Файл: Право в системе нормативного регулированияТеория государства иправаЦели изучения темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право в системе нормативного регулирования
Теория государства и
права
Цели изучения темы
 ознакомление с нормативным регулированием и его видами, с понятием, происхождением, признаками, видами и функциями права, теориями правопонимания.
Задачи изучения темы
 охарактеризовать понятие нормативного регулирования и его виды;
 охарактеризовать происхождение права;
 охарактеризовать понятие права;
 охарактеризовать теории правопонимания;
 охарактеризовать признаки и принципы права;
 охарактеризовать функции права.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
 понятие нормативного регулирования и его виды;
 понятие права;
 происхождение права;
 краткое содержание основных теорий правопонимания, их представителей;
 признаки и принципы права;
 функции права.
Уметь:
 различать теории правопонимания, устанавливать принадлежность конкретного мыслителя к определенной правопонимания;
 выявлять место права в системе нормативных регуляторов, его особенности и отличия от иных нормативных регуляторов.
Владеть:
 навыками выявления общих закономерностей возникновения, становления и развития права.

Учебные вопросы темы:
1.
Нормативное регулирование. Понятие и характеристики права
2.
Концепции правопонимания
Вопрос 1. Нормативное регулирование. Понятие и характеристики права.
Нормативное регулирование – это особая форма деятельности, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей.Цель нормативного регулирования - упорядочение отношений и достижения стабильности в обществе.
Власть и нормативное регулирование обеспечивают согласование общих интересов различных субъектов общественной жизни, стабильность их отношений и создают необходимые условия для прогрессивного развития.Нормативное регулирование является инструментом регулирования общественных отношений и заключается в выработке социальных норм (образцов поведения), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечении принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила.
Система нормативного регулирования – это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, и социально – технических норм (правил поведения), регламентирующих их взаимодействие с природой.
Правила поведения разделяют на две группы:
 технические;
 социальные нормы.
Техническое нормативное регулирование основывается в первую очередь на естественных, природных условиях и направлено на урегулирование работы с техническими объектами.
Социальное регулирование направлено на создание в обществе стабильности.
Социальные нормы формируются в процессе жизнедеятельности людей, т.е. развиваются исторически; являются правилами поведения, упорядочивают общественные отношения; представляют собой образцы для контроля за деятельностью людей.
В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения выделяются несколько основных видов нормативного социального регулирования.
1.
Традиционное, осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций - правил, складывающихся в результате многократного их повторения.
2.
Моральное, осуществляется путем выработки системы нравственных принципов (представлений общества, его социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости), обеспечиваемых силой общественного мнения.
3.
Корпоративное, осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом.
4.
Правовое, осуществляется путем создания и реализации права - системы особых правил поведения, регулирующих наиболее значимые для общества отношения и обеспечиваемых авторитетом и силой государственной власти.
Правовое регулирование, как и любое другое нормативное регулирование, заключается в выработке правил поведения, отражающих типичные формы

общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечения принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила.Правовое регулирование, в отличие от традиционного и морального, обеспечивает стабильность наиболее значимых общественных отношений.
Среди юристов существует множество взглядов на право. Выделяют нормативное (узконормативное) и широкое правопонимание.
Узконормативное правопониманиевыражается впонимании права как системы юридических норм (правил поведения), установленных государством.
Широкое правопониманиеисходит из того, что понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления. Некоторые авторы полагают, что понятием права охватываются нормы права и правоотношения; другие - нормы права, правоотношения и правосознание; третьи - понимают под правом нормы права и субъективные права.
Исходя из узконормативного правопонимания, среди различных определений права наиболее правильным представляется следующее определение: право – это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных для регулирования наиболее значимых общественных отношений.
Вопрос о понятии права является главным в теории права, поскольку в зависимости от его решения трактуются другие правовые явления, в том числе ключевые: норма права, форма (источник) права, юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона и т.д.
Сущность права выражается в его социальном назначении. Социальное назначение права заключается в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом. В современном демократическом правовом государстве право призвано выражать интересы всего общества, и стремиться к обеспечению компромисса с интересами отдельных социальных групп, составляющих данное общество. В условиях признания человека высшей ценностью право призвано обеспечить равенство прав граждан, строиться на признании прав каждого индивида.
Право как нормативный регулятор связано с государством. В то же время, зачатки правового регулирования стали зарождаться еще в первобытном обществе, в догосударственную эпоху. В этот период возникли социальные нормы. Они были направлены на регулирование отношений между членами определенного объединения первобытных людей – племени, рода, клана и т.п. На основе социальных норм осуществлялись дележ добычи, регулирование брачно-семейных отношений, исполнение обрядов и др. Способами регулирование служили запреты, дозволения и обязывание. Запреты явились наиболее ранним способом регулирования. Запреты накладывались обычно на совершение определенных действий – например, на уничтожение или осквернение тотема, служившего объектом поклонения племени. Иным примером запретов служил запрет на браки между кровными родственниками. Дозволения определяли меру возможного поведения. Обязывание было призвано обеспечить необходимое поведение в процессе жизнедеятельности людей. С помощью социальных норм племенная верхушка обеспечивала подчинение себе остальных соплеменников. Первобытный человек не мог объяснить природные явления, и поэтому испытывал беспомощность перед ними, становился объектом манипуляции. Формами выражения социальных норм первобытного общества служили мифы, обычаи, традиции, ритуалы. Мифы позволяли сформировать упрощенную картину мира.
Социальные нормы складывались постепенно, на протяжении длительного времени. В первобытном обществе отсутствовало четкое разделение социальных норм на моральные, традиционные и иные. Социальные нормы изначально

формировались в виде мононорм – единых нерасчлененных правил поведения, вбиравших в себя моральное, правовое, традиционное и религиозное содержание. По мере развития общества и возникновения государственных институтов мононормы расщепляются, и из них выделяются, в частности, нормы права, которые государство берет под свою защиту и обеспечивает с помощью мер своего принуждения. Право в значительно большей мере по сравнению с мононормами отражало интересы господствующих слоев общества – замкнутых сословий.
В то же время, право сохраняло связь и с другими нормативными регуляторами – с религией, традициями и моралью, свойственными определенному обществу на конкретном этапе его развития. Поэтому с помощью права также каралось нарушение религиозных норм. Не могло не учитывать право и моральные представления, характерные для большинства членов общества. Поэтому правовые нормы устанавливали наказания за убийства, причинения физического, имущественного и морального вреда и иным членам общества, но тяжесть наказания в этом случае зависела от социального положения человека.
Таким образом, в ранние эпохи своего существования право имело преимущественно сословную сущность, закрепляло неравенство людей, было основано на использовании устрашающих наказаний. Но по мере эволюции государства и общества от традиционного к современному, признания равенства людей, ценности каждого индивида, наличия у него неотъемлемых прав происходила гуманизация права. От общества сословного характера, в котором положение человека определялось его рождением, в Новое время стал происходить переход к обществу, где признавалось формальное равенство прав граждан, но фактическая возможность полноценной реализации закрепленных прав во многом зависела от материального положения, и тем самым – принадлежности к экономическому классу. По мере повышения благосостояния членов общества, формирования социального государства, классовые различия постепенно сглаживались, а значит, у членов общества появлялось все больше возможностей для реализации своих прав. Таким образом, сущность права все больше эволюционировала от классовой к общесоциальной.
В то же время, даже в современных демократических правовых государствах, где закреплено формальное равенство прав граждан, на практике оно далеко не всегда обеспечивается – в силу различного экономического положения индивидов, их состояния здоровья, способностей и иных факторов. Так, например, в США для того, чтобы защитить свое нарушенное право в суде, получить компенсацию, которая может быть весьма значительной, необходимо иметь значительные средства для найма адвоката. Расходы на судебный процесс могут составлять десятки тысяч долларов, а в некоторых случаях и значительно большие суммы, которыми располагает не каждый гражданин США. Поэтому процесс эволюции права, равно как и государства, не следует считать завершенным.
Право обладает рядом признаков, отличающих его от иных социальных норм.
 системность  право характеризуется иерархичностью, взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью;
 право исходит от государства – принимается, санкционируется или признается им;
 общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на все объекты, находящиеся в сфере данной нормы, требования данной нормы обязательно для всех субъектов;
 охраняется государством – нарушение норм права должно влечь государственное принуждение;


 формальная определенность – право содержится в определенных нормах (нормативных правовых актах), договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и правовых обычаях;
 выступает государственным регулятором общественных отношений.
Принципы права – основополагающие идеи права, выработанные в общественном сознании, лежащие в основе права, всей системы правового регулирования в обществе. Принципы права как его ведущие идеи непосредственно связаны с сущностью права. Они определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Виды принципов права:
1.
Общеправовые принципы действуют во всех отраслях права. К числу этих принципов относятся принципы гуманизма, демократизма, законности, равенство всех перед законом, справедливости и др.
2.
Межотраслевые принципы охватывают несколько отраслей права и отраслевые принципы, которые реализуются в отдельных областях правового регулирования. К их числу относятся принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства.
3.
Отраслевые принципы действуют в рамках только одной отрасли права. К ним относятся:принцип равенства сторон в имущественных отношениях – в гражданском праве, презумпция невиновности – в уголовном процессе, презумпция виновности – в гражданском процессе и т.д.
В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.
Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве.
Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.
Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий
В ходе взаимоотношений людей друг с другом происходит столкновение интересов и воль различных субъектов, зачастую приводящее к конфликтам.
Поэтому право предназначено для устранения, разрешения и сглаживания данных конфликтов. Но даже при отсутствии конфликтной ситуации возникает необходимость в упорядочении наиболее значимых общественных отношений, достижении согласия между членами общества на основании существующих в нем на определенном этапе его развития представлений о справедливости. Данными обстоятельствами обусловлены функции права.
Функции права - основные направления воздействия права на социальные процессы.Выделяют социальные и юридические функции права.
Социальные функции права:


 экономическая – право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности;
 политическая – право регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы;
 воспитательная – право отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, способствует формированию у участников общественных отношений мотивов правомерного поведения;
 коммуникативная – право выступает способом связи между субъектом и объектом управления.
Юридические функции права:
 регулятивная – установление определенных правил поведения;
 охранительнаяфункция – охрана общественных отношений, урегулированных правом. Данная функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать.
Вопрос 2. Концепции правопонимания.
Изложенные выше положения о происхождении и эволюции права характерны для современного этапа развития юридической науки, хотя они не исключают существование и иных точек зрения, и могут быть в той или иной мере пересмотрены по ходу дальнейшего накопления знаний о развитии государства и права. Но на протяжении многих веков человеческой истории представленияо происхождении права были более примитивными, а нередко и искажались в угоду определенной идеологии, существовавшей в определенном государстве, формировались под воздействием ряда факторов – экономических, религиозных, идеологических и иных. Для того, чтобы сформировать собственную позицию по отношению к сущности права, необходимо ознакомиться с наиболее значимыми подходами к пониманию права, складывавшимися с эпохи Древнего мира до
Новейшего времени.
В науке выделяют следующие теории (концепции, школы) правопонимания.
Естественно-правовая теория - основана на противопоставлении естественного права и позитивного права (закона). Представители: Платон,
Аристотель, Ф. Аквинский, Г. Гроций, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Вольтер,
Ж. Ж. Руссо, Ж. Маритен. Концепция естественного права сформировалась в период буржуазных революций XVI-XVIII вв., хотя ее истоки можно обнаружить уже в период античности. По мнению одной части сторонников данной теории, источником естественного права является человеческий разум (Г. Гроций и др.), по мнению другой – оно дается от Бога (Ж. Маритен). Оно представляет систему неотчуждаемых прав и свобод личности, а также основополагающих нравственных идей, лежащих в основе социального устройства (свобода, равенство, безопасность, собственность, семья и т.д.). Такое право вечно, неизменно, так как присуще человеку от рождения и является высшим, истинным и подлинным правом. Охрану естественного права должно осуществлять государство. Позитивное право производно от естественного и должно соответствовать ему. В случае противоречия между ними приоритет должен отдаваться естественному праву.
1.
Историческая школа права рассматривает право как выражение духа народа. Право представляет собой результат опыта прошедших времен. Право формируется постепенно, преимущественно из обычаев, санкционированных государством. Поэтому законы производны от обычаев, и не являются основными источниками права. Законодатель не может создавать нормы права по своему усмотрению, а вправе фиксировать лишь то, что сложилось в виде норм.
Историческая школа права отрицала возможность существования единого для всех