ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитрно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.03
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Дошкольная дефектология
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 2
по учебному курсу «Поликультурное образование»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Зольникова Ирина | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ДФОбд-1901б | |
| | |
Преподаватель | Ценева М.А. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023 г.
Воспитательные средства русского народа
№ | Праздники, традиции, обычаи, обряды русского народа | Русские народные игрушки | Русские народные подвижные игры | Произведения устно-го русского народного творчества | Произведе-ния русского народного изобрази-тельного творчества |
1. | Рождествен-ский сочель-ник (в канун 25 декабря). | Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. | Обязательным элементом праздничных увеселений было катание. Семейные крестьяне и молодежь катались на украшенных конях, с гор на санках и ледянках. Женщины старались прокатиться как можно дальше, чтобы длиннее вырос лен. Во время катания существовал обычай «собирать целовки» – парень, скативший с горы девушку, целовал ее. Для зимних катаний устраивали специальные карусели. Известны были и кулачные бои, взятие снежного городка, катания по наклонным шестам, бег наперегонки и другие забавы. Игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»; | Былина | Жостовская роспись |
2. | Рождество 7 января (25 декабря по старому стилю). | Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы. | «Золотые ворота», «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»; | Историческая песня. | Хохлома |
3. | Новый год (Васильев день) | Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ. Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек. | «Замороженные», «Льдинки, ветер и мороз», «Дед Мороз», «Ходит царь». | Баллада | Городецкая роспись |
4. | Крещение 19 января (6 января по старому стилю) | Жбанниковская свистулька — это не просто забава для детей. Это еще и рабочий инструмент для русских промоутеров — ярмарочных зазывал. Было у нее и другое назначение. Свистульки изготавливали как обереги. Своя особенная форма — пирамидка на трех ногах-основах — символизировала рог изобилия. Свистулька-утка была символом плодородия. Свистулька-курица своим свистом должна была привлекать богатство. А свистулька-корова — здоровье в семью. | «Карусель», «Бой мешками», «Перетягивание каната». | Лирическая песня | Гжель |
5. | Масленица (сырная неделя). | По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин. | «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог», «Салки», «Водить козла», «Звонарь». | Духовные стихи | Скань |
6. | Пасха. | Дымковская игрушка. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России. Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки: индюк, барыня, барашек, лошадь, мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, свинки, птицы, колокольчики. | «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром»; «Игра в лапту», «Катание яиц». | Сказка | Каслинское литьё |
7. | Егорьев день – 6 мая (23 апреля по старому стилю), названный в честь святого Егория (Георгия, Юрия) – покровителя домашнего скота. | Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие. | «Горелки», «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Игры с мячом». | Загадка | Палехская миниатюра |
8. | Вознесение – через 40 дней после Пасхи – типичный христианский праздник в честь мифического вознесения Иисуса Христа на небо. Часто этот день входил в состав «русальной» обрядности. | Матрешка. Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь. | «Гуси – лебеди», «Палочка –выручалочка», «Фанты». | Пословица | Федоскинская миниатюра |
9. | Троица. | Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику. | «Венок», Водяной», «Горячее место». | Поговорка | Мезенская роспись по дереву |
10. | Иванов день – 7 июля (24 июня по старому стилю). Иван Купала – праздник летнего солнцестояния. | Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок. Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы. | «Прыжки через «огонь», «Водоносы», «Ручеек». «Заря-заряница». | Частушка | Холуйская миниатюра |
11. | Петров день – 12 июля (29 июня по старому стилю). Петр – покровитель рыболовства, поэтому рыбаки считали этот день своим днем. | Куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой. Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков. | «Совушка», «Салочки», «Лапта». | Небылица | Тверская роспись |
12. | Ильин день – 2 августа (20 июля по старому стилю), в честь бога различных стихий – пожара, грома, дождя, разрушений и т. д. | Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси. | «Гонки в Бабок Ёжек», «Паук», «Удержание мяча» | | Дымковская игрушка |
13. | Медовый спас – 14 августа (1 августа по старому стилю). | Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. | «В небе жаворонок пел», «Гонки», «Пройди и не задень». | | Уральский малахит |
14. | Яблочный спас –19 августа (6 августа по старому стилю). | Плешковская русская народная игрушка. Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. сновные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин). | «Плавающие яблоки», « Танец с яблоками», «Яблоко в ложке». | | Гусевской хрусталь |
15. | Хлебный или Ореховый спас – 29 августа (16 августа по старому стилю). | Кадниковские игрушки. Кадниковские длинные и узкие кони-колоды из берёзы и ольхи, окрашенные темперой черного и красного цвета, относятся к 70–80-м годам XIX века. | «Разложи орешки», «Разгрызи орех», «Наполни вазу». | | Финифть |
16. | День Успения Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю) – считался днем окончания жатвы и окончанием Успенского поста. | Кирилловские игрушки 70–80 годов XIX века — наиболее массовые, имеют сходство с нижегородскими, которые возникли под влиянием северных образцов. Для кирилловских изделий характерна выразительность силуэта, угловатая обрубовка объёма, интенсивная окраска темперой, легкий мазковый расписной узор. | | | Вологодское кружево |
17. | День Флора и Лавра – 31 августа. Его считают праздником лошадей. | | «Перетягивание каната», «Картошка», «У медведя во бору». | | Шемогодская резная береста |
18. | Рождество Богородицы – 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Этот большой церковный Праздник выпадал на начало уборки основных сельскохозяйственных культур. | | «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун», «Ласточки», «Огородник и воробей»; | | Филигрань |
19. | 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы, начало зимы. | | «Под покров беги!», «Хозяюшки», «Бой с булавами», «Волшебный платок». | | Павловопосадские платки |
20. | Никола зимний – 19 декабря (6 декабря по старому стилю) Николай Угодник. Именно в этот день приходит настоящая зима. | | «Снежная башня», «Штурм крепости», «Зимний котел», «Каблучок», «Льдинка». | | Абрамцево-кудринская резьба |
1 Оставить нужное