Файл: Закон Республики Узбекистан Об основах государственной Незави симости Республики Узбекистан.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
122 го». Не зная прошлого страны в которой живешь, истории края в котором родился, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком.
Обсуждая проблемы по развитию гражданского общества в республике, при разработке программ специалисты должны учитывать и потребности, и возможности. Исходя из этого, педагог может реализовать программу ис- ключительно на основе своих личных ценностей, опыта, ресурсов и про- фессиональной компетентности. Для того, чтобы образование в области развития гражданского общества стало самостоятельным направлением, мы должны продемонстрировать свою уникальность, предлагая содержание и результаты, которых не могут предложить другие образовательные про- граммы и научиться распространять свои методы, базирующиеся на много- вековой традиции нашего народа.
Список литературы:
1. Закон Республики Узбекистан «Об основах государственной Незави- симости Республики Узбекистан» 31 августа 1991 г.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МОРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ
© Фаррахова А.Ю.
Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
В данной статье анализируются этапы развития профессионального сознания и профессиональной морали. Выделяются и описываются ха- рактерные особенности универсальной и профессиональной этики.
Раскрывается содержание профессиональной этики, предполагающее наличие кодекса поведения, предписывающее определенный тип нрав- ственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Анализируется служебная этика, требования к ней.
Ключевые слова: профессиональная этика, универсальная этика, профессиональная мораль, служебная этика.
Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, воз- никла в глубокой древности. Первоначально она не являлась отдельной от-
Доцент кафедры «Финансы, денежное обращение и экономическая безопасность», канди- дат педагогических наук.
Философия современного образования
123 раслью знания, а носила характер общих этических требований к деятель- ности специалиста и включала в себя нормы не столько профессиональной, сколько трудовой морали. Причем, в самом начале своего развития мораль, как система регулирования социальных отношений в становящемся челове- ческом обществе, едва ли имела специализированный характер, т.е. не была еще собственно трудовой моралью, ориентированной лишь на регламента- цию трудового процесса. Труд в нравственном сознании людей только по- степенно становился одной из приоритетных моральных ценностей, трудо- вая деятельность не сразу явилась предметом морального регулирования.
В этом плане совершенно справедливой является точка зрения Г.В. Ла- зутиной, которая отмечает, что сам труд на первоначальном этапе развития человеческого общества и общественной нравственности не выделился в самостоятельную сферу деятельности, а, как все неразвитые явления, был лишь одним из аспектов синкретического (соединенного, объединенного, единого) процесса жизнедеятельности возникающего социума. И тот факт, что этот аспект обозначился, со временем выделился в направление жизне- деятельности общества, не отменил существования других сторон в функ- ционировании социума, таких, например, как взаимодействие поколений, воспроизводство рода и др.
В развитии профессионального сознания и профессиональной морали, таким образом, можно выделить следующие этапы:
‒ период «дотрудовой» морали, когда регламентация трудовых отно- шений еще не выделяется в особую сферу морального регулирования, а обслуживает потребности социума в целом, обеспечивая его жизне- деятельность; на этом этапе нормы и ценности трудовой морали на- ходятся лишь в процессе становления, не имеют четкой формулиров- ки, а сам труд еще не является приоритетной нравственной ценно- стью; подобное понимание труда было характерно для самых ранних времен в жизни человеческого общества
до ранней античности;
‒ период трудовой морали, когда было четко сформулировано требова- ние добросовестного труда как норма нравственной жизни человека: несмотря на различный подход к оценке трудовой деятельности в це- лом, различение умственного и физического труда, в период зрелой античности и в последующее средневековье именно трудовая мораль являлась одной из важных сторон нравственного регулирования;
‒ период профессиональной морали, начинающийся с возникновени- ем первых ремесленных цехов и артелей в период позднего средне- вековья; ремесленное разделение труда положило начало диффе- ренциации профессионального труда и явилось началом становле- ния собственно профессионального сознания [7].
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
124
Основными факторами, влияющими на ход трудового процесса, совре- менные психологи считают внутренние и внешние условия труда, т.е. раз- личные обстоятельства
природные, социальные, личностные, на фоне ко- торых разворачивается собственно трудовая деятельность. Поэтому сово- купные обстоятельства, так или иначе влияющие на течение трудового про- цесса (те обстоятельства, которые воспринимались неразвитым моральным сознанием древнего человека как добрые или злые), структурировались сле- дующим образом:
‒ внешние
природные или социальные – факторы, на которые че-
ловек не мог влиять в ходе своей деятельности, отметим сразу, что природные и социальные обстоятельства не были подвержены мо- ральному регулированию (природные явления не оценивались как добрые или злые);
‒ внутренние обстоятельства, выраженные в отношении самого
человека как субъекта трудовой деятельности к ее процессу,
именно эти обстоятельства и выступали в качестве предмета мораль- ного регулирования в человеческом обществе на ранней стадии его развития [7].
В этической литературе и социальной практике принято разделение этики на универсальную и профессиональную. Универсальная этика регули- рует поведение людей независимо от их профессиональной принадлежно- сти. Существует много противоречий между универсальной и профессио- нальной этикой, которые носят очень острый характер и часто порождают различные конфликты. Один из наиболее известных примеров подобных противоречий противоречие между заповедью универсальной этики «не убий» и воинской этикой, которая обязывает солдат защищать родину с ору- жием в руках и в случае необходимости уничтожать противника. Другой пример связан с характером профессиональной деятельности людей. Со- гласно требованию Универсальной этики, отраженному во второй формули- ровке нравственного закона (категорического императива И. Канта), к чело- вечеству и к самому себе никогда нельзя относиться только как к средству, а надо относиться так же, как к цели, как к самостоятельной ценности. В рам- ках профессиональной деятельности люди с неизбежностью выступают объ- ектами труда, воздействия, принуждения, изучения, воспитания, т.е. средст- вами для достижения целей.
Таким образом, профессии, сопряженные с необходимостью принуж- дать других людей, связаны с определенными моральными затратами, по- скольку люди испытывают страдания, будучи вынуждены нарушать нормы универсальной этики ради выполнения профессиональной деятельности. В то же время профессиональная этика не освобождает лиц определенных
Философия современного образования
125 профессий от моральных обязательств, лежащих на людях вообще, напро- тив, они должны принимать на себя не меньшие, а большие моральные обя- зательства именно как представители данной профессии [4].
Профессиональная этика
это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Ган- жин В.Т. и Согомонов Ю.В. в соответствующей статье в «Словаре по этике» выделяли два смысла понятия «профессиональная этика»: а) кодексы пове- дения; б) «способы обоснования данных кодексов, социально-культурное истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, ее этоса» [6]. Фактически продолжая это рассуждение и развивая данную позицию, В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов говорят по сути о том же:
«Выражение «профессиональная этика» в известной мере условно, ибо оз- начает не что иное, как профессиональные моральные кодексы. Вместе с тем употребление понятия «профессиональная этика» оправданно, ибо оно подчеркивает важность особо тщательно продуманной разработки ценно- стей и норм профессии».
Говоря о специфике профессиональной этики (по сравнению с приклад- ной этикой), А.А. Гусейнов указывает, что она «конкретизирует общие мо- ральные требования применительно к своеобразию соответствующей про- фессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения» (в то время как прикладная этика «имеет своим предметом конкретные мо- ральные ситуации; первая рассматривает профессиональное поведение, вторая
общезначимые проблемы») [5].
Профессиональная этика есть наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вы- текающие из содержания их профессиональной деятельности [7].
Таким образом, очевидно, что понятие «профессиональная этика» трак- туется различным образом.
Если обратиться к неспециальным суждениям, т.е. таким, которые исхо- дят не от специалистов в области философской этики, а от тех, кто занима- ется популяризацией этических знаний, или тех, кто разрабатывает и про- двигает собственно профессиональные кодексы морали, то можно будет уви- деть, что они понимают профессиональную этику как систему профессио- нальных моральных норм. Так, Р.К. Хорн, специалист по социально-право- вым и этическим проблемам страхования, обсуждая этические кодексы стра- ховой деятельности, подчеркивает, что в своей работе под «профессиональ- ной этикой» понимает «всего лишь то, что люди должны или не должны де- лать в рамках своей профессии» [2].
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
126
Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений меж- ду людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает:
‒ отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
‒ нравственные качества личности специалиста, которые обеспечи- вают наилучшее выполнение профессионального долга;
‒ взаимоотношения внутри профессиональных коллективов и специ- фические нравственные нормы, свойственные данной профессии;
‒ особенности профессионального воспитания. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками мораль- ного облика личности. В процессе труда между людьми складыва- ются определенные моральные отношения. В них есть ряд элемен- тов, присущих всем видам профессиональной этики [1].
Во-первых, это отношение к общественному труду и участникам трудо- вого процесса.
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.
Под служебной этикойпонимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблю- дать каждый человек, начавший работать. Их количество невелико. Подав- ляющая часть их формулируется в предельно общем виде с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.
Требования служебной этики:
‒ дисциплинированность;
‒ сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными;
‒ корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямых и косвенных межличностных контактах.
Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы
это правила, образ- цы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этиче- ских идеалов [3].