Файл: Основные понятия и история возникновения молодёжных субкультур.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Пацифизм, отвращение ко всем формам агрессии (знаменитый лозунг «MakeLoveNotWar»).
Начиная с середины 90-х годов, приток подростков в эту субкультуру почти иссяк, именно поэтому данная субкультура сохранилась в сильно размытом состоянии.
Признаки хиппи, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах:
1. Ношение «пацифика» - схематически-стилизованного изображения лапки голубя в круге, символизирующее идеологию
4. Ношение хайратника – полоски из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются волосы по окружности головы. Встречается также в ролевом сообществе.
5. Ношение ксивника – маленькой нашейной сумочки прямоугольной формы на шнурке, предназначенной для ношения документов, денег, сигарет т.п.
6. Ношение браслетов – «фенек». Создаются из различных материалов: кожи, ткани, ниток, наиболее часто – плетутся из бисера с использованием лески.
7. Демонстративное хождение босиком, в местах для этого не предназначенных. Например, в городе.
8. Демонстративная неухоженность внешнего вида, разной степени санитарно-гигиенические проблемы.
4.2. Люберы
Еще одна субкультура, которой на данный момент не существует, это люберы. Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в так называемой практике «ремонта» - целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т.д. в качестве «меры перевоспитания»). В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.
Первые спонтанные практики «ремонта» позже преимущественно стали характеризовать некоторые экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы).
Заключение
Молодежная субкультура - система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.
Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой - способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.
Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.
В своей работе я попыталась рассмотреть множество субкультур, существующих в современном обществе и выделяемым по различным признакам. Выяснила, что именно условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры, которые являются неотъемлемым звеном всей культуры в целом.
По данной работе можно сделать следующие выводы:
-
Субкультура - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Контркульту́ра - специфический вид субкультуры, которая противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями -
Субкультура и контркультура являются частью одного целого, между ними много общего и переход из субкультуры в контркультуру вполне возможен; -
Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности; -
В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.
Библиография
Список литературы
-
Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М.,1990г. -
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб.пособие. Ростов н/Д, 2001. -
Запесоцкий А., Фаин А. «Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных объединений» Москва ПРОФИЗДАТ, 1990. -
Козлова А.Г., Гаврилова М.С. Молодежная культура и ценности будущего. СПб., 2001. -
Куницина В.Н., Какринова Н.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2001. -
Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы/ «Социс» –2010. – №15. – с. 94. -
Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб.пособие. М., 2004. -
Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебник. СПб., 1996. -
Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87. -
Ольшанский Ф.Д. «Неформалы: групповой портрет в интерьере» Москва «Педагогика» 1990 -
Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; -
Щепанская Т. Антропология молодёжного активизма // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб.: Норма, 1999. С. 262 – 302.
Список интернет-ресурсов
-
http://www.sub-culture.ru/ -
http://neogot.ru/Istoria_gotiki.html -
Причины возникновения и типологии молодежных субкультур// EducationandScience (электронный ресурс), режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Philosophia/4_56814.doc.htm -
Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа: http://www.subcult.ru
Приложение
Таблица. Различия между субкультурой и контркультурой.
Молодежная субкультура | Контркультура |
основная атмосфера – игра | основная стихия – митинг |
наличие оппозиции «они» – «мы» | наличие общего значимого врага |
конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира | деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом» |
борьба за выживание | борьба за победу |
закрытость, эскапизм | открытость, противостояние и война |
уход от встреч с врагом | постоянный поиск встреч с врагом |
пассивно-оборонительная позиция | агрессивно-наступательная позиция |
цель – изменение самого себя | цель – изменение общества |