Файл: Этика (Философия морали).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прикладная этика включает в себя знание нормативно-оценочных подсистем, в которых происходят процессы конкретизации общественной морали.

Конкретизация нравственных потребностей применительно к конкретным условиям деятельности человека — сложный процесс, в котором конкретизируется содержание существующих потребностей изменить характер их обоснования и продвижение новых стандартов. В процессе конкретизации устанавливается и решается вопрос о подлинном развитии содержания моральных представлений, о том, что запрещено или позволено, о развитии формы морали,о развитии типов нравственной ответственности13.

Экологическая этика - это дисциплина, изучающая моральные принципы и ценности, которые регулируют отношения человека и природы. В фокусе ее интереса находятся прежде всего нравственные измерения природоохранной деятельности и относящиеся к ней теоретические, нормативные и практические вопросы. В отличие от большинства классических этико-философских учений экологическая этика признает моральную ответственность человека не только за современников, но и за будущие поколения и природу. Такое широкое понимание круга объектов ответственности требует серьезного переосмысления традиционных представлений о ценностях и статусе человека.

Концентрируясь на проблемах защиты окружающей среды, экологическая этика не ограничивается концепциями философии морали и данными экологии. Она рассматривает целый комплекс взаимодействующих факторов, связанных с охраной природы, включая экономические, политические, социальные, культурные вопросы. По этой причине она активно использует выводы и методы различных дисциплин - экономической теории, политологии, социологии, психологии, то есть производит свои изыскания на широком междисциплинарном поле14.

Следующая рассматриваемая тема – биоэтика. Биоэтика рассматривает нравственный аспект действий медиков и биологов. Действия могут быть направлены на любых существ. Если рассуждать лишь о поступках по отношению к людям, разговор пойдет о деонтологии. Так называют медицинскую этику. В философском плане биоэтика опирается на проблему жизни и смерти. Последнюю наука рассматривает в прямом смысле, отбрасывая в сторону метафорические термины типа «смерть личности», «социальная гибель». Разговор идет о биологической смерти, то есть остановке сердца и отмирании мозга. До этой точки - жизнь. Ее понимание тоже разнится. Официальной формулировкой, принятой в 20-ом веке считается: «Способ существования материи, закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и характеризующийся динамичными структурами, функцией самообмена и саморегулированием»
15.

Также биоэтика как новая междисциплинарная дисциплина сформировалась в середине ХХ века на базе гуманной философии и юриспруденции, этики и ряда естественных наук. Но главной составляющей понятия «биоэтика» стала этика, неразрывно связанная с учением о морали и нравственности. Речь идет о новых морально-нравственных отношениях между медиками и пациентами в связи с революционными достижениями в современном естествознании и медицинских науках, в клинической практике, об этике справедливого распределения ресурсов в здравоохранении и т.д. Центральное же место в биоэтике отводится анализу и синтезу решений ключевых проблем морально-правового проведения биомедицинских исследований и научных экспериментов на животных и человеке. Биоэтика стала продолжением традиционной медицинской этики и деонтологии, которые в современных условиях глобального развития науки и техники должны были интегрироваться с их инновационными достижениями16.

В настоящее время на идеи, а также принципы биоэтики опираются многие отрасли познания, которые стремятся соблюдать научную корректность, а также морально-правовую ответственность. Это, в первую очередь, этические принципы научного познания, а также экологическая этика сбережения живой природы. Во-вторую очередь - мораль, которая обеспечивает безопасность биотехнологий, нравственный характер гражданского воспитания, а также образования молодежи. 

Заключение
Таким образом, этика – это наука о морали, нравственности. Но так как мораль социально-исторически обусловлена, то необходимо вести речь об исторических изменениях предмета этики.

Этика зарождалась по мере того, как конкретно-историческим ценностным установкам, применительно к определенному историческому периоду, придавалась абстрактная, всеобщая форма, выражающая потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

В настоящее время возрастает значение этики в регулировании различных видов деятельности человека в обществе. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями. Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходима нравственность.


Важно отметить, что прогресс истории, науки, искусства, не есть прогресс нравственности. Они могут не совпадать. Прогресс морали заключается в том, что она: охватывает всё большие сферы человеческой жизни; декларируется принцип гуманизма как основной; Нравственные ценности приобретают общенациональные черты.

Возникает вопрос о том, можно ли научиться Быть нравственным. Отвечая на данный вопрос необходимо сказать о том, что еще Конфуций и Сократ считали, что высокообразованный человек является моральным человеком. Важно захотеть быть человеком, то есть быть нравственным, так как человечность и есть главная основа морали, является особенно важным нравственный мотив действий человека.

Список использованных источников и литературы


  1. Абачиев, С. К. Социальная философия. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. - 322 с.

  2. Аминов, И.И. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [И. И. Аминов и др.]. - Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2015. - 271 с.

  3. Бялт, В. С. К вопросу о соотношении понятий «этика», «мораль» и «нравственность» / В. С. Бялт // Инновации. Наука. Образование, 2021. - №47. - С.2694-2697.

  4. Ганопольский, М. Г. Профессиональная мораль: от клятвы Гиппократа до кодексов корпоративного поведения / М. Г. Ганопольский, Г. А. Тюменцева // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, 2012. - №3(3). - С.77-86.

  5. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - Москва: РГГУ, 1990. - 524 c.

  6. Гусейнова, А.А. Этика [Текст] : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений / [Гусейнов А. А. и др.] ; под ред. А. А. Гусейнова. - Москва : Юрайт, 2013. - 569 с.

  7. Звада, О. В. Парадоксальность языка морали / О. В. Звада. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. - С.90-91.

  8. Кочанова, Л. И. Понятие и сущность профессиональной этики / Л. И. Кочанова // Наука и образование: новое время, 2018. - №6(29). - С.806.

  9. Лихолетов, В. В. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 198 с.

  10. Нестерова, Д. С. Понятие и сущность профессиональной этики / Д. С. Нестерова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2020. - №31 (321). - С.101-102.

  11. Скворцова, В. Н. Профессиональная этика: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. -180 с.

  12. Солоницина, А. А. Профессиональная этика и этикет: Учебник. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. – 200 с.

  13. Цвык, В. А. Прикладная этика в структуре этического знания / В. А. Цвык // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, 2013. - №3. - С.118.

  14. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита. Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.vehi.net/mbulgakov/master/29.html (Дата обращения: 16.06.2022).

  15. Низамутдинов, А.И. Биоэтика // Журнал «Инновационная наука», 2017 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bioetika (Дата обращения: 16.06.2022).

  16. Спринчан, С., Сычев, А.А. Экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания // Журнал «Интеграция образования», 2015 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-etika-kak-forma-integratsii-estestvenno-nauchnogo-i-gumanitarnogo-znaniya (Дата обращения: 16.06.2022).




1 Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - Москва: РГГУ, 1990. С.88.

2 Аминов, И.И. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [И. И. Аминов и др.]. - Москва : ЮНИТИ : Закон и право, 2015. С.6-8.

3 Скворцова, В. Н. Профессиональная этика: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. С.7.

4 Гусейнова, А.А. Этика [Текст] : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений / [Гусейнов А. А. и др.] ; под ред. А. А. Гусейнова. - Москва : Юрайт, 2013. С.13-14.

5 Лихолетов, В. В. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. С.38-39.

6 Солоницина, А. А. Профессиональная этика и этикет: Учебник. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2005. С.7.

7 Бялт, В. С. К вопросу о соотношении понятий «этика», «мораль» и «нравственность» / В. С. Бялт // Инновации. Наука. Образование, 2021. №47. С.2694-2697.

8 Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита. Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.vehi.net/mbulgakov/master/29.html (Дата обращения: 16.06.2022).

9 Звада, О. В. Парадоксальность языка морали / О. В. Звада. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. С.90-91.

10 Кочанова, Л. И. Понятие и сущность профессиональной этики / Л. И. Кочанова // Наука и образование: новое время, 2018. №6(29). С.806.

11 Нестерова, Д. С. Понятие и сущность профессиональной этики / Д. С. Нестерова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2020. №31 (321). С.101-102.

12 Ганопольский, М. Г. Профессиональная мораль: от клятвы Гиппократа до кодексов корпоративного поведения / М. Г. Ганопольский, Г. А. Тюменцева // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова, 2012. №3(3). С.77-86.

13 Цвык, В. А. Прикладная этика в структуре этического знания / В. А. Цвык // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, 2013. №3. С.118.

14 Спринчан, С., Сычев, А.А. Экологическая этика как форма интеграции естественно-научного и гуманитарного знания // Журнал «Интеграция образования», 2015 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-etika-kak-forma-integratsii-estestvenno-nauchnogo-i-gumanitarnogo-znaniya (Дата обращения: 16.06.2022).


15 Низамутдинов, А.И. Биоэтика // Журнал «Инновационная наука», 2017 [Электронный ресурс], Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bioetika (Дата обращения: 16.06.2022).

16 Абачиев, С. К. Социальная философия. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт. 2019. С.175.