Файл: Внеклассное мероприятие Уроксимфония Живое о живом. Поэтическое окружение А. А. Ахматовой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приложение 5

к Положению о краевом конкурсе «Лучшая креативная разработка

в воспитании обучающихся»

в 2022 году
Внеклассное мероприятие:

«Урок-симфония «Живое о живом.

Поэтическое окружение А.А.Ахматовой»».

Автор: Козленко И.И.,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3

Пояснительная записка

Тематическое направление: образовательное

Класс: 9

Тип урока: внеклассное мероприятие.

Цель: создать образ живого поэта.

Задачи:

  • рассмотреть роль поэтических встреч в творческой судьбе А.А. Ахматовой;

  • раскрыть значимость поэтических перекличек творчества А.А. Ахматовой и А.А. Блока, А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилёва;

  • обозначить ведущий мотив одного из стихотворений поздней лирики А.А. Ахматовой.

Для реализации цели и ряда задач были выбраны следующие методы:

­ Словесные методы: беседа, дискуссия, объяснение, рассказ;

­ Наглядные методы: демонстрация, иллюстрация, наблюдение;

­ Практические методы: упражнения, тренинг.

Оборудование: мультимедиа, презентация, раздаточный материал; сборники стихотворений А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Цветаевой, М. Зощенко, И. Бродского.

Ход мероприятия.

  1. ОНУ

  2. Формулирование темы урока.

Учитель: Вот уж вечер. В окнах домов постепенно загорается свет. Загорается так же, как загорался в стенах Фонтанного дома, где жила Анна Андреевна Ахматова. Но, может быть, он горит там и сейчас?

Её квартира всегда звучала самыми разными голосами. Анна Андреевна любила, когда у неё бывали гости. Но каждого ли гостя мы с радостью впускаем в дом? Нет, только любимых и родных нам людей. Вот и Ахматова впускала в свою квартиру близких по духу поэтов, создавая вокруг себя удивительное окружение.

Как вы думаете, о чём или о ком мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.

Ученик: Поэтическое окружение А.А.Ахматовой.

  1. Мотивация.

Учитель: Совершенно верно, но главное, я хочу, чтоб на этом уроке вы погрузились в творческий мир поэта, представили, что
стоит только приоткрыть шторку, как напротив зажжется свет, в деревянных рамах покажутся тени, и Ахматова в кругу родных людей прочтет свои поэтические произведения.

Я хочу, чтоб мы поговорили о живых.

Фонтанный дом… Дом, в котором Ахматова прожила около двадцати лет. Только вслушайтесь в словосочетание «фонтанный дом», есть ли здесь какая-то игра звуков, напоминающая нам о самой Анне Андреевне? Что в себе таит это название «фонтанный дом»? А таит оно имя поэта.

Фонтанный дом – фонтанный – дом Анны…. Как таинственно и удивительно сложились обстоятельства. Но самое удивительное впереди.

  1. Роль образа Белого зала в творческой судьбе А.А.Ахматовой.

Учитель: В этом доме был Белый зеркальный зал. Стоило только Анне Андреевне выйти из квартиры, как сразу она оказывалась в проекции трёх зеркал, которые, в свою очередь, отражались в других.

Зазеркалье было наполнено необычайным волшебством и таинственностью. Будущие силуэты бросали свою тень задолго до того, как войти.

  1. Поэтические гости А.А.Ахматовой.

Учитель: Шаги… медленно, тихо… потом с нарастающей быстротой… Кто ты, маска? Расскажи, позволь услышать мелодию твоих стихотворений.

Чтение стихотворения А. Блока.

Учитель: Кто же ты маска? Ребята, кому же принадлежат эти строки?

Александр Александрович Блок – известный поэт, «певец символизма».

Окружение создало очень интересную легенду об их связи. В черновике стихотворения, посвящённого Анне Ахматовой, которое вы только что слышали, он осмелился назвать ее «демоном», а она отвечает ему тем же, именуя его под демоном в «Поэме без героя».

Поэт был значимым человеком в жизни Ахматовой, она отправляла на суд его свои стихи и, даже, целые сборники. И хотя и планировала написать остроумную книгу «Как у меня не было романа с Блоком», мы помним ее строки: «Любовникам всем своим я счастье приносила… один и теперь живой, в подругу свою влюбленный…», – но кто же этот поэтический любовник, как не Блок?

Но вот вновь слышны шаги сквозь зеркала… Еще один образ, маска, воспоминанье, тень… И уже другая мелодия начинает звучать сквозь его стихи.


Чтение стихотворения Гумилёва Из логова змиева

Учитель: Кто же скрывается под маской? Кто стал неотделимой частью жизни Анны Андреевны?

Ученики: Николай Степанович Гумилёв.

Учитель:  Гумилев стал мужем Ахматовой и называл её любовью всей жизни, несмотря даже на их разрыв в 1918 году. Она не любила его, но бесконечно уважала и говорила о нём: «Он любил три вещи на свете: // За вечерней пенье, белых павлинов // И стертые карты Америки…. // А я была его женой»

И действительно, много времени Гумилёв проводил за границей, в экспедициях. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения – акмеизма, вскоре был создан журнал «Гиперборей», вышел сборник Гумилева «Чужое небо». В 1917 году при его участии было создано поэтическое объединение «Цех поэтов».

Но с началом Первой мировой войны Гумилев, биография которого и так была насыщена неординарными событиями, добровольно идет на фронт. Он становится настоящим солдатом и за храбрость награждается тремя Георгиевскими крестами.

Но судьба этого поэта имеет трагический финал. В 1921 году Николая Степановича арестовали, ему был вынесен приговор за участие в «таганцевском заговоре», но, по факту, лишь за то, что не захотел выдавать своих единомышленников. И он был приговорён к расстрелу.

Он ушёл из жизни, но навсегда остался в зазеркалье души Ахматовой.

И снова мерцание зеркал. Кто-то вновь должен войти?.. А может этот кто-то уже присутствует здесь, но тенью, невидимо, в маске? У каждого из вас на столах лежит стихотворение. Вам нужно прочитать его и постараться узнать, кто же скрывается за этой маской.

  1. Итог урока.

Учитель: Шаги, шаги, зеркальный мир и маски, бесконечный маскарад жизни… И вновь звон, звон зеркал Белого зала в Фонтанном доме, Фонтанном, доме Анны. Мы назвали лишь два имени из тех, кто вошел в жизнь поэта. Попробуем расширить этот список. Чьи шаги слышны вам, ребята?

Учащиеся по очереди ставят на полку книги.

Ученик 1: Я слышу шаги Бориса Пастернака. Их с Ахматовой поэтический тандем был всем известен. Всем новым знакомым они давали читать свои главные сочинения, тревожно спрашивали: «Ну как?» – и с трепетом ожидали ответа.

Ученик 2:
 Слышатся шаги Осипа Мандельштама. Мандельштама и Ахматову связывала поэтическая дружба, они посвящали друг другу стихи. Осип однажды сказал, что строки Ахматовой можно удалить из него только хирургическим путем.

Ученик 3: Мне кажется, где-то идёт Марина Цветаева. Ахматова до конца жизни не расставалась с шалью, подаренной ей Мариной.

Ученик 4: А я слышу шаги Михаила Зощенко. Именно вместе с этим поэтом Ахматова попала под удар при разгроме журнала «Звезда». Они были объединены одной бедой – исключением из Союза писателей СССР.

Ученик 5: И где-то рядом Иосиф Бродский. Он восхищался творчеством Ахматовой. И, когда она ушла в мир иной, назвал себя и своих поэтических единомышленников ахматовскими сиротами.

Учитель: Много встреч, теней, людей, масок было в жизни поэта. О некоторых мы смогли сказать сегодня. Наша полка не заполнена до конца, на ней ещё много места для тех, места для поэтических творений тех, с кем нам только предстоит ещё познакомиться.

  1. Рефлексия.

  2. Отметки