Файл: Муниципальные правоотношения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главная
Право
Муниципальное право России
Муниципальные правоотношения
Муниципальные правоотношения (муниципально-правовые отношения)
– это отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные правоотношения складываются из следующих структурных элементов:
субъекты, объекты и содержание правоотношений.
Субъектов муниципальных правоотношений, т.е. тех, кто наделен правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления,
можно разделить на четыре группы: индивидуальные субъекты;
коллективные субъекты; политико-территориальные образования;
социальные общности.
В первой группе следует выделить общих и специальных субъектов. В
числе общих субъектов – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. В числе специальных субъектов –
избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления,
должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов,
муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны муниципальные отношения.
В группе коллективных субъектов – органы местного самоуправления,
государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные
(не муниципальные)
объединения как коммерческие, так и некоммерческие.
В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты РФ, сама Российская Федерация.
В группе социальных общностей – население муниципальных образований
(местные сообщества жителей), население (народы) субъектов РФ,
многонациональный народ Российской Федерации.

Объекты правоотношений – то, по поводу чего взаимодействуют субъекты правоотношений на основе своих прав, обязанностей, полномочий.
В числе объектов муниципальных отношений – территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные правовые акты,
поведение муниципальных служащих и др.
Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия,
права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права,
обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают в себя, к примеру, право жителей на образование муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования,
если решение об этом принято жителями.
По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право,
имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется процессуальными нормами.
Система муниципального права
Система муниципального права – его устройство, деление на составные элементы, институты и их целостное соединение. Прежде всего в системе муниципального права обособляются муниципально-правовые нормы и нормы иных отраслей права.
Нормы гражданского, земельного,
административного, финансового права, иные нормы входят в систему муниципального права в той части, в какой они направлены на регулирование муниципальных отношений, т.е. функционально . При этом они исходно пребывают в системе своих отраслей права.
Нормы муниципального права (собственно муниципальные нормы и нормы иных отраслей, нацеленные на регулирование отношений местного самоуправления) разделяются на общую и особенную часть. Общая часть
совокупность норм, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли (общемуниципальные обобщения). Особенная часть
совокупность норм, регулирующих отдельные группы муниципальных отношений.


Общую часть муниципального права составляют конституционные нормы,
нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Те нормы, что закрепляют назначение местного самоуправления, его цели, принципы,
гарантии, общеотраслевые понятия (муниципальное образование, органы местного самоуправления и др.), коллизионные правила, организационные,
территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления, входя в общую часть муниципального права, составляют ядро отдельных институтов особенной части муниципального права.
Особенная часть содержит институты, включающие материальные и процессуальные нормы, регулирующие от дельные стороны местного самоуправления, закрепляющие статус и порядок деятельности отдельных субъектов муниципального права. В число институтов особенной части муниципального права входят:
1) институт муниципально-территориального устройства, включающий субинституты муниципально-территориального деления и
муниципально-территориального процесса;
2) институт статуса и порядка деятельности глав муниципальных образований, представительных, исполнительных, контрольных органов,
муниципальных избирательных комиссий, их должностных лиц,
депутатов;
3) институт муниципальной службы;
4) институт системы и статуса муниципальных правовых актов, порядка их принятия;
5) институт условий и порядка формирования органов местного самоуправления не на основе норм избирательного законодательства
(институт двухстепенных выборов представительных органов муниципальных районов);
6) институт непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, муниципальной власти, включающий субинституты муниципальных выборов, местных референдумов, сходов, голосований по вопросам местного значения;
7) институт участия граждан в осуществлении функций местного самоуправления органами местного самоуправления, включающий субинституты статуса и порядка деятельности территориального общественного самоуправления, его органов, собраний, конференций
жителей, публичных слушаний, опросов жителей, правотворческих инициатив граждан;
8) институт межмуниципального сотрудничества;
9) институт муниципальных наград и почетных званий;
10) институт муниципальной символики;
11) институт муниципальной собственности и порядка управления объектами муниципальной собственности;
12) институт муниципальных финансов.
Нормы, закрепляющие полномочия, публичные права органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в отдельных областях местной жизни, регулирующие вопросы ответственности названных субъектов, входят в состав института статуса и порядка деятельности органов местного самоуправления.
Существуют и иные взгляды на систему муниципального права . Так, С.
Д. Князев и E. Н. Хрусталев в общую часть муниципального права включают нормы, действующие на всей территории РФ и определяющие исходные начала организации местного самоуправления во всех муниципальных образованиях. Особенную часть составляют нормы, действующие на территории отдельных субъектов РФ . E. С. Шугрина к общей части относит институты правовых, территориальных, организационных, финансово- экономических основ местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, а к особенной части – нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения законности и правопорядка и т.п.
А. Н. Костюков, выделяя в муниципальном праве общую и особенную части, в структуру общей части включает ряд основных институтов: общей характеристики муниципального права как отрасли права; территориальной организации местного самоуправления; организации аппарата муниципальной власти; муниципальных правовых актов; непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления;
межмуниципального сотрудничества; юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; гарантий местного самоуправления. В число институтов особенной части А. Н. Костюков
[1]
[2]
[3]

включает институты: общей характеристики компетенции органов местного самоуправления; полномочий органов местного самоуправления в бюджетной и финансово-кредитной сфере; полномочий органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью;
полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений; полномочий органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочий органов местного самоуправления в социально-культурной сфере; полномочий органов местного само управления в сфере обеспечения законности и правопорядка .
Не все авторы полагают возможным выделять в муниципальном праве его общую и особенную части. Таков, например, подход О. Е. Кутафина и В. И.
Фадеева. Они в структуре муниципального права выделяют группы норм,
закрепляющие: 1) местное самоуправление в системе народовластия; 2)
территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления; 3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления; 4) гарантии местного самоуправления; 5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью .
[1]
Более подробно об этом ем.: Костюков А. Н. Муниципальное право как отрасль российского грана. М.,
2003. С. 150–192.
[2]
Князев С. Д., Хрусталев E. Н. Российское муниципальное право. Владивосток, 1997. С. 26.
[3]
Шугрина E. С. Муниципальное право: учебник. М., 1999. С. 28–31.
[4]
Муниципальное право России: учебник / под ред. А. Н. Костюкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С.
77–82.
[5]
Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Указ. соч. С. 32–34.
[4]
[5]