Файл: Внеклассное мероприятие Уроксимфония Живое о живом. Поэтическое окружение А. А. Ахматовой.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 5
к Положению о краевом конкурсе «Лучшая креативная разработка
в воспитании обучающихся»
в 2022 году
Внеклассное мероприятие:
«Урок-симфония «Живое о живом.
Поэтическое окружение А.А.Ахматовой»».
Автор: Козленко И.И.,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3
Пояснительная записка
Тематическое направление: образовательное
Класс: 9
Тип урока: внеклассное мероприятие.
Цель: создать образ живого поэта.
Задачи:
-
рассмотреть роль поэтических встреч в творческой судьбе А.А. Ахматовой; -
раскрыть значимость поэтических перекличек творчества А.А. Ахматовой и А.А. Блока, А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилёва; -
обозначить ведущий мотив одного из стихотворений поздней лирики А.А. Ахматовой.
Для реализации цели и ряда задач были выбраны следующие методы:
Словесные методы: беседа, дискуссия, объяснение, рассказ;
Наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;
Практические методы: упражнения, тренинг.
Оборудование: мультимедиа, презентация, раздаточный материал; сборники стихотворений А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Цветаевой, М. Зощенко, И. Бродского.
Ход мероприятия.
-
ОНУ -
Формулирование темы урока.
Учитель: Вот уж вечер. В окнах домов постепенно загорается свет. Загорается так же, как загорался в стенах Фонтанного дома, где жила Анна Андреевна Ахматова. Но, может быть, он горит там и сейчас?
Её квартира всегда звучала самыми разными голосами. Анна Андреевна любила, когда у неё бывали гости. Но каждого ли гостя мы с радостью впускаем в дом? Нет, только любимых и родных нам людей. Вот и Ахматова впускала в свою квартиру близких по духу поэтов, создавая вокруг себя удивительное окружение.
Как вы думаете, о чём или о ком мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.
Ученик: Поэтическое окружение А.А.Ахматовой.
-
Мотивация.
Учитель: Совершенно верно, но главное, я хочу, чтоб на этом уроке вы погрузились в творческий мир поэта, представили, что
стоит только приоткрыть шторку, как напротив зажжется свет, в деревянных рамах покажутся тени, и Ахматова в кругу родных людей прочтет свои поэтические произведения.
Я хочу, чтоб мы поговорили о живых.
Фонтанный дом… Дом, в котором Ахматова прожила около двадцати лет. Только вслушайтесь в словосочетание «фонтанный дом», есть ли здесь какая-то игра звуков, напоминающая нам о самой Анне Андреевне? Что в себе таит это название «фонтанный дом»? А таит оно имя поэта.
Фонтанный дом – фонтанный – дом Анны…. Как таинственно и удивительно сложились обстоятельства. Но самое удивительное впереди.
-
Роль образа Белого зала в творческой судьбе А.А.Ахматовой.
Учитель: В этом доме был Белый зеркальный зал. Стоило только Анне Андреевне выйти из квартиры, как сразу она оказывалась в проекции трёх зеркал, которые, в свою очередь, отражались в других.
Зазеркалье было наполнено необычайным волшебством и таинственностью. Будущие силуэты бросали свою тень задолго до того, как войти.
-
Поэтические гости А.А.Ахматовой.
Учитель: Шаги… медленно, тихо… потом с нарастающей быстротой… Кто ты, маска? Расскажи, позволь услышать мелодию твоих стихотворений.
Чтение стихотворения А. Блока.
Учитель: Кто же ты маска? Ребята, кому же принадлежат эти строки?
Александр Александрович Блок – известный поэт, «певец символизма».
Окружение создало очень интересную легенду об их связи. В черновике стихотворения, посвящённого Анне Ахматовой, которое вы только что слышали, он осмелился назвать ее «демоном», а она отвечает ему тем же, именуя его под демоном в «Поэме без героя».
Поэт был значимым человеком в жизни Ахматовой, она отправляла на суд его свои стихи и, даже, целые сборники. И хотя и планировала написать остроумную книгу «Как у меня не было романа с Блоком», мы помним ее строки: «Любовникам всем своим я счастье приносила… один и теперь живой, в подругу свою влюбленный…», – но кто же этот поэтический любовник, как не Блок?
Но вот вновь слышны шаги сквозь зеркала… Еще один образ, маска, воспоминанье, тень… И уже другая мелодия начинает звучать сквозь его стихи.
Чтение стихотворения Гумилёва Из логова змиева
Учитель: Кто же скрывается под маской? Кто стал неотделимой частью жизни Анны Андреевны?
Ученики: Николай Степанович Гумилёв.
Учитель: Гумилев стал мужем Ахматовой и называл её любовью всей жизни, несмотря даже на их разрыв в 1918 году. Она не любила его, но бесконечно уважала и говорила о нём: «Он любил три вещи на свете: // За вечерней пенье, белых павлинов // И стертые карты Америки…. // А я была его женой»
И действительно, много времени Гумилёв проводил за границей, в экспедициях. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения – акмеизма, вскоре был создан журнал «Гиперборей», вышел сборник Гумилева «Чужое небо». В 1917 году при его участии было создано поэтическое объединение «Цех поэтов».
Но с началом Первой мировой войны Гумилев, биография которого и так была насыщена неординарными событиями, добровольно идет на фронт. Он становится настоящим солдатом и за храбрость награждается тремя Георгиевскими крестами.
Но судьба этого поэта имеет трагический финал. В 1921 году Николая Степановича арестовали, ему был вынесен приговор за участие в «таганцевском заговоре», но, по факту, лишь за то, что не захотел выдавать своих единомышленников. И он был приговорён к расстрелу.
Он ушёл из жизни, но навсегда остался в зазеркалье души Ахматовой.
И снова мерцание зеркал. Кто-то вновь должен войти?.. А может этот кто-то уже присутствует здесь, но тенью, невидимо, в маске? У каждого из вас на столах лежит стихотворение. Вам нужно прочитать его и постараться узнать, кто же скрывается за этой маской.
-
Итог урока.
Учитель: Шаги, шаги, зеркальный мир и маски, бесконечный маскарад жизни… И вновь звон, звон зеркал Белого зала в Фонтанном доме, Фонтанном, доме Анны. Мы назвали лишь два имени из тех, кто вошел в жизнь поэта. Попробуем расширить этот список. Чьи шаги слышны вам, ребята?
Учащиеся по очереди ставят на полку книги.
Ученик 1: Я слышу шаги Бориса Пастернака. Их с Ахматовой поэтический тандем был всем известен. Всем новым знакомым они давали читать свои главные сочинения, тревожно спрашивали: «Ну как?» – и с трепетом ожидали ответа.
Ученик 2:
Слышатся шаги Осипа Мандельштама. Мандельштама и Ахматову связывала поэтическая дружба, они посвящали друг другу стихи. Осип однажды сказал, что строки Ахматовой можно удалить из него только хирургическим путем.
Ученик 3: Мне кажется, где-то идёт Марина Цветаева. Ахматова до конца жизни не расставалась с шалью, подаренной ей Мариной.
Ученик 4: А я слышу шаги Михаила Зощенко. Именно вместе с этим поэтом Ахматова попала под удар при разгроме журнала «Звезда». Они были объединены одной бедой – исключением из Союза писателей СССР.
Ученик 5: И где-то рядом Иосиф Бродский. Он восхищался творчеством Ахматовой. И, когда она ушла в мир иной, назвал себя и своих поэтических единомышленников ахматовскими сиротами.
Учитель: Много встреч, теней, людей, масок было в жизни поэта. О некоторых мы смогли сказать сегодня. Наша полка не заполнена до конца, на ней ещё много места для тех, места для поэтических творений тех, с кем нам только предстоит ещё познакомиться.
-
Рефлексия. -
Отметки