Файл: практическое задание по философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Психология и педагогика начального образования

(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание
по учебному курсу « Философия 2 »

(наименование учебного курса)


Обучающегося

Н.З. Мельник







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1902в













Преподаватель

О.С. Евченко







(И.О. Фамилия)






Тольятти 2023

Проблемы гуманизма в современной философии
В современной философии и культурологии нет однозначного понимания слова «гуманизм».

Само понятие впервые ввел Цицерон, древнеримский философ, оратор, 106 до н. э. - 43 до н. э.. Под гуманизмом античный философ понимал высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с человечностью.


Гуманизм как концепция возник в «осевое время» (по К. Ясперсу) и предстал в трех развернутых формах. Одной из них был нравственно-ритуальный гуманизм Конфуция.

Гуманизм, как «истинное царство свободы», обеспечивает людям такие условия жизни, которые исключают потребность в религиозном восполнении действительности.

Гуманистическая природа атеизма определяет и общее направление всей антирелигиозной работы, и отношение к верующему человеку, и формы, методы, средства атеистического воспитания.

Рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент — это еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики. Речь шла, скорее, о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием. При этом в центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные же разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Философская антропология, по замыслу ее основателя Макса Шелера и его последователей Г.Плеснера и А.Гелена и других должна была синтезировать в себе все существующие знания о человеке и стать общей теорией, объясняющей природу и сущность человека. Исходной для них стало учение Ницше о человеке, как биологически ущербном, непригодном для животной жизни существе. Человек, как биологический вид принципиально отличен от животных, т.к. не наделен от природы инстинктами, необходимыми для самостоятельного существования. Этот «недостаток» в свою очередь, делает его независимым от природы, открытым для любых иных возможностей, что привело к развитию интеллекта, творчества и появлению культуры.

Определяющей чертой антропологических философских систем является иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный), полагающий, что познавательные возможности человека определяются не одним разумом, что здесь важная роль принадлежит бессознательному, чувствам, интуиции, воображению. Истоки этих философских направлений восходят к «философии жизни» XX века. Ее наиболее выдающимися представителями были Ф. Нищие, В. Дильтей, А. Бергсон.


В понятии жизнь у Ницше выражается воля к аккумуляции силы, у Дильтея - факты воли, побуждений и чувств человека, у Бергсона -космическая сила, «жизненный порыв». Но при любом понимании жизни общим для этих философов является убеждение в том, что и жизнь, и явления человеческой культуры недоступны рационализму, научному познанию. Они открываются или инстинктам или интуиции, противоположным научному познанию.

Одной из разновидностей философии жизни является фрейдизм. Имя этому философскому направлению дал 3. Фрейд - австрийский врач, психолог, основатель психоанализа. Психоанализ использовался Фрейдом для изучения психических влечений человека, его внутреннего мира, раскрытия смысла человеческого поведения и выяснения влияния социальных и культурных процессов на психическое состояние личности.

Экзистенциализм возник после первой мировой войны в Германии. В период фашистской оккупации новая волна экзистенциализма распространилась во Франции, а после второй мировой войны он стал известен повсеместно. Возникновение и распространение экзистенциализма связано с тем, что в нем отразились проблемы, волнующие людей. Это проблемы смысла жизни, сущности человеческого существования, выбора линии поведения, ответственности личности. Нельзя не учитывать, что экзистенциализм явился своеобразной реакцией на положение науки XX века. В нем отразилось разочарование в способности науки обеспечить процветание общества, ответить на интересующие людей вопросы, стать руководством к действию.

Тема кризиса гуманизма и соответственно критики основных установок гуманистического сознания становится преобладающей в 19—20 вв. на постклассическом этапе развития философской мысли, вызванном сомнением в способности человека в условиях современного общества сохранять позицию свободного и автономного субъекта. Уже Ф. Ницше объявил войну всему «слишком человеческому», усматривая в современности конец христианской культуры и приход в мир «сверхчеловека» с его «волей к власти» (впрочем, вопрос об отношении Ницше к гуманизму до сих пор остается спорным). Противоядием от «омассовления» культуры X. Ортега-и-Гассет считал «дегуманизацию искусства», разрушение внешнего правдоподобия в художественном произведении. По мнению Н. А. Бердяева, главный изъян гуманизма — в отрыве человека от Бога, в утверждении «человекобожества» (в противоположность «богочеловечеству»), что в конечном счете ведет к самоистреблению
человека и иссяканию его творческих сил, возникновению нигилизма (Ницше) и социализма (Маркс).

В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведется критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (М. Хоркхаимер. Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и др.

Трагическая судьба гуманизма в 20-м столетии — центральная тема экзистенциализма. Согласно М. Хайдеггеру, несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию. Этой в целом антигуманистической позиции Хайдеггера противостоит точка зрения Ж.-П. Сартра, трактующего экзистенциализм как гуманизм, понимая под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм в отличие от классического апеллирует к человеку не как к родовому существу, а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.

Современный гуманизм соединяет разнородные взгляды, идеи и теории разных эпох. Смысл такого гуманизма заключается в подмене одних логических оснований другими или на авторскую эклектику. Эклектика отличается тем, что в этих работах отсутствуют авторские духовно-философские открытия и качественно новые культурные знания, они включает в себя поиск ответов на вечные вопросы и творческую переработку различных религиозных, философских, оккультных, метафизических и научных учений. Пустота и бесплодность таких эклектических гуманистических построений можно отметить на примере одного из главных этических положений - старение и максимальная естественная продолжительность жизни человека.


Список использованной литературы
1. Дёмин И.В. Критика инструменталистской трактовки техники в философии М. Хайдеггера – Вологда, 2014.


2. Плеханов «Гуманизм как философско-антропологическая проблема» –Здравый смысл, 2005.

3. Рожков, Н.А. Основы научной философии: Главные положения учения, удовлетворяющего высшие запросы человека - М.: Ленанд, 2016.

4. Хайдеггер М. «Письмо о гуманизме» - Время и бытие 1993.

5. Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия.

6. Федеральный портал Российское образование.

7. Интернет-портал Института гуманитарного образования и информационных технологий.

8. Научная электронная библиотека «Elibrary».

9. Электронный журнал «Философская. антропология».

10. Философия онлайн.