Файл: Литература. Самостоятельная работа 2.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Литература. Самостоятельная работа 4.2.

Томиловой Дарьи.
Задание 1. Изучено.
Задание 2. Тема 1.
В чем назначение поэта и поэзии? По мнению некоторых творцов двадцатого века, назначение поэта – это активное ‘жизнестроение’, всяческое содействие властям в построении социализма. По мнению других, цель поэзии – пустить его в народ, сделать искусство массовым, поднять культуру. Третьи же видят назначение поэта в созерцании происходящего и его осмыслению. Теме поэта и поэзии в творчестве Пастернака отведено особое место.

Своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Пастернака заключается в том, что он противопоставляет истинную поэзию суете литературной жизни, приспособленчеству, преследованию конкретных, практических целей в своем творчестве. Познания сути вещей, явлений – есть смысл жизни поэта, как говорится в стихотворении Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Поэзия, в понимании Пастернака, губка, которая впитывает в себя весь мир целиком, и, будучи выжатой, открывает для людей вечные истины. Эта четкая формула, выведенная Пастернаком еще в ранней лирике, становится неким определением Пастернаком поэзии. (« Поэзия! Греческой губкой в присосках / Будь ты..»).

Определению поэзии даже посвящено одноименное стихотворение Пастернака с анафоричным началом. «Это – слезы вселенной в лопатках. Это — с пультов и с флейт — Figaro низвергается градом на грядку». Множественные метафоры, используемые автором, для представления простых, казалось бы, вещей – черта символизма. Это стихотворение построено на конфликте ‘высокого’ и ‘низкого’ (Figaro и грядка), и что самое важное, «высокое и низкое» в поэзии неотделимы друг от друга, что еще раз подтверждает принцип губки – поэзия должна впитывать мир целиком. Ведь, как говорила Ахматова: «Поэт должен в любую эпоху питаться всем, что его окружает».

Пастернак в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» формулируют сентенцию – «Цель творчества – самоотдача». По Пастернаку, шумиха и успех – это не истинные мотивы творчества. Поэт считает, что художнику слова важно сохранить индивидуальность, остаться живым, это с помощью лексического повтора выражено в последней строфе стихотворения: «И быть живым, живым и только, живым и только до конца».


Задание 3.
1) В стихотворении о поэзии Б.Л.Пастернак говорит о музыке и о природе, сопоставляя их с творчеством писателя. Автор это показывает через такие стилистические фигуры, как параллелизм и анафора: «Это - круто налившийся свист, это - щелканье сдавленных льдинок. Это - ночь, леденящая лист, это - двух соловьев поединок». Так же эти приёмы придают особую ритмичность стихотворению. Музыка-лирика, которая постепенно сливается с красотой природы, находит отражение в строках: «Это - с пультов и с флейт – Figaro низвергается градом на грядку». Единство между звуками и жизнью- это и есть определение поэзии.
2) Многие писатели 19-20 века, так же как и Б.Л.Пастернак, обращались к теме поэта и поэзии, например, М.Ю.Лермонтов и М.И.Цветаева. В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтов изображает непростую судьбу творца, который «восстал … против мнений света один, как прежде... и убит». Автор осуждает убийц поэта: «Его убийца хладнокровно навел удар... спасенья нет: пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет». Но всё же Лермонтов считает творчество Пушкина бессмертным и восхваляет его талант. Так же восхищается Блоком М.Цветаева в произведении «Имя твоё- птица в руке»: «Имя твое — птица в руке, имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ имя твое — пять букв…». Марина Ивановна проявляет в звучании имени Блока сущность его творчества. Стихотворения М.Цветаевой, М.Ю.Лермонтова и Б.Л.Пастернака объединяет идея о назначении поэзии, которая бесценна, бессмертна и прекрасна.
3) Сравнение
Задание 4.
1) Стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет» относится к философской лирике, а значит, многочисленные образы и детали, связанные с миром театра, нужны для того, чтобы раскрыть главную идею, которую хотел донести нам автор.

Лирический герой, выходя на театральные подмостки, начинает размышлять о том, что из себя представляет личность и какая судьба ей уготована.

Механизм жизни представляется ему некой игрой, где каждый человек выполняется свою определенную роль. Также стоит заметить, что лирический герой противопоставляет себя толпе, которая видна ему «тысячью биноклей на оси». Все эти люди «тонут в фарисействе», то есть лгут, обманывают, надевают маски, притворяются теми, кем они не являются. Л.Г. понимает всю остроту драмы своего поколения, лишённого права быть собой, но, к сожалению, он также осознает, что бороться ему придется в одиночестве. Всевозможные образы и детали театрального мира: «бинокли», «роль», «подмостки» - подчеркивают остроту конфликта-изменения уклада жизни, ее превращение в череду вымышленных событий. Не случайно и название стихотворения- «Гамлет». Б.Л. Пастернак выбирает культового шекспировского героя, тем самым как бы соглашаясь с известной фразой английского драматурга: «Весь мир-театр, а люди в нем актеры». Как в датском королевстве времен Гамлета рухнули нравственные устои, так и при жизни лирического героя высшие духовные ценности оказались никому не нужными. Только вот Гамлет - это персонаж пьесы и его трагедия бутафорна, а для поэта здесь и сейчас разворачивается самая настоящая драма-драма человеческого мира, где он осознает свою судьбу («Я ловлю в далеком отголоске / Что случится на моем веку»), делает сознательный выбор о том, что «играть согласен эту роль»…



Таким образом, стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет» наполнено театральными образами и деталями, ведь в «театре жизни» каждому человеку предписана судьба, уготована определенная роль.

2) Стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет» относится к философской лирике, а значит, многочисленные образы и детали, связанные с миром театра, нужны для того, чтобы раскрыть главную идею, которую хотел донести нам автор.

Лирический герой, выходя на театральные подмостки, начинает размышлять о том, что из себя представляет личность и какая судьба ей уготована.

Механизм жизни представляется ему некой игрой, где каждый человек выполняется свою определенную роль. Также стоит заметить, что лирический герой противопоставляет себя толпе, которая видна ему «тысячью биноклей на оси». Все эти люди «тонут в фарисействе», то есть лгут, обманывают, надевают маски, притворяются теми, кем они не являются. Л.Г. понимает всю остроту драмы своего поколения, лишённого права быть собой, но, к сожалению, он также осознает, что бороться ему придется в одиночестве. Всевозможные образы и детали театрального мира: «бинокли», «роль», «подмостки» - подчеркивают остроту конфликта-изменения уклада жизни, ее превращение в череду вымышленных событий. Не случайно и название стихотворения- «Гамлет». Б.Л. Пастернак выбирает культового шекспировского героя, тем самым как бы соглашаясь с известной фразой английского драматурга: «Весь мир-театр, а люди в нем актеры». Как в датском королевстве времен Гамлета рухнули нравственные устои, так и при жизни лирического героя высшие духовные ценности оказались никому не нужными. Только вот Гамлет - это персонаж пьесы и его трагедия бутафорна, а для поэта здесь и сейчас разворачивается самая настоящая драма-драма человеческого мира, где он осознает свою судьбу («Я ловлю в далеком отголоске / Что случится на моем веку»), делает сознательный выбор о том, что «играть согласен эту роль»…

Таким образом, стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет» наполнено театральными образами и деталями, ведь в «театре жизни» каждому человеку предписана судьба, уготована определенная роль.
3) Гипербола
4) Пословица
5) В русской литературе есть произведения, где авторами передается драма героя-одиночки. Например, в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен» и В.В. Маяковского «Нате!». В чем же их можно сопоставить со стихотворением Б.Л. Пастернака «Гамлет»? В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен» поэт рисует толпу людей, которые фальшивы в своих чувствах и больше похожи на «приличьем стянутые маски».


Даже образ возлюбленной становится обманом, тонет в натянутых улыбками лицах. И лирический герой М. Ю. Лермонтова, и лирический герой Б. Л. Пастернака противопоставляют себя толпе людей. Оба они чувствуют себя одинокими. «Я долгие часы просиживал один», - так звучат строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Но все же лирический герой в «Гамлете» не испытывает ненависти к толпе людей и готов бороться за что-то лучшее в жизни, тогда как лирический герой в «Как часто, пестрою толпою окружен» испытывает только «горечь и злость», которые захватывают его душу полностью.

В стихотворении В. В. Маяковского «Нате!» лирический герой так же, как и герой Б. Л. Пастернака, противопоставляет себя толпе, мыслящей «устрицей из раковины вещей». Он бросает вызов обществу «обрюзгшего жира», потому что поэт должен защищать искусство. Только в отличие от Б. Л. Пастернака, у В.В. Маяковского толпа приобретает совершенно другие краски. Если в «Гамлете» главный порок людей-это фальшивость, то в «Нате!» -мещанский образ жизни. В.В. Маяковский через сатирические образы довольных, сытых и равнодушных людей высмеивает существующее мироустройство и осуждает всех тех, кто «…на бабочку поэтиного сердца взгромоздился...".

Таким образом, проанализировав данные стихотворения, мы можем сказать о том, что тема «поэт и толпа», драма героя-одиночки присутствуют в творчестве многих русских поэтов, являющихся представителями разных поколений.