Файл: Контрольная работа по дисциплине Оперативнорозыскная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, сами эти ОРМ должны быть проведены уполномоченным на то органом, указанным в ФЗ, при наличии законных оснований и в порядке, предусмотренном в законе «Об ОРД».

В-третьих, результаты проведенных ОРМ должны найти отражение в оперативно-служебных документах.

Наконец, и это самое главное, оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРМ, могут стать доказательствами в уголовном судопроизводстве только после производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ (ч. 1 ст. 86 УПК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 74 УПК РФ в качестве доказательств допускаются «иные документы», если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

К иным в соответствии с ч 2 ст. 84 УПК РФ могут быть отнесены документы, которые содержат сведения, зафиксированные в письменном или другом виде. Это могут быть материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи либо иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 УПК РФ.

Поскольку при проведении ОРМ законом «Об ОРД» допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, такого рода документальные материалы как результаты ОРД являются нередкими и, соответственно, могут быть использованы в уголовном судопроизводстве.

Ч. 1 ст. 10 закона «Об ОРД» дает возможность создания и использования информационных систем (и заведения дел оперативного учета) - это допускается только для решения задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ст. 2 закона «Об ОРД»).

Информационная система - это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Имеется необходимость в совершенствовании процедуры представления и использования результатов ОРД. Нужно предусмотреть особенности использования сведений, находящихся в информационных системах.

Информационные системы создаются для сбора, хранения и распространения необходимой оперативно-розыскным органам информации, под которой, согласно ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.


В зависимости от объекта, о котором имеется информация, различают (достаточно условно) три вида учитываемых сведений7:

1) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших. Кроме того, здесь же учитывают информацию об обнаружении неопознанных трупов, приметах неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступления;

2) о фактах и событиях - информация о фактах зарегистрированных преступлений (раскрытых и нераскрытых). Здесь же учитывают информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;

3) о предметах - информация об орудиях, способах и средствах совершения преступления; об огнестрельном оружии, которое находится в пользовании граждан и организаций; об автотранспортных средствах; о разыскиваемых предметах, документах и вещах, служивших предметом преступления.

Основания и порядок формирования и пользования информационными системами регламентируются законами и нормативными актами оперативно-розыскных органов8.

Оперативно-розыскная информация становится стержневым звеном во всей оперативно-розыскной деятельности. Она способствует выявлению в условиях конкретного места и времени непосредственных объектов оперативно-розыскной деятельности, определению реальной потребности и целесообразной предметной направленности оперативно-розыскного воздействия на них, прогнозированию результатов данного воздействия, выбору соответствующих мер, средств, форм, методов деятельности и т. д.

Сегодня идея активного использования при доказывании результатов ОРД, вплоть до придания им значения судебных доказательств, не только активно развивается, но и находит свое выражение на практике, где наиболее полная реализация данной идеи возможна лишь на основе создания правового механизма использования данных оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе.

Итак, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам оперативные материалы (результаты ОРД) должны способствовать формированию доказательств, удовлетворяющих требованиям УПК РФ к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, которые имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в рамках судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.



Под результатами оперативно-розыскной деятельности следует понимать материально закрепленные сведения, полученные: а) субъектами оперативно-розыскной деятельности; б) в результате оперативно-розыскной деятельности, содержанием которой являются оперативно-розыскные действия, оперативно-розыскные мероприятия, оперативно-розыскные операции; а также зафиксированные в оперативно-служебных документах и на иных материальных носителях и могущие быть использованными только в целях, предусмотренных УПК РФ и законом «Об ОРД».

Таким образом, сами по себе результаты оперативно-розыскной деятельности доказательствами в уголовно-процессуальном смысле не являются, но их нужно рассматривать в качестве основы, на которой в уголовном судопроизводстве могут быть сформированы доказательства.

2. Сущность и особенности оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров»



Прослушивание телефонных переговоров – оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в негласном слуховом контроле и фиксации телефонных переговоров лиц с использованием специальных технических средств, в целях обнаружения сведений о незаконной деятельности лица, выявления его преступных связей и решения иных задач оперативно-розыскной деятельности9.

Указанное мероприятие затрагивает конституционное право гражданина на тайну телефонных переговоров, поэтому оно проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов.

Прослушивание телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Прослушивание телефонных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.


Прослушиваться может связь как двусторонняя, так и односторонняя (общение по очереди) и многосторонняя (конференц-связь); как средство связи, принадлежащее определенному человеку (домашний, сотовый телефон), так и средство связи, установленное в определенном месте, где бывает интересуемое лицо (телефон-автомат в определенном месте, телефон в баре и т. д.). Прослушиванию подлежит разговор обоих (всех) абонентов, поскольку прослушивание только одного абонента (например, путем снятия вибраций оконного стекла, колеблющегося от разговора абонента) будет являться не прослушиванием, а наблюдением с использованием специальных технических средств.

В сфере оперативно-розыскной деятельности операторы связи обязаны:

- предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач;

- обеспечивать реализацию требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий;

- приостанавливать и возобновлять оказание услуг связи юридическим и физическим лицам на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Результаты прослушивания отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются полученные фонограммы. Фонограммы хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

3. Задача



Прокурор по надзору за соблюдением законности при осуществлении ОРД потребовал от оперативного сотрудника дела негласного аппарата для проверки правильности их оформления. Оперативный сотрудник с согласия начальника оперативного отдела передал прокурору дела негласного аппарата.

Оцените правильность действий оперативного сотрудника.

Решение:

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности»10, прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с
использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.

Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Таким образом, прокурор поступил правомерно.

Список использованной литературы





  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс».

  2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

  3. Овчинников, О. М. О соотношении целей и задач оперативно-розыскной деятельности // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 466-469.

  4. Скорый, Ю.Р., Бурмистров, И.А. К вопросу о законности проведения оперативно-розыскных мероприятий // №auka-rastude№t.ru. – 2017. – №. 2 С. 87-92.

  5. Сокрашкин, Э. Осуществление ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов / Э. Сокрашкин // Законность. - 2019. - № 12. - С. 52-53.

  6. Сумин, А.А. Судебное рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела: проблемы теории и практики / А. А. Сумин // Адвокат. - 2018. - № 12. - С. 22-26.

  7. Толочко, А. Н. Содержание оперативно-розыскной тактики розыска обвиняемых, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда / А. Н. Толочко // Следователь. – 2017. – № 5. – С. 49-57.

  8. Ургалкин, А. С. Допустимость результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств / А. С. Ургалкин // Закон и право. – 2019. – № 8. – С. 78-81.

  9. Чупилкин, Ю.Б. Уголовно-процессуальные требования, предъявляемые к оперативно-розыскной форме результатов ОРД // Российская юстиция. – 2019. - № 5. С. 28.