Файл: И. О. Фамилия Тольятти 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитрно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Дошкольная педагогика, прикладная психология»

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

44.03.03

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Дошкольная дефектология

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание № 2
по учебному курсу «Поликультурное образование»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Зольникова Ирина







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-1901б













Преподаватель

Ценева М.А.







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023 г.

Воспитательные средства русского народа



Праздники, традиции, обычаи, обряды русского народа

Русские народные игрушки

Русские народные подвижные игры

Произведения устно-го русского народного творчества

Произведе-ния русского народного изобрази-тельного творчества

1.

Рождествен-ский сочель-ник (в канун 25 декабря).

Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников.

Обязательным элементом праздничных увеселений было катание. Семейные крестьяне и молодежь катались на украшенных конях, с гор на санках и ледянках. Женщины старались прокатиться как можно дальше, чтобы длиннее вырос лен. Во время катания существовал обычай «собирать целовки» – парень, скативший с горы девушку, целовал ее. Для зимних катаний устраивали специальные карусели. Известны были и кулачные бои, взятие снежного городка, катания по наклонным шестам, бег наперегонки и другие забавы. Игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;

Былина


Жостовская роспись

2.

Рождество 7 января (25 декабря по старому стилю).

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

«Золотые ворота», «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;

Историческая песня.

Хохлома

3.

Новый год (Васильев день)

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ. Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек.

«Замороженные», «Льдинки, ветер и мороз», «Дед Мороз», «Ходит царь».

Баллада

Городецкая роспись

4.

Крещение 19 января (6 января по старому стилю)

Жбанниковская свистулька — это не просто забава для детей. Это еще и рабочий инструмент для русских промоутеров — ярмарочных зазывал. Было у нее и другое назначение. Свистульки изготавливали как обереги. Своя особенная форма — пирамидка на трех ногах-основах — символизировала рог изобилия. Свистулька-утка была символом плодородия. Свистулька-курица своим свистом должна была привлекать богатство. А свистулька-корова — здоровье в семью.

«Карусель», «Бой мешками», «Перетягивание каната».

Лирическая песня

Гжель

5.

Масленица (сырная неделя).

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

«Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог», «Салки», «Водить козла», «Звонарь».

Духовные стихи

Скань

6.

Пасха.

Дымковская игрушка. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России. Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки: индюк, барыня, барашек, лошадь, мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, свинки, птицы, колокольчики.

«Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром»; «Игра в лапту», «Катание яиц».

Сказка

Каслинское литьё

7.

Егорьев день – 6 мая (23 апреля по старому стилю), названный в честь святого Егория (Георгия, Юрия) – покровителя домашнего скота.

Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие.

«Горелки», «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Игры с мячом».

Загадка

Палехская миниатюра

8.

Вознесение – через 40 дней после Пасхи – типичный христианский праздник в честь мифического вознесения Иисуса Христа на небо.

Часто этот день входил в состав «русальной» обрядности.

Матрешка. Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь.

«Гуси – лебеди», «Палочка –выручалочка», «Фанты».

Пословица

Федоскинская миниатюра

9.

Троица.

Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику.

«Венок», Водяной», «Горячее место».

Поговорка

Мезенская роспись по дереву

10.

Иванов день – 7 июля (24 июня по старому стилю). Иван Купала – праздник летнего солнцестояния.

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок. Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы.

«Прыжки через «огонь», «Водоносы», «Ручеек». «Заря-заряница».

Частушка

Холуйская миниатюра

11.

Петров день – 12 июля (29 июня по старому стилю). Петр – покровитель рыболовства, поэтому
рыбаки считали этот день своим днем.

Куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой.

Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков.

«Совушка», «Салочки», «Лапта».

Небылица

Тверская роспись

12.

Ильин день – 2 августа (20 июля по старому стилю), в честь бога различных стихий – пожара,
грома, дождя, разрушений и т. д.

Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

«Гонки в Бабок Ёжек», «Паук», «Удержание мяча»




Дымковская игрушка

13.

Медовый спас – 14 августа (1 августа по старому стилю).

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз.

«В небе жаворонок пел», «Гонки», «Пройди и не задень».




Уральский малахит

14.

Яблочный спас –19 августа (6 августа по старому стилю).

Плешковская русская народная игрушка. Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. сновные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

«Плавающие яблоки», « Танец с яблоками», «Яблоко в ложке».




Гусевской хрусталь

15.

Хлебный или Ореховый спас – 29 августа (16 августа по старому стилю).

Кадниковские игрушки. Кадниковские длинные и узкие кони-колоды из берёзы и ольхи, окрашенные темперой черного и красного цвета, относятся к 70–80-м годам XIX века.

«Разложи орешки», «Разгрызи орех», «Наполни вазу».




Финифть

16.

День Успения Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю) – считался днем окончания жатвы и окончанием Успенского поста.

Кирилловские игрушки 70–80 годов XIX века — наиболее массовые, имеют сходство с нижегородскими, которые возникли под влиянием северных образцов. Для кирилловских изделий характерна выразительность силуэта, угловатая обрубовка объёма, интенсивная окраска темперой, легкий мазковый расписной узор.







Вологодское кружево

17.

День Флора и Лавра – 31 августа. Его считают праздником лошадей.




«Перетягивание каната», «Картошка», «У медведя во бору».




Шемогодская резная береста

18.

Рождество Богородицы – 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Этот большой церковный

Праздник выпадал на начало уборки основных сельскохозяйственных культур.




«Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,

«Ласточки», «Огородник и воробей»;




Филигрань


19.

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы, начало зимы.




«Под покров беги!», «Хозяюшки», «Бой с булавами», «Волшебный платок».




Павловопосадские платки


20.

Никола зимний – 19 декабря (6 декабря по старому стилю) Николай Угодник. Именно в этот день приходит настоящая зима.




«Снежная башня»,
«Штурм крепости»,
«Зимний котел»,
«Каблучок», «Льдинка».




Абрамцево-кудринская резьба





1 Оставить нужное