Файл: Методология и методы научного исследования. задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью) |
Институт математики, физики и информационных технологий |
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.04.01 «Педагогическое образование» |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Математическое образование |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание №_1__
по учебному курсу «Методология и методы научного исследования»
(наименование учебного курса)
Вариант - (при наличии)
Обучающегося | Ю.М. Агишевой | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | Ммп-2201а | |
| | |
Преподаватель | Р.А.Утеева | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2022
Бланк выполнения задания 1
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Укажите автора и название первой книги по математике | Леонтий Филиппович Магницкий. "Арифметика" |
2 | О каких методических рекомендациях идет речь в первом пособии для учителей математики? |
|
3 | Какие, по вашему мнению, можно выделить этапы становления методики преподавания математики как научной области? Дайте краткую характеристику основным достижениям на каждом выделяемом вами этап | 1.Первый период (вторая треть XVIIIв. – 1845 гг.) – характеризуется тем, что вопросы высшей математики включались в преподавание стихийно. Обучение высшей математике в школе не носило массового характера. На данном этапе были созданы первые учебники по высшей математике на русском языке, в них формировалась лексика и терминологический аппарат понятий аналитической геометрии и анализа бесконечно малых. 2.Второй период (1846 – 1906 гг.) – ознаменовался стабилизацией математического образования и появлением общегосударственных программ, но вместе с тем – отсутствием в программах гимназий элементов высшей математики. В этот же период ослабляются позиции аналитической геометрии в курсе кадетского корпуса (военной гимназии) и реальных училищ. 3. Третий период (1907 – 1917 гг.) - период «парадного марша» элементов высшей математики в среднюю школу. В 1907 г. элементы вычшей математики вошли в программу реального училища, в 1911 г. основами анализа бесконечно малых пополнили курс кадетского корпуса, а с 1914 г. сведения из аналитической гоеметрии заняли почетное место в программе коммерческого училища. Эти изменение не коснулись только классической , все попытки реформирования содержания математического образования в ней, остались лишь в проектах. Следует отметить, что в это был заложен прочный фундамент методики преподавания высшей математике в средней школе (труды А.Н. Остроградского, М.Г. Попупреженко, П.А. Самохвалова, Ф.В. Филипповича, Д.М. Синцова и др.) 4. Четвертый период (1918 – 1933 гг.) – характеризуется тем, что « по инерции» вопросы высшей математики, заложенные в дореволюционном курсе отдельных учебных заведений, включались в проекты прогарамма для средней школы, но не нашли воплощения на практике. 5. Пятый период (1934 – 1964 гг.) – создание и функционирование советской модели классического школьного математического образования, игнорирующей элементы высшей математики на старшей ступени образования. 6.Шестой период (1964 – 1976 гг.) – широкая апробация элементов математического анализа в школьном курсе (в т. ч. на факультативах и математических кружках), постепенное введение элементов дифференциального и интегрального исчисления в массовую среднюю школу, поиск наиболее рациональной модели (объема, содержания и порядка изложения). 7.Седьмой период (1977 – конец 80-х гг.) – стабилизация содержания сведений из высшей математики в школьном курсе, период массового включения начал дифференциального и интегрального исчисления в среднюю школу, введение стабильного учебника «Алгебра и начала анализа» (под ред. А.Н. Колмогорова). Несмотря на контрреформацию содержание математического образования начала 80-х годов, элементы математического анализа в школьном курсе были сохранены. В это время создана современная методика обучения математическому анализу в средней школе (Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, Н.А. Терешин и др.) 8.Восьмой период (начало 90-х гг. по настоящее время) – время поиска оптимального объема и конструкции начал математического анализа в средней школе в условиях фуркации старшей ступени школы на курсы А и В. В целом характеризуется ослаблением составляющей начал математического анализа. |
4 | Проследите, как определялся предмет научной области «Теория и методика обучения математике» по мере развития науки. Сравнительные данные можно оформить в виде таблицы с колонками: автор, название работы, год издания, определение предмета методики обучения математике. |
|
5 | Кем впервые было введено понятие «методическая система обучения математике»? Из каких компонентов она состояла? | Одна из первых моделей предмета теории и методики обучения математике была предложена А.М. Пышкало, построившим систему, включающую цели, содержание, методы, формы и средства обучения математике (он назвал ее «Методической системой обучения математике»). |
6 | Что понимается под объектом рассматриваемой научной области? В чем отличие объекта от предмета? | Под объектом науки понимают чсать деятельности, выделенную человеком для изучения или исследования. Объектом методики обучения математике можно считать процесс обучения математике, математическое образование, воспитание. Если объектом конкретных методических исследований могут выступать аспекты, свойства, части какого-то объекта методики математики, то предметом такого исследования будет методическая система, адекватная объекту |
7 | В чем отличие теории, методики и технологии обучения математике? | Теория обучения предмету выявляет закономерности функционирования методической системы обучения этому предмету, методика строит их приложения, а технологии разрабатывают способы реализации модели этой системы. При таком подходе роль технологии сводится к диагностированию целей, выявлению условий (методов, форм, средств, зависимостей), т.е. проектированию процесса, осуществление которого позволит достичь намеченных целей. Таким образом, технология не отменяет теорию и методику, она основывается на последних, и ее эффективность зависит от уровня их развития. |
8 | Что составляет методологию методики обучения математике? | Методологию методики обучения математике составляют:
|
9 | Что, по мнению известного современного методиста Геннадия Ивановича Саранцева, составляет методологию методики обучения математике? | К методологии данной научной области относятся «связи между методической системой обучения математике и ее внешней средой» |
10 | Каким образом дополняет методологию методики обучения математике автор статьи Н.В. Садовников? | Н.В. Садовников считает, что к методологии обучения математике следует отнести также само описание (определение) компонентов системы обучения и их внутрикомпонентные связи, т.е. методологические основы обучения предмету будут составлять: выделение и описание целей обучения ( требования или социального заказа общества школе), обоснование содержания образования, выделение основных требований к деятельности учителя, описание соответствующей деятельности обучаемых (т.е. мотивы, средстваи формы обучения, механизмы усвоения учебного материала), а также разработка критериев оценки результатов педагогической деятельности (т.е. эффективности всей разработанной нами методической системы). |
11 | В какой научной работе впервые исследуются вопросы методологии обучения математике? | В докторской диссертации М. Нугмонова |
12 | Укажите автора и название первой книги по методологии методики обучения математике как научной области? В каком году она вышла? | Саранцев Г.И. «Методология методики обучения математике». 2001г. |