Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория государства и права Институт заочного и очнозаочного обучения.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»


Институт заочного и очно-заочного обучения
Направление подготовки

38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Направленность (профиль)

Государственная и муниципальная служба

Кафедра

Конкурентного права и антимонопольного регулирования


Оценка: _____________




Студент

Булатова Наталья Николаевна

Группа ГМС-21ТВ

Преподаватель

Ягофарова Инара Дамировна,

к.ю.н., доцент


Екатеринбург

2022 г.

Содержание :

1. Раздел «Теория государства» 3

1.1.Теоретический вопрос Особенности федеративного устройства России 3

1.2. практическое задание: Составьте сравнительную таблицу «Монархия и республика» 5

2.Раздел «Теория права» 7

2.1.Теоретический вопрос Источники права (на примере РФ)

2.2.практическое задание 9

3. список использованных источников 10

1. Раздел «Теория государства»

вариант 2.

1.1.Особенности федеративного устройства России
Федеративное устройство
– форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ.

2. Единство системы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.

4. Равноправие и самоопределение народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.


Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Федеративное устройство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой.

В отличие от административно-территориального устройства (деления), присущего унитарным государствам, федеративное устройство имеет в своей

основе гораздо более усложнённые взаимоотношения, и связано это в первую очередь со сложным механизмом взаимодействия различных частей федерации. Единицами территориального деления являются субъекты федерации, наименования которых могут быть различным: штаты, республики, края, земли, области и иные.


Федеративное устройство Российской Федерации регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Субъектами федерации в России являются:

- республики в составе Российской Федерации (государства);

- края;

- области;

- города федерального значения;

- автономная область;

- автономные округа.

Все субъекты Российской Федерации равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса, конкретного субъекта.

Федеративное устройство России основано на ряде принципов:

- государственная целостность Российской Федерации;

- единстве системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- равноправие и самоопределение народов в России.

1.2. Составьте сравнительную таблицу «Монархия и республика»



МОНАРХИЯ

РЕСПУБЛИКА


Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, которое ее получило, как правило, по наследству


Форма правления, при которой верховная власть в государстве избирается населением напрямую или формируется представительным общенациональным органом

Глава государства


Монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями


представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом

Разделение власти


Нет разделения власти, глава государства выступает как носитель суверенитета


Действует принцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную

Основные Нормативные акты


указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами


Основной нормативный акт - закон

Срок полномочий


Монарх имеет бессрочную пожизненную власть


Принцип сменяемости. Ограничение срока избрания государственных органов. Государственные органы избираются на определенный срок.

Ответственность


Свобода монарха от ответственности

Ответственность должностных лиц (политическая, административная, уголовная)

Организация общества


Принцип формального неравенства людей (монарх-подданные)


Принцип\п формального равенства людей, их солидарность, объединенность в государстве



2. Раздел «Теория права»

Вариант 2

2.1. Источники права (на примере РФ)
Право является неотъемлемой частью жизни общества в государстве. Граждане не только могут, но и обязаны знать официальную позицию государства в той или иной сфере общественных отношений. А для этого государство должно публично выразить свою позицию, что оно и делает через источники права. Источник права — это способ закрепления и выражения государством норм права. Основным источником права традиционно остаётся нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ установленной формы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченными органами государства, содержащий нормы права. В целом нормативно-правовые акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Закон — это официальный нормативно-правовой акт, принятый в строго определённом порядке органами законодательной власти, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий высшую юридическую силу.

Сила нормативно-правового акта напрямую зависит от того, кто именно его принимает. Закон имеет высшую юридическую силу потому, что принимается высшей законодательной властью: либо непосредственно всем народом, на референдуме, либо через представителей, избранных народом. В России это Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Государственной думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата).

Очевидно, что наивысшей юридической силой в России будет обладать Конституция Российской Федерации, потому что она принимается всем народом Российской Федерации непосредственно. Законы подразделяются на основной и обыкновенные. Основной закон — один, и это Конституция Российской Федерации. Обыкновенных законов много, и они принимаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации.
Пример: закон об образовании РФ, Закон о противодействии коррупции в РФ и т. д. — это обыкновенные законы. Для конкретизации закона на его основе специально уполномоченные исполнительные органы издают подзаконные акты в рамках сферы своей деятельности.




2.2.Дайте определение, найдите в нормативных актах, приведите пример и выпишите: а) дефинитивную норму; б) норму с альтернативной диспозицией.
А) Дефинитивная норма.
Дефинитивные нормы права — нормы права, которые содержат определения юридических понятий.
Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Дефинитивные нормы права называют и как "нормы дефиниции".
Пример дефинитивных норм:
1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса РФ).

2. Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).
Б) Норма с альтернативной диспозицией.

Альтернативные диспозиции – это когда для реализации правила достаточно реализовывать лишь одно из перечисленных прав, обязанностей и запретов.
Рассмотрим пункт 3 статьи 32 Семейного кодекса: «В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии». Здесь обе стороны имеют возможность своего личного выбора. Гипотеза звучит так: если стороны планируют заключить договор о разводе, то муж и жена могут сохранить общую фамилию или вернуть свои старые фамилии по собственному желанию.
Пример: если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: