Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория государства и права Институт заочного и очнозаочного обучения.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Институт заочного и очно-заочного обучения Направление подготовки 38.03.04. Государственное и муниципальное управление Направленность (профиль) Государственная и муниципальная служба Кафедра Конкурентного права и антимонопольного регулирования Оценка: _____________ | | Студент Булатова Наталья Николаевна Группа ГМС-21ТВ Преподаватель Ягофарова Инара Дамировна, к.ю.н., доцент |
Екатеринбург
2022 г.
Содержание :
1. Раздел «Теория государства» 3
1.1.Теоретический вопрос Особенности федеративного устройства России 3
1.2. практическое задание: Составьте сравнительную таблицу «Монархия и республика» 5
2.Раздел «Теория права» 7
2.1.Теоретический вопрос Источники права (на примере РФ)
2.2.практическое задание 9
3. список использованных источников 10
1. Раздел «Теория государства»
вариант 2.
1.1.Особенности федеративного устройства России
Федеративное устройство
– форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.
Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:
1. Государственная целостность РФ.
2. Единство системы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.
4. Равноправие и самоопределение народов.
5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).
Особенности федеративного устройства РФ.
Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.
Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.
Федеративное устройство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой.
В отличие от административно-территориального устройства (деления), присущего унитарным государствам, федеративное устройство имеет в своей
основе гораздо более усложнённые взаимоотношения, и связано это в первую очередь со сложным механизмом взаимодействия различных частей федерации. Единицами территориального деления являются субъекты федерации, наименования которых могут быть различным: штаты, республики, края, земли, области и иные.
Федеративное устройство Российской Федерации регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Субъектами федерации в России являются:
- республики в составе Российской Федерации (государства);
- края;
- области;
- города федерального значения;
- автономная область;
- автономные округа.
Все субъекты Российской Федерации равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса, конкретного субъекта.
Федеративное устройство России основано на ряде принципов:
- государственная целостность Российской Федерации;
- единстве системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- равноправие и самоопределение народов в России.
1.2. Составьте сравнительную таблицу «Монархия и республика»
МОНАРХИЯ | РЕСПУБЛИКА |
Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, которое ее получило, как правило, по наследству | Форма правления, при которой верховная власть в государстве избирается населением напрямую или формируется представительным общенациональным органом |
Глава государства | |
Монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями | представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом |
Разделение власти | |
Нет разделения власти, глава государства выступает как носитель суверенитета | Действует принцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную |
Основные Нормативные акты | |
указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами | Основной нормативный акт - закон |
Срок полномочий | |
Монарх имеет бессрочную пожизненную власть | Принцип сменяемости. Ограничение срока избрания государственных органов. Государственные органы избираются на определенный срок. |
Ответственность | |
Свобода монарха от ответственности | Ответственность должностных лиц (политическая, административная, уголовная) |
Организация общества | |
Принцип формального неравенства людей (монарх-подданные) | Принцип\п формального равенства людей, их солидарность, объединенность в государстве |
2. Раздел «Теория права»
Вариант 2
2.1. Источники права (на примере РФ)
Право является неотъемлемой частью жизни общества в государстве. Граждане не только могут, но и обязаны знать официальную позицию государства в той или иной сфере общественных отношений. А для этого государство должно публично выразить свою позицию, что оно и делает через источники права. Источник права — это способ закрепления и выражения государством норм права. Основным источником права традиционно остаётся нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовой акт — это официальный документ установленной формы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченными органами государства, содержащий нормы права. В целом нормативно-правовые акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Закон — это официальный нормативно-правовой акт, принятый в строго определённом порядке органами законодательной власти, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу.
Сила нормативно-правового акта напрямую зависит от того, кто именно его принимает. Закон имеет высшую юридическую силу потому, что принимается высшей законодательной властью: либо непосредственно всем народом, на референдуме, либо через представителей, избранных народом. В России это Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Государственной думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата).
Очевидно, что наивысшей юридической силой в России будет обладать Конституция Российской Федерации, потому что она принимается всем народом Российской Федерации непосредственно. Законы подразделяются на основной и обыкновенные. Основной закон — один, и это Конституция Российской Федерации. Обыкновенных законов много, и они принимаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации.
Пример: закон об образовании РФ, Закон о противодействии коррупции в РФ и т. д. — это обыкновенные законы. Для конкретизации закона на его основе специально уполномоченные исполнительные органы издают подзаконные акты в рамках сферы своей деятельности.
2.2.Дайте определение, найдите в нормативных актах, приведите пример и выпишите: а) дефинитивную норму; б) норму с альтернативной диспозицией.
А) Дефинитивная норма.
Дефинитивные нормы права — нормы права, которые содержат определения юридических понятий.
Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Дефинитивные нормы права называют и как "нормы дефиниции".
Пример дефинитивных норм:
1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса РФ).
2. Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).
Б) Норма с альтернативной диспозицией.
Альтернативные диспозиции – это когда для реализации правила достаточно реализовывать лишь одно из перечисленных прав, обязанностей и запретов.
Рассмотрим пункт 3 статьи 32 Семейного кодекса: «В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии». Здесь обе стороны имеют возможность своего личного выбора. Гипотеза звучит так: если стороны планируют заключить договор о разводе, то муж и жена могут сохранить общую фамилию или вернуть свои старые фамилии по собственному желанию.
Пример: если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: