет регулировать собственную деятельность, повышая эмоциональную мотивацию учащихся. Игровой, соревновательный момент создает положительную мотивацию на уроке, и комфортную атмосферу за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса. Придумывание задач, поиск разнообразной информации развивает мыслительные процессы, стимулирует познавательную деятельность.
Задание 6.
На основе исходных данных заполните таблицу:
Направления воспитательной деятельности | Аспекты воспитательной работы |
Гражданско-правовое воспитание | Патриотизм |
Культура межнационального общения | |
Правовая культура | |
Духовно-нравственное воспитание | Культура поведения |
Гуманность | |
Экологическая культура | |
Эстетическое воспитание | Художественное воспитание |
Музыкальное воспитание | |
Восприятие природы | |
Физическое воспитание | Гимнастика |
Туризм | |
Физические упражнения | |
Трудовое воспитание | Профессиональная ориентация |
Трудовая деятельность | |
Экономическая культура |
Задания 8
Методы формирования сознания. К методам формирования сознания относятся: убеждение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия.
Педагогическая ситуация.
На перемене двое учеников, мальчик и девочка, громко спорят. Подошедший педагог узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер. Педагог отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.
Решение:
Педагог должна доверительно поговорить с обоими учениками, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы их обоих. Например, постараться найти того, кто смог бы починить плейер. Оптимальный вариант решения проблемы - склонить учащихся к примирению без всяких условий и компенсаций. Но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.
Использованные методы воспитания: беседа, убеждение.
-
Методы организации деятельности и формирования поведения — упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.
Ситуация.
В 5 классе пришел новый учитель литературы Петр Сергеевич. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней. Нина Г. имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку да еще похвалил. Ученики как-то настороженно загудели. Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины Г., узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом году. В свой коллектив «не принимали». Петр Сергеевич не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина Г. прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по русскому языку и литературе. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее «приняли» к себе. Уже вместе играли, помогали ей в учебе.
Использованные методы воспитания: приучение.
-
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения — соревнование, создание ситуации успеха, поощрение, наказание.
Педагогическая ситуация:
В 4-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету. Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды он сказал ей:
- Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.
- Откуда тебе известно?
- Все так говорят.
- И ты веришь в это?
- Верю...
- Придётся тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет - тот добьётся? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.
Занимались они, усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четвёрку по русскому языку. Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по русскому языку.
Использованные методы воспитания: создание ситуации успеха.
Пермь - 2023