ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главная
Право
Муниципальное право России
Муниципальные правоотношения
Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения)
– это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов:
субъекты, объекты и содержание правоотношений.
Субъектов муниципальных правоотношений, т.е. тех, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления,
можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты;
коллективные субъекты; политико-территориальные образования;
социальные общности.
В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. В
числе общих субъектов – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. В числе специальных субъектов –
избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления,
должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов,
муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.
В группе коллективных субъектов – органы местного самоуправления,
государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные
(не муниципальные)
объединения как коммерческие, так и некоммерческие.
В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты РФ, сама Российская Федерация.
В группе социальных общностей – население муниципальных образований
(местные сообщества жителей), население (народы) субъектов РФ,
многонациональный народ Российской Федерации.
Объекты правоотношений – то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий.
В числе объектов муниципальных отношений – территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты,
поведение муниципальных служащих и др.
Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия,
права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права,
обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают в себя, к примеру, право жителей на образование муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования,
если решение об этом принято жителями.
По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право,
имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется процессуальными нормами.
Система муниципального права
Система муниципального права – его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. Прежде всего в системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права.
Нормы гражданского, земельного,
административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально . При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права.
Нормы муниципального права (собственно муниципальные нормы и нормы иных отраслей, нацеленные на регулирование отношений местного самоуправления) разделяются на общую и особенную часть. Общая часть –
совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли (общемуниципальные обобщения). Особенная часть –
совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.
Общую часть муниципального права составляют конституционные нормы,
нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Те нормы, что закрепляют назначение местного самоуправления, его цели, принципы,
гарантии, общеотраслевые понятия (муниципальное образование, органы местного самоуправления и др.), коллизионные правила, организационные,
территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления, входя в общую часть муниципального права, составляют ядро отдельных институтов особенной части муниципального права.
Особенная часть содержит институты, включающие материальные и процессуальные нормы, регулирующие от дельные стороны местного самоуправления, закрепляющие статус и порядок деятельности отдельных субъектов муниципального права. В число институтов особенной части муниципального права входят:
1) институт муниципально-территориального устройства, включающий субинституты муниципально-территориального деления и
муниципально-территориального процесса;
2) институт статуса и порядка деятельности глав муниципальных образований, представительных, исполнительных, контрольных органов,
муниципальных избирательных комиссий, их должностных лиц,
депутатов;
3) институт муниципальной службы;
4) институт системы и статуса муниципальных правовых актов, порядка их принятия;
5) институт условий и порядка формирования органов местного самоуправления не на основе норм избирательного законодательства
(институт двухстепенных выборов представительных органов муниципальных районов);
6) институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти, включающий субинституты муниципальных выборов, местных референдумов, сходов, голосований по вопросам местного значения;
7) институт участия граждан в осуществлении функций местного самоуправления органами местного самоуправления, включающий субинституты статуса и порядка деятельности территориального общественного самоуправления, его органов, собраний, конференций
жителей, публичных слушаний, опросов жителей, правотворческих инициатив граждан;
8) институт межмуниципального сотрудничества;
9) институт муниципальных наград и почетных званий;
10) институт муниципальной символики;
11) институт муниципальной собственности и порядка управления объектами муниципальной собственности;
12) институт муниципальных финансов.
Нормы, закрепляющие полномочия, публичные права органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в отдельных областях местной жизни, регулирующие вопросы ответственности названных субъектов, входят в состав института статуса и порядка деятельности органов местного самоуправления.
Существуют и иные взгляды на систему муниципального права . Так, С.
Д. Князев и E. Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов РФ . E. С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово- экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, а к особенной части – нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.п.
А. Н. Костюков, выделяя в муниципальном праве общую и особенную части, в структуру общей части включает ряд основных институтов: общей характеристики муниципального права как отрасли права; территориальной организации местного самоуправления; организации аппарата муниципальной власти; муниципальных правовых актов; непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления;
межмуниципального сотрудничества; юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантий местного самоуправления. В число институтов особенной части А. Н. Костюков
[1]
[2]
[3]
8) институт межмуниципального сотрудничества;
9) институт муниципальных наград и почетных званий;
10) институт муниципальной символики;
11) институт муниципальной собственности и порядка управления объектами муниципальной собственности;
12) институт муниципальных финансов.
Нормы, закрепляющие полномочия, публичные права органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в отдельных областях местной жизни, регулирующие вопросы ответственности названных субъектов, входят в состав института статуса и порядка деятельности органов местного самоуправления.
Существуют и иные взгляды на систему муниципального права . Так, С.
Д. Князев и E. Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов РФ . E. С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово- экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, а к особенной части – нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.п.
А. Н. Костюков, выделяя в муниципальном праве общую и особенную части, в структуру общей части включает ряд основных институтов: общей характеристики муниципального права как отрасли права; территориальной организации местного самоуправления; организации аппарата муниципальной власти; муниципальных правовых актов; непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления;
межмуниципального сотрудничества; юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантий местного самоуправления. В число институтов особенной части А. Н. Костюков
[1]
[2]
[3]
включает институты: общей характеристики компетенции органов местного самоуправления; полномочий органов местного самоуправления в бюджетной и финансово-кредитной сфере; полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью;
полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений; полномочий органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере; полномочий органов местного само управления в сфере обеспечения законности и правопорядка .
Не все авторы полагают возможным выделять в муниципальном праве его общую и особенную части. Таков, например, подход О. Е. Кутафина и В. И.
Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм,
закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2)
территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью .
[1]
Более подробно об этом ем.: Костюков А. Н. Муниципальное право как отрасль российского грана. М.,
2003. С. 150–192.
[2]
Князев С. Д., Хрусталев E. Н. Российское муниципальное право. Владивосток, 1997. С. 26.
[3]
Шугрина E. С. Муниципальное право: учебник. М., 1999. С. 28–31.
[4]
Муниципальное право России: учебник / под ред. А. Н. Костюкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С.
77–82.
[5]
Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Указ. соч. С. 32–34.
[4]
[5]
полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений; полномочий органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере; полномочий органов местного само управления в сфере обеспечения законности и правопорядка .
Не все авторы полагают возможным выделять в муниципальном праве его общую и особенную части. Таков, например, подход О. Е. Кутафина и В. И.
Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм,
закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2)
территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью .
[1]
Более подробно об этом ем.: Костюков А. Н. Муниципальное право как отрасль российского грана. М.,
2003. С. 150–192.
[2]
Князев С. Д., Хрусталев E. Н. Российское муниципальное право. Владивосток, 1997. С. 26.
[3]
Шугрина E. С. Муниципальное право: учебник. М., 1999. С. 28–31.
[4]
Муниципальное право России: учебник / под ред. А. Н. Костюкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С.
77–82.
[5]
Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Указ. соч. С. 32–34.
[4]
[5]