Файл: Вопросы к экзамену Понятия психического и психологического здоровья.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, СОДЕРЖАЩИЕ КОМПЛЕКТ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

для студентов направления подготовки 37.04.01 Психология,

направленность (профиль) «Психология здоровья»
Вопросы к экзамену

1. Понятия психического и психологического здоровья.

2. Личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники-анкеты.

3. Комплексные оздоровительные системы, взгляды на развитие человека.

4. Норма, здоровье, болезнь. Основные подходы в определении границ.

5. Психодиагностика свойств нервной системы и темперамента.

6. Дефицит времени как стресс-фактор. Инструменты управления временем. Основы тайм-менеджмента.

7. Научные основы жизни человека в работах Н.М. Амосова. Теория резервных мощностей.

8. Основные способы восстановления работоспособности и функциональной активности.

9. Психофизические и психоэнергетические методы управления уровнем стресса.

10. Системные подходы к толкованию здоровья, его уровни (подуровни здоровья Б.С. Братуся).

11. Понятие о психологической диагностике. Предмет и задачи психологической диагностики.

12. Специфика составления профилактических программ по поддержанию профессионального здоровья.

13. Критерии здоровья и методы его оценки.

14. Тесты интеллекта, тесты специальных способностей, объективные тесты личности и тесты достижений как подсистема объективного подхода.

15. Психологическая саморегуляция состояний. Основные классы методов и техник. Программы обучения навыкам саморегуляции и управления стрессом.

16. Факторы, определяющие здоровье человека.

17. Длительное переживание стресса и фиксируемые формы личностной дезадаптации.

18. Методы оценки адаптационных способностей и ресурсов стрессоустойчивости личности.

19. Оценка и самооценка здоровья. Понятие функционального потенциала.

20. Профессионально-этические аспекты психодиагностики.

21. Основные подходы и техники достижения релаксационного состояния.

22. Психология жизненной среды как составляющая наук о здоровье.

23. Компьютерная психодиагностика. Преимущества и недостатки.

24. Основные психодиагностические средства и методы оценки здоровья в составе превентивных программ.


25. Возможности человеческого организма, вопросы предельных и резервных мощностей.

26. Коррекция настроения. Психологическая самопомощь в преодолении депрессивного

состояния.

27. Стадии развития конфликта.

28. Основные понятия здорового образа жизни.

29. Основные психологические составляющие переживаний хронического стресса.

30. Стадии проведения переговоров и основные правила при их проведении.

31. Приемы повышения резервных мощностей организма.

32. Причины и виды стрессов в профессиональной деятельности.

33. Диагностическое исследование как процесс. Этапы сбора данных. Принципы выбора диагностических методик в зависимости от задач исследования. Правила применения психодиагностических методик.

34. Физические нагрузки как средство укрепления здоровья.

35. Классическая концепция стресса Г. Селье. Общий адаптационный синдром, основные закономерности проявлений и развития.

36. Оценка заданий теста с точки зрения объективности, надежности, валидности, трудности и дискриминантности.

37. Здоровье в парадигме гуманистического и трансперсонального направлений.

38. Профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация.

39. Диагностика психических состояний и совладающего поведения личности в экстремальных ситуациях.

40. Нормоцентрический и динамический подходы в определении здоровья.

41. Способы психогигиены и психопрофилактики личностного здоровья.

42. Понятие конфликта, конфликтной ситуации и их основные признаки проявления.

43. Виды здоровья и холистический подход к его изучению.

44. Психологические способы развития здоровья человека.

45. Преодоление стрессовых последствий конфликта.

46. Качество, уровень и стиль жизни как факторы здоровьесбережения.

47. Основные современные подходы к изучению стресса. Сравнительная характеристика подходов.

48. Медитативные техники управления психическим состоянием.

49. Здоровье как социальный феномен. Здоровье в структуре ценностных ориентаций

личности.

50. Факторы, влияющие на профессиональное здоровье (социально-психологические, личностные, профессиональные).

51. Характеристика типичных действий для противоборствующих сторон в процессе

назревания и нарастания конфликта.

52. Субъективное благополучие личности: характеристики и определяющие факторы.


53. Работоспособность как критерий профессионального здоровья. Факторы

профессиональной работоспособности.

54. Прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций.

55. Здоровье и гармония. Понятие гармонии личности.

56. Особенности развития личностных деформаций в процессе длительного переживания стресса, синдром профессионального выгорания.

57. Психотехнические методы регуляции психических состояний и уровня напряженности.

58. Проблема здоровья в профессиональной деятельности. Понятие и концепция

профессионального здоровья.

59. Копинг-ресурсы. Факторы, способствующие преодолению стрессовых ситуаций.

60. Основные способы восстановления работоспособности и функциональной активности.

61. Психические состояния как фактор и показатель здоровья.

62. Стресс и адаптация. Уровни адаптации и формы проявлений дезадаптации на

личностном и поведенческом уровнях.

63. Характеристика методов управления конфликтом.

64. Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания (личностные, поведенческие и социальные).

65. Особенности организации жизненного пространства детей.

66. Переговоры как способ разрешения конфликта.

67. Поведенческие модели изучения стресса. Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования. Основные субсиндромы проявлений стресса.

68. Диагностика деформаций и отклоняющегося поведения.

69. Поведенческие стратегии участников конфликта.

70. Понятия «психическое» и «психологическое» здоровье.

71. Понятие о психологической диагностике. Предмет и задачи психологической

диагностики.

72. Сравнительная характеристика современных подходов к изучению стресса.

73. Критерии здоровья и методы его оценки.

74. Профессионально-этические аспекты психодиагностики.

75. Стадии проведения переговоров и основные правила при их проведении.
Практические задания государственного экзамена:


  1. Приведите пример применения психологом психологических приемов, как помощь в острой стрессовой ситуации. Обоснуйте свой выбор с точки зрения психологического содержания ситуации.

  2. Приведите примеры приемов саморегуляции с учетом возрастных критериев клиента.

  3. Приведите примеры приемов саморегуляции применяемых в экстремальных ситуациях.

  4. Назовите основные принципы формирования психического здоровья по С.Грофу.

  5. Приведите пример воззрения на здоровье в средние века.

  6. Приведите пример воззрений на здоровье в античный период.

  7. Приведите пример воззрения на здоровье в период Возрождения.

  8. Приведите пример применения психологических методов для противостояния эмоциональному стрессу.

  9. Определите симптомы профессионального выгорания у спортсменов.

  10. Определите симптомы профессионального выгорания у работников МЧС.

  11. Определите симптомы профессионального выгорания у врачей.

  12. Определите симптомы профессионального выгорания у психологов.

  13. Определите симптомы профессионального выгорания у педагогов.

  14. Составьте список видов фрустрационный реакций по С.Розенцвейгу.

  15. Предложите прием рационализации эмоций (самоконтроль эмоций).

  16. Составьте перечень диагностических методик для выявления личностной фрустрации.

  17. Назовите основные темы вопросов и требования к последовательности вопросов для оценки и самооценки здоровья.

  18. Составьте перечень диагностических вопросов для выявления индивидуального представления о здоровом образе жизни.

  19. Назовите критерии оценки эффективности, которые надо учитывать при разработке коррекционных программ стрессоустойчивости.

  20. Составьте перечень методик для оценки отношения к здоровью.

  21. Составьте перечень методик для оценки установок на здоровьесбережение.

  22. Составьте перечень диагностических методик психических состояний.

  23. Напишите структуру психокоррекционной программы по стрессоустойчивости в геронтологии.

  24. Составьте перечень методов диагностики психических состояний.

  25. Составьте перечень диагностических методик для выявления личностного адаптационного потенциала.

  26. Составьте перечень системных подходов к толкованию здоровья по Б.С. Братусь

  27. Составьте перечень уровней (подуровни) здоровья по Б.С. Братусь.

  28. Разработайте план проведения психологической диагностики образа и качества жизни пожилого человека.

  29. Разработайте план проведения психологической диагностики образа и качества жизни для взрослого человека с учетом пола.

  30. Напишите факторы форитрования здорового образа жизни.

  31. Составьте перечень психологических механизмов здорового поведения.