Файл: Программа производственной практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с фгос по специальности (специальностям) спо 44..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В системе профессиональной подготовки будущего учителя важную роль играет производственная практика «Классное руководство». Осуществление функции классного руководителя в ходе практики способствует формированию методической рефлексии будущего учителя, его самосознания, профессиональной компетентности.

Программа производственной практики является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД): Классное руководство и соответствующих им общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.


ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.

5.2.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального общего образования.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения программы производственной практики должен:

иметь практический опыт:

-педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

- определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.

уметь:

-формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- планировать деятельность классного руководителя;


- планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

-оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;

-осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

-составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

- вести диалог с родителями ( лицами, их заменяющими);

-организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

- изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- анализировать процесс и результат работы с родителями;

- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом).

Цель практики – формирование у студентов представлений о содержании и методике воспитательной работы; приобретение опыта педагогической деятельности при выполнении функции классного руководителя.

Задачи практики:

1. углубление и закрепление теоретических знаний студентов;

2. формирование у будущих учителей профессионально-значимых качеств;

3. овладение умениями проектировать, проводить и анализировать внеучебную воспитательную работу в классе и с отдельными обучающимися, с использованием наиболее эффективных методов воспитания и развития;

4. накопление представлений о содержании, особенностях внеурочной воспитательной деятельности и функциональных обязанностях классного руководителя;

5. освоение основных форм внеурочной воспитательной работы.


Организация практики:

1.Форма организации производственной практики – рассредоточенная (2 часа в неделю). Объем учебной работы составляет 72 часа.

2.Теоретической основой данного вида практики являются учебные дисциплины: педагогика, психология, ПМ 03 Классное руководство. Базами практики являются образовательные учреждения г. Болотное.

3.Содержание практики включает следующие направления: ознакомление с содержанием воспитательной работы, подготовка и проведение внеклассных занятий, работа с семьей воспитанника.

4.Каждая группа студентов делится на подгруппы по 6-8 человек. По согласованию с администрацией образовательной организации практиканты закрепляются к определенному классу.

5. В каждой группе назначается староста, который ведет журнал посещения практикантами баз практики, консультаций и выполняет поручения руководителей практики.

6. Руководство студентами осуществляют преподаватели педагогики, психологии, ПМ. Классно руководство.

7.Руководитель практики: составляет график проведения воспитательных мероприятий; консультирует практикантов по вопросам учебно-воспитательной работы в начальных классах; проводит с ними методические собеседования по актуальным проблемам воспитания и обучения младших школьников; своевременно выявляет и устраняет недостатки в организации и проведении производственной практики; совместно с учителем начальных классов осуществляет анализ и оценку проводимых практикантами воспитательных мероприятий.

8. В ходе педагогической практики студенты ведут дневник, в котором фиксируют содержание проводимой в базовых учреждениях работы, свои наблюдения, замечания, выводы. По результатам анализа деятельности студента в ходе практики и проверки отчетной документации ставится дифференцированный зачет.

Практиканты не только выполняют предусмотренные программой практики задания, но и оказывают помощь классному руководителю в подготовке и проведении воспитательной работы с младшими школьниками.

Отчетная документация по практике:

По завершению производственной практики студенты представляют групповому руководителю следующую отчетную документацию:

1.дневник практики;

2.рефлексия практиканта;

3.планы-конспекты и анализ воспитательных мероприятий ;

4. разработку родительского собрания;

Обязанности студента-практиканта:

1. Соблюдает график работы, утвержденный групповым руководителем, и присутствует на практике ежедневно в течение 2 часов, своевременно извещает группового руководителя о причинах отсутствия на практике.


2. Составляет индивидуальный план прохождения практики под руководством группового руководителя.

3. Организует свою деятельность в соответствии с требованиями Устава базового образовательного учреждения.

4. Подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдает инструкции, распоряжения администрации учреждения и руководителя практики.

5. Выполняет все задания, предусмотренные программой практики, тщательно готовиться к своей работе.

6. Изучает специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.

7. Участвует в консультациях, проводимых в процессе практики.

8. Своевременно оформляет и представляет отчетную документацию.

9. Высказывает предложения по организации, совершенствованию практической подготовки.

10. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от практики.

11. В случае изменения сроков прохождения практики (по уважительной причине) студент должен в двухдневный срок поставить в известность группового руководителя практикой и заведующего педпрактикой, а также подтвердить причину документально.Каковы же задачи адаптационного периода для первоклассников:

— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по этому важно показать различие: школьник — не  школьник);

— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

— научить ребенка задавать вопрос (не столько в про цедурном плане, сколько в смысле решимости);

— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

Психологическое обеспечение адаптационного периода.

Процесс адаптации первоклассников занимает, как правило, около двух месяцев, т.е. первую четверть. Я изучала уровень развития первоклассников, наблюдала за ними и определяла, как идет школьная адаптация.

Результат: Благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Динамика адаптационного периода первоклассников

Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграммы:

Количество детей, находящихся в зоне отсутствия адаптации, существенно снизилось (с 24% до 4%). Показатели зоны неполной адаптации также стали ниже, а количество детей, находящихся в зоне адаптации значительно возросло (с 20% до 76%).

Для того чтобы ребёнок был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, эти дети хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.