Файл: Уголовная ответственность за незаконное помещение в психиатрический диспансер.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.1 Уголовно-правовая характеристика незаконного помещения в психиатрический стационар

Основанием уголовной ответственности по ст.128 УК РФ является наличие в совершенном деянии всех признаков состава преступления - системы объективных и субъективных элементов, образующих общественную опасность деяния.

В качестве факультативного объекта могут выступать жизнь и здоровье личности.

Объектом преступления являются общественные отношения в сфере охраны свободы, чести и достоинства человека. С позиции уголовного права незаконное помещение в психиатрический стационар представляет собой специальный вид незаконного лишения свободы.

Объективной стороной являются общественно опасные деяния в форме действия - похищения человека:

- недобровольное помещение заведомо психически здорового лица в психиатрический стационар по решению врача или комиссии врачей-психиатров для его обследования, лечения либо изоляции под видом оснований, указанных в ст. 29 Закона о психиатрической помощи, либо оснований, предусмотренных другими законами, либо без таковых;

- помещение в психиатрический стационар лица, не страдающего либо страдающего психическим расстройством, в случаях, когда требуемое законом для такого помещения согласие лица на госпитализацию получено от него с помощью обмана, шантажа, угроз, насилия.

Обман может выражаться в намеренном введении лица в заблуждение относительно его психического состояния, нуждаемости в психическом обследовании или лечении, условий пребывания7. Лицо может быть помещено в психиатрическое отделение под видом общесоматического. Состав преступления будет также в том случае, когда согласие на госпитализацию формально зафиксировано, но оно либо не отражает действительной позиции лица (его законного представителя), т.к. получено в результате давления на него, либо исходит от законного представителя, который инициировал помещение лица в стационар из корыстных или иных личных побуждений.

Преступление, предусмотренное ст.128 УК РФ, может выражаться, в частности, в насильственных или обманных действиях по водворению лица в психиатрический стационар в случаях:

- требующих его согласия на госпитализацию;

-в намеренном игнорировании судебного порядка в случае недобровольной госпитализации;

-в госпитализации без последующего комиссионного заключения врачей-психиатров либо на основании заключения, содержащего заведомо ложный диагноз и прогноз;


-в фальсификации данных о психическом состоянии лица, на которые затем ссылается комиссия врачей-психиатров и судья.

Эти действия могут маскироваться учинением подлогов в медицинской документации, что предполагает дополнительную квалификацию содеянного по ст.292 УК РФ (служебный подлог).

Уголовно-наказуемым является также покушение на преступление данного вида, т.е. умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение данного преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Уголовная ответственность может наступить и за приготовление к преступлению, предусмотренному ст.128 УК РФ, однако только при условии квалификации действий виновного по части 2 этой статьи. Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от виновного лица обстоятельствам (ст.30 УК РФ).

Оставление лица в стационаре свыше 6 месяцев при возможном сохранении оснований для недобровольной госпитализации, предусмотренных ст.29 Закона о психиатрической помощи, без обращения представителя стационара в суд о продлении ее срока (при отсутствии преднамеренности в бездействии медицинских работников) может влечь ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ).

Угрозой необоснованного оставления лица в стационаре служит игнорирование администрацией психиатрического учреждения необходимости периодической (не реже одного раза в месяц) комиссионной оценки динамики состояния пациента.

Удержание в психиатрическом стационаре законно помещенного туда лица в случаях:

а) если имеется вступившее в законную силу решение суда об отказе в удовлетворении заявления представителя стационара о недобровольной госпитализации (или о её продлении);

б) выздоровления или улучшения психического состояния лица, при котором основания для недобровольной госпитализации (если они имелись) отпали, а само лицо не дало согласия на дальнейшее нахождение в стационаре;

в) завершения обследования или экспертизы может квалифицироваться как незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) или злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).


Незаконное помещение в психиатрический стационар может быть выражением объективной стороны состава другого преступления. Так, госпитализация лица, не страдающего психическим расстройством, с его согласия с целью освобождения его от уголовной ответственности за совершение им особо тяжкого преступления (т.е. умышленного деяния, за совершение которого предусмотрено наказание свыше десяти лет лишения свободы) при определенных условиях может квалифицироваться как заранее не обещанное укрывательство такого преступления (ст.316 УК РФ)8 либо влечь ответственность медицинского работника за соучастие (пособничество) в совершенном этим лицом преступлении в виде заранее обещанного сокрытия преступника (ст.33 УК РФ).

Субъектом данного преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Это могут быть лица, принявшие решении о стационировании - врач-психиатр, заведующий отделением, а также судьи и иные должностные лица, отдавшие распоряжение о помещении заведомо психически здорового человека в психиатрический стационар. Такие лица являются исполнителями преступления.

В принятии такого решения поэтапно участвуют несколько врачей-психиатров:

во-первых, врач ПНД, оформляющий направление на госпитализацию (в этом случае лицо доставляется в стационар в сопровождении санитара психиатрической перевозки), либо врач скорой психиатрической помощи при экстренном вызове;

во-вторых, врач приемного покоя (дежурный врач), опрашивающий лицо и оформляющий историю болезни;

в-третьих, лечащий врач, наблюдающий пациента в первые часы его пребывания в стационаре и назначающий лечение;

в-четвёртых, члены комиссии врачей-психиатров, обязанные освидетельствовать лицо, помещенное в стационар, в течение 48 часов.

Именно последние в соответствии со ст.32 Закона о психиатрической помощи принимают решение об обоснованности госпитализации. В случае признания госпитализации необоснованной лицо подлежит немедленной выписке. Свою лепту вносит и представитель стационара, которому надлежит подать в суд заявление о недобровольной госпитализации лица, если по заключению комиссии такая госпитализация обоснована. Соучастником преступления может выступать недобросовестный родственник госпитализированного, другое частное или должностное лицо, оказавшее давление на врача или вступившее с ним в сговор (ст.34 УК РФ).

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 128 УК) - то же деяние, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.


Состав данного преступления считается оконченным с момента фактического водворения лица в стационар независимо от длительности пребывания потерпевшего в нем.

Члены комиссии, хотя они и замыкают перечень врачей-психиатров, правомочных принимать решение, субъектами данного преступления выступать не могут, даже при наличии с их стороны виновного поведения. В9 таком случае «крайним» оказывается врач приемного отделения (дежурный врач), который за отведенное ему короткое время общения с доставленным в стационар лицом должен безошибочно диагностировать психическое состояние этого лица и спрогнозировать его поведение. В подобных ситуациях врач приемного покоя склонен передоверяться мнению своих коллег - врача ПНД, подготовившего направление на госпитализацию, врача скорой психиатрической помощи, который имел возможность оценить поведение лица во время приезда по экстренному вызову.

Врач приемного покоя, зачастую, «из благих побуждений» предпочитает оставить лицо в стационаре «на всякий случай» «до завтра», а фактически на 48 часов и даже более, рассчитывая на мнение членов комиссии. Таким образом, решение врача приемного покоя во многих случаях предопределено. Добиться возбуждения уголовного дела по факту незаконной госпитализации лица, которого выписали из стационара через 48 часов, практически невозможно. И это притом, что лицо, заведомо не нуждающееся в недобровольной госпитализации, на глазах у соседей выволакивается из дома, зачастую без одежды и личных вещей, подвергается связыванию и другим мерам физического стеснения, введению «успокоительных» средств.

Ему отказывается в возможности вызвать представителя. Фактически на двое суток без санкции судьи такое лицо лишается свободы, подвергается медикаментозному «лечению», фиксации и различным запретам. Факт госпитализации в психиатрическую больницу, пусть даже при наличии «хорошей» выписки из истории болезни, переправляемой в обязательном порядке в ПНД по месту жительства, может по понятным причинам поставить под сомнение реализацию многих его планов на будущее.

Привлечение к уголовной ответственности за незаконное помещение лица в психиатрический стационар врача-психиатра неправомерно, поскольку соответствующее решение принимает судья, а не врач. Следует констатировать, что судебная практика, как это нередко бывает, игнорирует доктринальные разработки и аксиомы теории уголовного права в угоду большей эффективности прагматической составляющей своей деятельности, что, однако, далеко не всегда означает повышение эффективности правоприменительной практики.


Субъективная сторона преступления. Данное преступление является умышленным, предполагает вину в форме прямого умысла. Это означает, что виновный осознает, что незаконно госпитализирует психически здоровое лицо помимо его воли, либо помещает в стационар лицо, страдающее психическими расстройствами, без законных оснований, и желает совершить названные действия. Возможность неосторожной формы вины ст.128 УК РФ исключает.

Мотивом и целью незаконного помещения лица в психиатрический стационар может быть: корысть, месть, карьеризм; намерение скомпрометировать потерпевшего, лишить его возможности участвовать в каких-либо служебных или общественных делах, в воспитании ребенка; желание избавиться от необходимости осуществления домашнего ухода за пожилым родственником, стремление впоследствии облегчить процедуру признания его недееспособным, завладеть его жилплощадью, пользоваться имуществом потерпевшего, а также иная личная или групповая заинтересованность.

В психиатрический стационар, зачастую, отправляют лиц, «жалующихся в различные инстанции», при отсутствии показаний для их недобровольной госпитализации.

2.2 Особенности квалификации незаконного помещение в психиатрический стационар

Незаконное помещение лица в психиатрический стационар наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 1 ст. 128).

Часть 2 ст. 128 УК РФ предусматривает два квалифицирующих признака (отягчающих обстоятельства) и соответственно устанавливает повышенную меру наказания - до 7 лет лишения свободы - за совершение этого деяния лицом с использованием своего служебного положения либо, если незаконное помещение в психиатрический стационар повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.

В этих случаях с учетом обстоятельств дела, а также личности виновного суд может в качестве дополнительного наказания лишить виновного права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Лицом, «использующим свое служебное положение», т.е. наделенным организационно-распорядительными функциями и использующим свои полномочия вопреки интересам службы, может быть, например, главный врач больницы, один из руководителей стационара или заведующий отделением, вышестоящее лицо в органах здравоохранения либо иное лицо, которое в силу своего служебного положения может влиять на принятие решения о незаконной изоляции потерпевшего в психиатрическом стационаре.