Файл: Предмет Физика Кекина Галина Васильевна, заместитель директора по увр, учитель физики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Предмет: Физика

Кекина Галина Васильевна, заместитель директора по УВР, учитель физики

Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа № 7" отдела образования города Уральск управления образования акимата Западно-Казахстанской области"

Использование заданий на уроках физики, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся при подготовке к международным исследованиям TIMSS, PISA

Особенности планируемых образовательных результатов в контексте характеристик функциональной грамотности обучающихся требуют осмысления специфики заданий, направленных на ее формирование и оценку. Существенным отличием заданий на формирование функциональной грамотности является — моделирование реальной жизненной ситуации, в то время как учебно-познавательные задачи на развитие академической грамотности моделируют решение научной проблемы. Этим и определяется главная особенность задания на формирование функциональной грамотности — исходным базовым элементом ее содержания является практическая ситуация. Разрешение любой практической ситуации (и в реальной жизни, и в учебном процессе) требует привлечения самых разных знаний и умений. Как правило, задания на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся носят интегративный характер.

В современном быстро меняющемся мире переориентация системы образования на развитие функциональной грамотности выступает средством, обеспечивающим человеку возможность адаптации и самореализации через осмысление положительных сторон традиционного образования и достижений компетентностной модели образования, и приводит к пониманию принципиальной преемственности и их взаимодополняемости. Развитие функциональной грамотности возможно на основе сформированной академической грамотности.


Развитие у школьников умения использовать свои знания в своей повседневной жизни позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.

Актуальность темы определяется необходимостью в формировании функциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образова-тельных и профессиональных планов. Это вызвано значительными технологическими изменениями в производственных и гуманитарных сферах деятельности, катастрофическим увеличением информационных потоков и неопределённостью будущего развития.

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А. А. Леонтьев

Для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества обучающимся необходимо самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию. Роль физики, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем (производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и др.). В связи с этим, изучение физики должно быть ориентировано на развитие функциональной грамотности обучаемых. Максимально широк диапазон заданий, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся. Примеры заданий TIMSS:





Задание. Амирхан решил удивить друзей своей выдумкой, придумав новую температурную шкалу, в которой температура измеряется в градусах Гения (°G). Он её привязал к температурной шкале Цельсия таким образом, что  t1°G=0°G соответствует t1°C=−84°C, а t2°G=80°G соответствуют t2°C=12°C (см. рис. 1). Чему равна температура плавления (таяния) воды по шкале Гения tk°G, если по шкале Цельсия она равна tk°C=0°C?


                            0°G                    80°G



                        −84 °C                12°C

Рис. 1. Новая шкала По новой шкале Гения температура плавления (таяния) воды равна (не округляй) 12-(-84)=96 80-0=80 х (0-12)=- = - 10 80-10=70

В заданиях тестов PISA  предлагается не привычный набор тем, а группы проблем: здоровье, ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, передний край науки, интерес к науке, ценность научного познания, ответственность по отношению к ресурсам и окружающей среде. Каждая из предложенных ситуаций рассматривается в трёх контекстах: личном, социальном (связанном с местным окружением) и глобальным (рассматриваются явления, происходящие в разных уголках мира). Пример задания: «Ультразвук»

Во многих странах изображения плода (развивающегося ребёнка) можно получить с помощью ультразвука (эхографии). Ультразвук считается безопасным как для матери, так и для плода. Врач держит датчик и водит им по животу матери. Ультразвуковые волны проходят в брюшную полость. Внутри брюшной полости волны отражаются от поверхности плода. Отражённые волны опять попадают на датчик и передаются в аппарат, который создаёт изображение плода.



Вопрос 1.Чтобы создать изображение плода, ультразвуковой аппарат должен вычислить расстояние между плодом и датчиком. Ультразвуковые волны распространяются в брюшной полости со скоростью 1540 м/с. Что должен измерить ультразвуковой аппарат, чтобы вычислить расстояние между плодом и датчиком?

Верный ответ (Надо измерить время, в течение которого ультразвуковая волна проходит от датчика до поверхности плода и обратно)

Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом. • Компетенция: научное объяснение явлений. • Содержание:
 физические системы. • Область применения: связь естествознания и технологии. • Контекст: личностный.

Вопрос 2. Изображение плода может быть также получено с помощью рентгеновских лучей. Однако женщинам во время беременности рекомендуется избегать исследования брюшной полости рентгеновскими лучами. Почему женщине во время беременности следует избегать исследования брюшной полости рентгеновскими лучами?

Верный ответ (Рентгеновские лучи вредны для плода)

Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом. • Компетенция: научное объяснение явлений. • Содержание: системы живой природы. • Область применения: здоровье. • Контекст: личностный.

Вопрос 3. Может ли ультразвуковое обследование будущей матери дать ответы на следующие вопросы? Обведите «Да» или «Нет» для каждого вопроса.

Может ли ультразвуковое обследование ответить на следующие вопросы?

«Да» или «Нет»?

Один ребёнок или несколько?

Да / Нет

Какого цвета глаза у ребёнка?

Да / Нет

Нормальны ли размеры ребёнка?

Да / Нет

Верный ответ (Да, Нет, Да)

Тип вопроса: комплексный с выбором ответа. • Компетенция: научное объяснение явлений. • Содержание: физические системы. • Область применения: здоровье. • Контекст: личностный.

На уроках физики в ходе учебного процесса необходимо не только сформировать навыки решения задач, но и научить учащегося видеть законы и процессы, которые его окружают. Задания, описанные выше, способствуют стимулированию у обучающихся работы критического и креативного мышлений, умению применять нестандартные решения, мотивируют их на изучение предмета, концентрируя внимание, формируя самостоятельность, ответственность, коммуникативность, а соответственно и функционально грамотную личность.